Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:

Исследование влияния оздоровительной формы занятий физической культуры на студентов специальной медицинской группы.


Задачи:

1. Дать теоретический анализ современного состояния проблемы оздоровительной физической культуры со студентами специальной медицинской группы;

2. Проанализировать основные современные виды оздоровительной формы обучения физической культурой, их сущность и особенности;

3. Изучить структуру и методику проведения оздоровительного учебного занятия по физической культуре;

4. Провести занятия по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) по оздоровительной методике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы совершенствования системы физического воспитания в вузах ………………………………………………...5

1.1. Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ……………………………………………5

1.2. Физиологические основы оздоровительной тренировки …………..9


Глава 2. Основные современные формы оздоровительной физической культуры ………………………………………………………………………....14

2.1. Ациклические упражнения ………………………………………….14

2.2. Циклические упражнения …………………………………………...19


Глава 3. Особенности физического воспитания студентов специальной медицинской группы при использовании оздоровительных методик ………23

3.1. Комплектование групп студентов специального медицинского отделения ………………………………………………………………………...23

3.2. Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) ……………………………………………………….27


Заключение ……………………………………………………………….34

Список литературы ………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 178.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  физической культуре 

     Тема: «Оздоровительная форма занятий  по физической культуре со

     студентами  специальной медицинской группы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление 

     Введение ……………………………………………………………………3

     Глава  1. Теоретический анализ проблемы совершенствования системы физического воспитания в вузах ………………………………………………...5

     1.1. Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ……………………………………………5

     1.2. Физиологические основы оздоровительной тренировки …………..9 

     Глава 2. Основные современные формы оздоровительной физической культуры ………………………………………………………………………....14

     2.1. Ациклические упражнения ………………………………………….14

     2.2. Циклические упражнения …………………………………………...19 

     Глава 3. Особенности физического воспитания студентов специальной медицинской группы при использовании оздоровительных методик ………23

     3.1. Комплектование групп студентов  специального медицинского отделения ………………………………………………………………………...23

     3.2. Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) ……………………………………………………….27 

     Заключение ……………………………………………………………….34

     Список  литературы ………………………………………………………35 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  темы

     Стратегия оздоровительной формы обучения на занятиях по физической культуре заключается в том, что формируется индивидуальная активность студента, направленная на заботу о его здоровье и физическом совершенствовании, оздоровление среды обитания и всего образа жизни, а также искоренение вредных и внедрение полезных привычек. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы [12].

     Здоровье студенческой молодежи, его сохранение и укрепление – одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед вузами нашей страны. Решение данной проблемы требует внедрения оздоровительных форм обучения физической культуры, направленных на реализацию эффективных способов профилактики заболеваний и реабилитацию студентов средствами оздоровительной физической культуры.

     В связи с этим выбранная тема данной курсовой работы является актуальной. 

     Цель  работы:

     Исследование  влияния оздоровительной формы занятий физической культуры на студентов специальной медицинской группы. 

     Задачи:

     1. Дать теоретический анализ современного состояния проблемы оздоровительной физической культуры со студентами специальной медицинской группы;

     2. Проанализировать основные современные виды оздоровительной формы обучения физической культурой, их сущность и особенности;

     3. Изучить структуру и методику проведения оздоровительного учебного занятия по физической культуре;

     4. Провести занятия по физической культуре со студентами специальной медицинской группы ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита) по оздоровительной методике. 

     Объект  исследования

     Процесс физического воспитания студентов  специальной медицинской группы по оздоровительной системе. 

     Практическая значимость

     Проведение анализа сущности и особенностей, изучение структуры и методики оздоровительной формы обучения физической культурой и использование данной формы обучения со студентами специальной медицинской группы, позволит скорректировать и активизировать уровень физического состояния студентов в вузах. 

     Структура и объем работы

     Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Основной текст работы изложен на 37 страницах. Список литературы состоит из  27 наименований. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава  1. Теоретический анализ проблемы совершенствования системы физического воспитания в вузах

     1.1. Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем

     Система физического воспитания в вузах постоянно совершенствуется преимущественно на основе научной и научно-методической работы, проводимой на кафедрах физического воспитания. В последние годы значительно вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных эффективности внедрения новых форм, средств и методов физкультурной деятельности студенческой молодежи. При этом значительный интерес представляют работы, в которых положено начало новым подходам в разработке концепции теории физической культуры и ее реализации в условиях гуманитаризации вузовского образования [3, 9].

     Если  оценивать положительный вклад специалистов в разработку проблемы физкультурной деятельности студентов, то необходимо отметить, что теоретические аспекты различных видов физической культуры, обоснование целенаправленного использования ее новых форм, средств и методов еще не нашли практического применения. Главными критериями при разработке различных видов физической культуры в вузах следует считать как объективные (требования общества), так и субъективные (личное желание) потребности в различных видах физкультурной деятельности. Для каждого из видов физической культуры необходимо разработать свою теорию, организацию, задачи, формы, средства и методы, связи с другими её видами.

     Этот подход направлен непосредственно на удовлетворение потребности, мотивов и личностных ориентации, связанных с формированием имиджа современной девушки, юноши, и в значительной степени повысит престиж физической культуры в системе гуманитаризации вузовского образования [5].

     Анализ  современной литературы по физическому воспитанию показывает, что сохранение и укрепление здоровья составляет одно из важнейших направлений развития оздоровительной физической культуры [2, 4, 7, 8, 18, 24]. Актуальность разработки данной проблемы объясняется тем обстоятельством, что за последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения России [19 – 22]. Особую тревогу в данной ситуации вызывает состояние здоровья учащейся молодежи нашей страны, так как усложнившаяся экологическая и социальная ситуация прежде всего сказывается на физическом развитии и состоянии здоровья растущего организма. В последние годы появилось много литературных данных, свидетельствующих о снижении уровня здоровья студентов в процессе обучения [9].

     Литературный  анализ данных по результативности выполнения контрольных тестов студентами первокурсниками показывает, что снижается и физическая подготовленность поступающей в вуз молодёжи [25]. Число студентов, относящихся к специальной медицинской группе увеличивается: от 9-11% на первом курсе до 24-26% на старших курсах.

     Большинство исследователей полагают, что одной  из причин снижения уровня здоровья и  физической подготовленности является нерешённость проблемы индивидуального подхода. Это приводит к низкой эффективности физического воспитания и, как следствие этого объективного фактора, к слабой заинтересованности занятий физическими упражнениями, низкому уровню физкультурной грамотности, неразвитости мотивации и потребностей в освоении ценностей физической культуры [1, 17].

     Реализация  индивидуального и типологического подходов будет содействовать развитию интеллектуальных и познавательных способностей, повышению интереса к занятиям физическими упражнениями, воспитанию положительных эмоций, снижению умственного утомления и эмоционального напряжения, и повышению успеваемости школьников и студентов.

     Среди причин ухудшения здоровья и снижения уровня физической подготовленности авторы называют также социально-экономические  и экологические факторы [21].

     Кроме этого, многие студенты с неохотой занимаются видами спорта, которые традиционно преподаются в вузах (легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, коньки и др.) и которые имеют достаточное научно-методическое обеспечение. Современная молодёжь увлекается новыми видами физической активности, широко вошедшими в массы. К ним можно причислить аэробику и её разновидности (степ, слайд, джаз, аква- или гидро- и танцевальную аэробику и т.д.). В числе факторов, способствующих появлению новых нетрадиционных видов двигательной активности, профессор РГАФКа В.М. Смолевский называет: 1) поиск нового в данной сфере; 2) неудовлетворённость гимнастикой в той форме, которая преподносится; 3) рекламу новых видов гимнастики и зарубежного образца. Квалифицированных специалистов в этих новых областях не хватает, их подготовка, осуществляется спортивными клубами преимущественно на коммерческой основе. Имеющиеся работы по методике проведения занятий оздоровительной формы ориентированы, в основном, на клубную работу и не учитывают специфики вуза [10, 13]. И в большинстве методических работ нет классификации упражнений, программы, методов обучения. Методика и эффективность применения средств оздоровительного физического воспитания в годичном цикле занятий на основе индивидуальных морфофункциональных особенностей организма освещены недостаточно.

     Эффективность физического воспитания связана с оперативной диагностикой физического состояния студентов. Только имея информацию об уровне физической подготовленности, индивидуальных способностях организма к выполнению нагрузки, возможно определить содержание занятий, внести в него требуемые коррективы. К сожалению, зачастую диагностика сводится к тестированию студентов в начале и в конце учебного года и носит лишь констатирующий характер. Дальнейшей педагогической интерпретации данные не получают, и это не случайно, так как для того, чтобы проанализировать результаты тестирования и сделать выводы о возможных педагогических мерах, преподавателю требуется слишком много времени. Сократить это время, повысить информативность тестовых результатов позволит применение программно-технологических комплексов, предназначенных для решения задач по оценке физического статуса занимающихся, организации и хранения данных для последующих анализов и индивидуальных рекомендаций по коррекции здоровья и телосложения.

     Учитывая  всё перечисленное можно сказать, что разработка методики применения средств оздоровительной формы обучения физической культурой для укрепления здоровья и успешного выполнения нормативных требований вузовской программы на основе реализации принципов индивидуального и типологического подходов обусловлена потребностями практики физического воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Физиологические  основы оздоровительной  тренировки

     Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом - кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

     В оздоровительной тренировке (так  же, как и в спортивной) различают  следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип  нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность  занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями.

Информация о работе Оздоровительная форма занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы