Особенности спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть спорт как компонент физической культуры;
Рассмотреть социальную сущность спортивной деятельности;
Изучить специфику спортивной деятельности.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТА КАК КОМ-ПОНЕНТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .....................................................................................................5
1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены.......................5
1.2. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта…..........................................................................................................10
1.3. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения......................................................................................15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..............22
2.1. Характеристика системы тренировочно- соревновательной подготовки….................................................................................................. 22
2.2. Спортивные достижения и тенденции их развития................................26
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы.............................................................33

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 137.54 Кб (Скачать)

Материально-техническое  обеспечение. За последние годы в  спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенство­ванием  материально-технической базы, созданием  новых моделей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы ежегодно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению  спортивной техники, совершенствованию  методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов. [10]

Финансирование спорта осуществляется из различных источников: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это  позволяет создать ус. ловия для  бесплатных занятий спортом наиболее одаренных детей, подростков и взрослого  населения в спортивных школах, в  системе образования и некоторых  других организаций. [11]

 В последние годы  федерации по видам спорта, ДСО,  региональные, ведомственные спортивные  организации, клубы, команды успешно  переходят на самофинансирование  и другие нетрадиционные формы  финансового самообеспечения, что  позволяет эффективно решать  многие вопросы в системе спортивной  подготовки.

Управление и организационная  структура. Система управления совершенствованием спортсмена - это совокупность управляв мой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она носит комплексный  характер и охватывает все уровни управления непосредственно подготовкой  спортсменов, местный, региональный, федеральный. На каждом уровне решаются специфически задачи, соподчиненность и скоординированность  которых определяет системность  управления. Комплексность проявляется  также в том, что в системе управления присутствуют различные компоненты - биологические, социально-экономические, материально-технические, информационные и др. [9]

 В системе управления  выделяют организационную структуру  и механизм, обеспечивающий функционирование  системы и достижение целей.

 Под организационной  структурой следует понимать  совокупность взаимосвязей и  соподчиненности различных спортивных  организаций, цели, задачи и функции  системы в целом и отдельных  ее компонентов, потоки информации  между ними.

 Механизм управления - это комплекс различных методов,  приемов, стимулов, которые применяются  людьми в управлении подготовкой  спортсменов. [11]

 Структура отечественной  системы подготовки спортсменов  складывалась исторически, она  включает в себя множество  различных организаций и носит  государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках  этой структуры осуществляется  управление как массовой физической  культурой, так и спортом высших  достижений. В условиях исключительно  сложного строения организационной  структуры проявляются различные  тенденции: с одной стороны,  интеграция, кооперирование, координация,  с другой административная и  функциональная обособленность, формирование  узковедомственных и узкоорганизационных  целей. [13]

 

2.2 Спортивные  достижения и тенденции их  развития 

Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демон страцией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д. [12]

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) I достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся ; спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся. [12]

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: I индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 2). Рассмотрим эти факторы более подробно. [12]

Индивидуальная  одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным  компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга. [12]

В основе развития определенных способностей к видам  спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности.

Рис. 2



Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте — системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей.

А для этого  необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности. [12]

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми  моментами:

  •   составом способностей к определенному виду спорта;
  •   объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

— какими путями добиться формирования этих способностей, 
если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в 
случае их низкого уровня. [12]

Степень подготовленности к спортивному  достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда. [12]

В этой связи спортивные достижения — это «показатель  размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути» .[6] B настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день. [12]

Все это предъявляет высокие  требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень  подготовленности спортсмена зависит  от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений. [12]

Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других — с временным плато (стабилизацией), на третьих — с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности). [12]

Динамика роста  спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой , впервые обоснованной польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна. [12]

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с  началом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности. [12]

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется  фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза.логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг). [12]

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так  и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров  вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов». [12]

Заключение

Многогранные способности, формирующиеся средствами различных  видов физической культуры, а также  специфическими средствами и методами, будучи включенными в профессиональную деятельность, социальное общение и  научное познание, становятся необходимым  компонентом, важнейшим условием дальнейшего  всестороннего развития будущих  специалистов различных видов их общественной жизнедеятельности.

 Спорт представляет  собой собственно соревновательную  деятельность, специальную подготовку  к ней, а также межчеловеческие  отношения нормы, ее присущие. Характерной особенностью спорта  является соревновательная деятельность, специфической формой которой  являются соревнования, позволяющие  выявлять, сравнить и сопоставлять  человеческие возможности на  основе четкой регламентации  взаимодействий соревнующихся, унификацией  состава действий (вес снаряда,  соперника и т. д.), условий из  выполнения и способов оценки  достижений по установленным  правилам. Специальная подготовка  к соревновательной деятельности  в спорте осуществляется в  форме спортивной тренировки.

Информация о работе Особенности спортивной деятельности