Особенности спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть спорт как компонент физической культуры;
Рассмотреть социальную сущность спортивной деятельности;
Изучить специфику спортивной деятельности.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТА КАК КОМ-ПОНЕНТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .....................................................................................................5
1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены.......................5
1.2. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта…..........................................................................................................10
1.3. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения......................................................................................15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..............22
2.1. Характеристика системы тренировочно- соревновательной подготовки….................................................................................................. 22
2.2. Спортивные достижения и тенденции их развития................................26
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы.............................................................33

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 137.54 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение...........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТА КАК КОМ-ПОНЕНТА  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .....................................................................................................5

1.1 Физическая культура  и спорт как социальные феномены.......................5

1.2. Основные понятия, относящиеся  к спорту. Классификация видов  спорта…..........................................................................................................10

1.3. Социальные функции  спорта. Основные направления в  развитии спортивного движения......................................................................................15

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..............22

2.1. Характеристика системы  тренировочно- соревновательной подготовки….................................................................................................. 22

2.2. Спортивные достижения  и тенденции их развития................................26

Заключение......................................................................................................32

Список использованной литературы.............................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что спорт  как специализированное направление  физической культуры и как система  отношений в жизни современного общества постоянно повышает свою значимость.

 В настоящий момент  и в руководстве страны, и в  обществе растет осознание роли  человеческого фактора в социально-экономическом  развитии. Оздоровление и формирование  здорового образа жизни населения  напрямую влияют на процессы  социально-экономического развития  общества. Сами по себе экономические  показатели не имеют смысла, если  в стране ухудшается здоровье  населения, сокращается продолжительность  жизни, а среди молодежи растут  преступность и наркомания. Огромным  социальным значением и потенциалом  в этом плане обладает физическая  культура и спорт. 

 Во-вторых, спорт имеет  целый ряд важных социально-значимых  функций, таких как культивирование  социально-ценных форм досуга, воспроизводство  рабочей силы, компенсация неудовлетворяющих  личность достижений в других  областях жизни, углубление внутригрупповой  и межгрупповой интеграции, социализация, воспитание здорового, физически  крепкого поколения и идеологическую  функцию. 

 В-третьих, спорт способствует  воспроизводству и поддержанию  высокой работоспособности человека, что имеет непосредственный социально-экономический  смысл. 

 Цель курсовой работы: изучить спорт как компонент  специализированного направления  физической культуры.

 Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть спорт как компонент физической культуры;
  2. Рассмотреть социальную сущность спортивной деятельности;
  3. Изучить специфику спортивной деятельности.

Характеристика работы:

1.Объем 34 страницы в  которую входит:

    • титульный лист
    • введение
    • основная часть
    • заключение
    • список литературы

2.Входит 1 таблица и 2 рисунка. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТА КАК КОМ-ПОНЕНТА  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Физическая  культура и спорт как социальные  феномены 

Физическая культура –  органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная  область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический  процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического  совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически  и развиваются в процессе жизни  под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.[1]

Физическая культура –  одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень  использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре  свободного времени; характер системы  физического воспитания, развитие массового  спорта, высшие спортивные достижения и др. [3]

Физическая культура –  неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место  в учебе, работе людей. Занятием физическими  упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться  в образовательных учреждениях  различных уровней поэтапно. Немалую  роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов. [1]

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство».

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное  оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение  человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные  выступления и др.). [8]

Результатом деятельности в  физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий  уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует  рассматривать как особый род  культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. [1]

 Спорт – явление культурной жизни.

Спорт – составная часть  физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически  сложился как особая сфера выявления  и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического  развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов. [9]

Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная  подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем  ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих  мобилизации физических, психических  и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих  себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом  становятся физической и духовной необходимостью. [3]

Компоненты физической культуры

Принято выделять следующие  разделы физической культуры:

1. Физическое воспитание  – это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических,  образовательных и воспитательных  задач путем применения системы  физических упражнений. Это вид  воспитания, специфика которого  заключается в обучении движениям  и управления развитием физических  качеств человека.

2. Спорт – специфическая  форма физической культуры, деятельность  которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных  физических и психологических  возможностей человека в процессе  выполнения разнообразных упражнений. Спорт как деятельность соревновательная  по своей сути максимален, независимо  от уровня квалификации спортсменов.

3. Физическая рекреация  – осуществление активного отдыха  с помощью физических упражнений.

4. Физическая реабилитация  – деятельность по восстановлению  частично утраченных или ослабленных  психофизических функций средствами  физической культуры. [1]

Процесс физического воспитания имеет два направления: обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям – процесс  формирования двигательных умений и  навыков. Воспитание физических качеств  это целенаправленное воздействие  на организм занимающегося посредством  нормирования функциональных нагрузок. Особенности и специфика физического  воспитания заключаются в том, что:

–  задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;

–     предметом  деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и  объектом деятельности;

–     продуктом  деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;

–   физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями. [2]

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена  – распорядок дня, гигиена сна, режим  питания, трудовой деятельности, гигиена  тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное  взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий  эффект, табл. 1. [6]

Физическое упражнение –  это совокупность непрерывно связанных  друг с другом движений направленных на достижение определенной цели.

С одной стороны слово  упражнение обозначает направленную повторность  действия с целью влияния на физические и психические свойства человека. С другой стороны внешним проявлением  физического упражнения является перемещение тела человека и его частей в пространстве и во времени. Эффект физических упражнений определяется прежде всего совокупностью физиологических, психологических и биомеханических воздействий на организм человека в процессе выполнения данного упражнения. [6]

Таблица 1.

1.Средства физического воспитания

содержание физического  упражнения

форма физического упражнения

2.Естественные силы природы

сопутствующие факторы (занятия  на природе)

самостоятельные средства (закаливание)

3.Гигиенические факторы

соблюдение режима (питание, сон)

гигиена (личная, общественная)


 

Физическое развитие –  это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических  и функциональных свойств организма, определяющий физическую дееспособность человека в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной  клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.), характеризуется  изменениями трех групп показателей:

-    показателями телосложения;

-  критериями здоровья;

-     показателями  развития физических качеств.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального  питания, режима труда и отдыха можно  изменять при необходимом направлении  приведенные выше показатели физического  развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе к географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.[2]

Информация о работе Особенности спортивной деятельности