Особенности спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть спорт как компонент физической культуры;
Рассмотреть социальную сущность спортивной деятельности;
Изучить специфику спортивной деятельности.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТА КАК КОМ-ПОНЕНТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .....................................................................................................5
1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены.......................5
1.2. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта…..........................................................................................................10
1.3. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения......................................................................................15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..............22
2.1. Характеристика системы тренировочно- соревновательной подготовки….................................................................................................. 22
2.2. Спортивные достижения и тенденции их развития................................26
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы.............................................................33

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 137.54 Кб (Скачать)

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую  физическую культуру, включенную в  рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные  со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой  используются в режиме активного  отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные  развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние  на текущее функциональное состояние  организма, нормализуя его и способствуя  созданию благоприятного функционального  «фона» жизнедеятельности. Ее следует  рассматривать как компонент  здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими  компонентами физической культуры и  прежде всего с базовой. [7]

 

1.2. Основные понятия,  относящиеся к спорту. Классификация  видов спорта

 Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью  является физическое совершенствование  человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без  которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного  результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно  определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области  физической культуры как специальная  сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей .[6]

Однако спорт нельзя сводить  только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью  и назначением спорта в нашем  обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт в  широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а  также специфические отношения, нормы и достижения в сфере  этой деятельности.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению  и распространению множества  отдельных видов спорта, которых  насчитывается в настоящее время  более 200. Каждый из них характеризуется  своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения  спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и  летних Олимпийских игр.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру  двигательной активности на шесть групп [6]:

1-я группа – виды  спорта, для которых характерна  активная двигательная деятельность  спортсменов с предельным проявлением  физических и психических качеств.  Спортивные достижения в этих  видах спорта зависят от собственных  двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится  большинство видов спорта;

2-я группа – виды  спорта, операционную основу которых  составляют действия по управлению  специальными техническими средствами  передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат  в этих видах во многом обусловлен  умением эффективно управлять  техническим средством и качеством  его изготовления;

3-я группа – виды  спорта, двигательная активность  в которых жестко лимитирована  условиями поражения цели из  специального оружия (стрельба, дартс);

4-я группа – виды  спорта, в которых сопоставляются  результаты модельно-конструкторской  деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5-я группа – виды  спорта, основное содержание которых  определяется на соревнованиях  характером абстрактно-логического  обыгрывания соперника (шахматы,  шашки, бридж и др.);

6-я группа – многоборья, составленные из спортивных дисциплин,  входящих в различные группы  видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское  многоборье, служебные многоборья  и др.). [6]

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том  случае, если есть хорошо отлаженная система  подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий  тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между  собой на основе определенных принципов  и обеспечивающих наилучшую степень  готовности спортсмена к высоким  спортивным достижениям. [7]

Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:

– систему отбора и спортивной ориентации;

– спортивную тренировку;

– систему соревнований;

– внетренировочные и внесоревновательные  факторы оптимизации тренировочно-соревновательного  процесса.

Основная подготовительно-тренировочная  деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой  специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий  его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в  системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная  сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая  объективно сравнивать определенные его  способности и обеспечить их максимальные проявления. [10]

Наивысшая готовность к выступлению  в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов  возможны при условии современного научно-методического обеспечения  всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым  понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных  данных и передовой спортивной практики.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность»  и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она  затрагивает различные сферы  деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества. [12]

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям  выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это  есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой  является установление общественно  значимых и личных результатов.

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования –  важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических  взаимоотношений, а также форма  общения между людьми или группами людей. [13]

Конечным результатом  соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется  количественным или качественным уровнем  показателей в спорте.

Спортивное достижение –  это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Наряду с понятием «спорт»  часто используют понятие «физическая  культура» или их сочетание «физическая  культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом  физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано  с тем, что под термином «физическая  культура» понимают органическую часть  культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике. [10]

Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

 

1.3 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения

Социальные функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. [3]

Функции спорта можно условно  подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению  действительности) и общие.

К первым относят соревновательно  – эталонную и эвристически –  достиженческую функцию.

Ко вторым причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного  воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и  социализации личности; коммуникативная  функция и экономическая функция.

Основу специфики спорта и его функции составляет то, что  он возник, развивался в качестве собственно-соревновательной деятельности, которая специально приспособлена  для максимального выявления, унифицированного сравнения и объективной оценки определенных человеческих возможностей в форме состязания, ориентированного на победу или возможно высокое достижение в самой этой соревновательной деятельности. Отсюда вытекает, прежде всего, значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т.е. специфическая  соревновательно-эталонная функция  спорта. [8]

Выявляемые и фиксируемые  в спорте достижения (в виде количественно  оцениваемых рекордов, выполняемых  классификационных нормативов и  т.д.), приобретая широкое признание, служат своеобразными измерителями индивидуальных и общечеловеческих возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четкими ориентирами на пути реализации этих возможностей. В отличие от иных эталонов, «спортивный эталон»  человеческих возможностей исторически  не остается неизменным, а прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию  усилий спортсмена по самосовершенствованию, направленному воздействию на развитие свой способностей. Такая эталонная  функция наиболее ярко выражена, естественно, в спорте высших достижений, где  устанавливаются и повышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба. Но в той или иной мере она свойственна  и спорту в целом. Она неотделима от самой сути его как деятельности, направленной на самоопределение и  самоутверждение индивида через  гуманно отлаженные формы честного соперничество. [3]

Эталонная функция спорта теснейшим образом сопряжена  с его эвристическо-достиженческой функцией, существенной как для индивида, так и для общества. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип эвристической деятельности, то есть деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружение  нового. В отличие от иных типов  эвристической деятельности, спортивная ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление наших собственных  достиженческих возможностей, а также  эффективных средств и методов  реализации их на все более высоком  уровне, причем таких в основе которых  лежат деятельностные способности  самого спортсмена. Соответственно в  процессе развертывание спортивной деятельности не просто воспроизводится  ранее достигнутые результаты, но и реализуются возможности новых  достижений, изыскиваются и воплощаются  в незаурядных результатах все  более действенные факторы спортивного совершенствования. [3]

К социально-общественным, прежде всего, относят функции личностно-направленного  воспитания, обучения и развития. Спорт  представляет большие возможности  не только для физического и спортивного  совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального  и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к  проявлению физических психических  сил представляют широкие возможности  для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат  в достижение воспитательных целей  зависит не только и не столько  от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются  не сами по себе, а посредством системы  воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта. [3]

Информация о работе Особенности спортивной деятельности