Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть спорт как компонент физической культуры;
Рассмотреть социальную сущность спортивной деятельности;
Изучить специфику спортивной деятельности.
Введение...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТА КАК КОМ-ПОНЕНТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .....................................................................................................5
1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены.......................5
1.2. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта…..........................................................................................................10
1.3. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения......................................................................................15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..............22
2.1. Характеристика системы тренировочно- соревновательной подготовки….................................................................................................. 22
2.2. Спортивные достижения и тенденции их развития................................26
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы.............................................................33
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой. [7]
1.2. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.
Исходя из сказанного выше,
спорт в узком понимании можно
определить как собственно соревновательную
деятельность, специфической формой
которой является система соревнований,
исторически сложившаяся в
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.
Развитие спорта во всем
мире привело к возникновению
и распространению множества
отдельных видов спорта, которых
насчитывается в настоящее
Все виды спорта, получившие
широкое распространение в
1-я группа – виды
спорта, для которых характерна
активная двигательная
2-я группа – виды
спорта, операционную основу которых
составляют действия по
3-я группа – виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);
4-я группа – виды
спорта, в которых сопоставляются
результаты модельно-
5-я группа – виды
спорта, основное содержание которых
определяется на соревнованиях
характером абстрактно-
6-я группа – многоборья,
составленные из спортивных
Достижение высоких спортивных
результатов возможно только в том
случае, если есть хорошо отлаженная система
подготовки спортсмена. Она представляет
собой совокупность методических основ,
организационных форм и условий
тренировочно-
Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:
– систему отбора и спортивной ориентации;
– спортивную тренировку;
– систему соревнований;
– внетренировочные и внесоревновательные
факторы оптимизации
Основная подготовительно-
Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления. [10]
Наивысшая готовность к выступлению
в соревнованиях и достижение
высоких спортивных результатов
возможны при условии современного
научно-методического
В практике спорта широко распространены
понятия «спортивная
Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества. [12]
Соревновательная деятельность
по отношению к официальным
Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования – важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. [13]
Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.
Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике. [10]
Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.
1.3 Социальные функции спорта и основные направления в развитии спортивного движения
Социальные функции спорта.
Под функциями спорта понимают объективно
присущие ему свойства воздействовать
на человека и человеческие отношения,
удовлетворять и развивать
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие.
К первым относят соревновательно – эталонную и эвристически – достиженческую функцию.
Ко вторым причисляют функции,
имеющие социально-общественное значение,
такие, как функция личностно-
Основу специфики спорта
и его функции составляет то, что
он возник, развивался в качестве собственно-соревновательной
деятельности, которая специально приспособлена
для максимального выявления, унифицированного
сравнения и объективной оценки
определенных человеческих возможностей
в форме состязания, ориентированного
на победу или возможно высокое достижение
в самой этой соревновательной деятельности.
Отсюда вытекает, прежде всего, значение
спорта как своего рода эталона оценки
человеческих возможностей, т.е. специфическая
соревновательно-эталонная
Выявляемые и фиксируемые в спорте достижения (в виде количественно оцениваемых рекордов, выполняемых классификационных нормативов и т.д.), приобретая широкое признание, служат своеобразными измерителями индивидуальных и общечеловеческих возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четкими ориентирами на пути реализации этих возможностей. В отличие от иных эталонов, «спортивный эталон» человеческих возможностей исторически не остается неизменным, а прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена по самосовершенствованию, направленному воздействию на развитие свой способностей. Такая эталонная функция наиболее ярко выражена, естественно, в спорте высших достижений, где устанавливаются и повышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба. Но в той или иной мере она свойственна и спорту в целом. Она неотделима от самой сути его как деятельности, направленной на самоопределение и самоутверждение индивида через гуманно отлаженные формы честного соперничество. [3]
Эталонная функция спорта
теснейшим образом сопряжена
с его эвристическо-
К социально-общественным, прежде
всего, относят функции личностно-