Особенности спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть спорт как компонент физической культуры;
Рассмотреть социальную сущность спортивной деятельности;
Изучить специфику спортивной деятельности.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТА КАК КОМ-ПОНЕНТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .....................................................................................................5
1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены.......................5
1.2. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта…..........................................................................................................10
1.3. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения......................................................................................15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..............22
2.1. Характеристика системы тренировочно- соревновательной подготовки….................................................................................................. 22
2.2. Спортивные достижения и тенденции их развития................................26
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы.............................................................33

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 137.54 Кб (Скачать)

В системе воспитания, в  том числе самовоспитания, спорт  имеет немаловажное значение и в  качестве одного из средств непосредственно  прикладной подготовки к трудовой и  боевой деятельности. Достигаемый в  процессе и в результате занятий  спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый  одновременно фонд полезных навыков  и умений могут в значительной мере предопределять ускоренное освоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности, способствовать совершенствованию  в ней. Особенно цены в этом отношении  виды спорта, как бы моделирующие существенные черты избранной профессиональной деятельности,- так называемые профессионально-прикладные виды спорта. [8]

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном  влияние спорта на состояние и  функциональных возможностей организма  человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий  спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей. [8]

Для многих спорт интересен  как волнующее зрелище. Эмоционально-зрелищная  функция спорта связана с его  основными специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлено его эстетической привлекательностью и усиливается по мере расширение аудитории его болельщиков. Без  болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением.

В русле широкого спортивного  движения возрастает ценность спорта как фактора социализации личности, социальной интеграции и международных  связей. В процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают  и проявляются в действии разнообразные  межчеловеческие отношения: межличностные, межгрупповые, межколлективные и  более широкие которые могут  иметь черты, как солидарности, содружества, так и соперничества, конкуренции. Специфически спортивные отношения (межличностные  отношения соперничества и содружество  отдельных спортсменов, между спортсменами и тренерами и т. д.) так или  иначе, включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорт. Совокупность всех этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального  опыта в сфере спорта, а через  него и более общего социального  опыта.

Спорт поэтому считают  одним из серьезных средств социализации личности.то есть освоение индивидом социального опыта- опыта межчеловеческого общения и социально оправданного поведения. [8]

По мере развертывания  спортивного движения как массового  общественного течения возрастает и его роль в социальной интеграции- объединение людей в сплоченные организации неформального и  официального характера на основе общности интересов и совместной деятельности по их удовлетворению. Спорт давно  уже, занял одно из самых видных мест в международном общении, обусловлен особыми коммуникативными свойствами, выражающимися в интернациональном  характере «спортивного языка». «Язык» этот - общечеловеческая логика честного, объективизированного состязания во имя  гуманистических ценностей, которое  в принципе не умаляет достоинств условных соперников и не разъединяет  их, а способствует выявлению лучших качеств каждого, взаимопознанию и  взаимопониманию, совместному движению к высотам человеческих свершений. Без этого международные спортивные связи не выросли бы в нашу эпоху до глобальных масштабов, а спортивное движение не стало бы широчайшим интернациональным течением современности. [8]

При характеристики социальной роли спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, прежде всего, повышением общего уровня работоспособности, упрочением здоровья, увеличением продолжительности  высокоактивной жизни трудящегося  человека – самого ценного «капитала» общества. Экономические отношения могут становиться доминирующими в некоторой части спорта, когда он профессионализируется и становится, по сути, отраслью бизнеса, подчиненный коммерческим интересам. [3]

Экономические значение имеют  также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая доля того, что вкладывают государство  и общественные организации в  развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.Классовая ограниченность функционирование и развитие физической культуры в любом эксплуататором обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, но и объективные экономические отношения . [3]

В современном мировом  спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления  и соответствующие им разделы  спортивной практики, которые часто  условно называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно  назвать общедоступным спортом  и спортом высших достижений.

Общедоступный, ординарный спорт (массовый) - называется массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений. Соответствующий раздел спортивного движения является базовым по отношению к спорту высших достижений, так как последний развивается на основе развития первого, хотя зависимость между ними не прямая, а опосредствованная рядом условий и потому проявляется главным образом в общей тенденции. [3]

Основные отличия массового, или ординарного, спорта определяется тем, что обычная спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и поэтому занимает подчиненное  место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений. Это не значит, что в личностные установки спортсмена в такой ситуации не входят стремление достичь высоких результатов. Такое стремление, стимулируется самой суть и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вносят свои ограничения. Выдающиеся достижения в современном спорте становятся реальными при повседневных больших затратах времени и сил на спортивную деятельность на протяжении ряда лет. [8]

В зависимости от того, в  какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных занятий, так или иначе, модифицируется. В ряду таких модификаций наиболее распространены следующие:

- «школьный спорт»- практика  использование спорта в школьной  системе общего образование воспитание  подрастающего поколения, где  спортивные занятия подчинены,  прежде всего, общепедагогическим  принципам и строятся в соответствии  с единой логикой и условиями  организации многосоставного учебно-восптитательного  процесса.

-«профессионально-прикладной  спорт»- практика использования  спорта в прикладной подготовке  к избранной профессиональной  деятельности (производственной, военнослужебной  и т. д.);

-«физкультурно-кондиционный  спорт» зрелых контингентов населения,  у которых не доминируют чисто  спортивные установки и занятия  спортом строятся, главным образом,  по типу физкультурно-спортивной  тренировки, способствующей сохранению  приобретенной ранее «кондиции», со строго регламентированным  участием в соревнованиях;

-«оздоровительно-рекреативный  спорт»- практика использования  элементов спорта в качестве  средства и метода достижения  эффекта здорового отдыха –  развлечения, активного восстановления  оперативной работоспособности  и организации интересного, эмоционально насыщенного досуга. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Характеристика  системы тренировочно-соревновательной  подготовки

Основными наиболее важными  компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки, как уже было ранее  сказано, являются (рис. 27): 1) система  отбора и спортивной ориентации; 2) система  соревнований; 3) система спортивной тренировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и  соревновательной деятельности: а) подготовка кадров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое  обеспечение; г) материально-техническое  обеспечение; д) финансирование; е) организационно-управленческие факторы; ж) факторы внешней среды. [9]

 Каждый компонент системы  спортивной подготовки имеет  свое функциональное назначение  и одновременно подчинен общим  закономерностям устройства, функционирования  и развития ее.

Система отбора и спортивной ориентации - это комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального  характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши  к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современном спорте, характеризующемся  постоянно усиливающейся конкуренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофунк-циональными  данными и синтезом физических, психических  и интеллектуальных способностей, находящихся  на исключительно высоком уровне развития. [9]

 Главное требование, предъявляемое  к системе отбора, состоит в  том, что она должна быть  органическим компонентом системы  многолетней подготовки, так как  способности могут быть выявлены  только в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства - врожденной и приобретенного, биологического и социального .

 

Рис. 1

Система соревнований (см. рис. 1). Спортивные соревнования являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также использую как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся. [9]

 Функции системы спортивных  соревнований в современном спорте  исключительно широки и многообразны. Система соревнований является  важнейшим универсальным механизмом  управления совершенствованием  мастерства спортсменов. Она во  многом определяет содержание, направленность  и структуру тренировочного процесса; выступает в качестве необходимого  инструмента контроля; оказывает  значительное воздействие на  развитие вида спорта; позволяет  оперативно организовать взаимодействие  мировой и отечественной системы  спортивной подготовки; способствует  развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма. [5]

Система спортивной тренировки (см. рис. 1). Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запла­нированных спортивных результатов в определенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

 Тренировочный процесс  является основой спортивной  подготовки, определяет характер  и содержание всей двигательной  деятельности, а также финансового,  материально-технического, информационного,  научного и медицинского обеспечения  и восстановительных мероприятий. [5]

 В процессе тренировочной  деятельности спортсмен совершенствует  свою физическую, техническую, тактическую  и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для  достижения их высокого уровня  является воспитание человека  и уровень его интеллектуальных  способностей.

Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы  соревнований и системы тренировки (см. рис. 1).

Кадры. Прогресс отечественной  системы подготовки спортсменов  обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых  спортсменов и тренеров, научным  потенциалом специалистов, способных  предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными для дальнейшего роста спортивных результатов. [13]

В тренировочном и соревновательном процессах широко применяются диагностическая, измерительная, вычислительная техника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.

 Следует отметить, что  развитие спортивной науки, внедрение  в спорт достижений мирового  научно-технического прогресса способствовали  привлечению к комплексному научному  и информационному обеспечению  подготовки спортсменов специалистов  различного профиля, педагогов,  врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др. [13]

Информация о работе Особенности спортивной деятельности