Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить спорт как компонент специализированного направления физической культуры.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть спорт как компонент физической культуры;
Рассмотреть социальную сущность спортивной деятельности;
Изучить специфику спортивной деятельности.
Введение...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТА КАК КОМ-ПОНЕНТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .....................................................................................................5
1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены.......................5
1.2. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта…..........................................................................................................10
1.3. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения......................................................................................15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..............22
2.1. Характеристика системы тренировочно- соревновательной подготовки….................................................................................................. 22
2.2. Спортивные достижения и тенденции их развития................................26
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы.............................................................33
В системе воспитания, в
том числе самовоспитания, спорт
имеет немаловажное значение и в
качестве одного из средств непосредственно
прикладной подготовки к трудовой и
боевой деятельности. Достигаемый в
процессе и в результате занятий
спортом повышенный уровень функциональных
возможностей организма и создаваемый
одновременно фонд полезных навыков
и умений могут в значительной
мере предопределять ускоренное освоение
спортсменом профессионально-
Оздоровительно-рекреативная
функция проявляется в
Для многих спорт интересен как волнующее зрелище. Эмоционально-зрелищная функция спорта связана с его основными специфическими свойствами как соревновательной деятельности, обусловлено его эстетической привлекательностью и усиливается по мере расширение аудитории его болельщиков. Без болельщиков спорт не стал бы общезначимым социальным явлением.
В русле широкого спортивного
движения возрастает ценность спорта
как фактора социализации личности,
социальной интеграции и международных
связей. В процессе спортивной деятельности
и в связи с ней возникают
и проявляются в действии разнообразные
межчеловеческие отношения: межличностные,
межгрупповые, межколлективные и
более широкие которые могут
иметь черты, как солидарности, содружества,
так и соперничества, конкуренции.
Специфически спортивные отношения (межличностные
отношения соперничества и
Спорт поэтому считают одним из серьезных средств социализации личности.то есть освоение индивидом социального опыта- опыта межчеловеческого общения и социально оправданного поведения. [8]
По мере развертывания
спортивного движения как массового
общественного течения
При характеристики социальной
роли спорта важно иметь в виду
его немалое экономическое
Экономические значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая доля того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.Классовая ограниченность функционирование и развитие физической культуры в любом эксплуататором обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, но и объективные экономические отношения . [3]
В современном мировом спортивном движении достаточно явно выделились два типовых направления и соответствующие им разделы спортивной практики, которые часто условно называют «массовый спорт» и «большой спорт», точнее их можно назвать общедоступным спортом и спортом высших достижений.
Общедоступный, ординарный спорт (массовый) - называется массовым, поскольку к нему причастно большое количество людей, практически включенных в собственно спортивную деятельность. В другом случае спорт можно охарактеризовать как ординарный, отнюдь не массовый. В рамках этого вида спортивного движения фактически достигается обыденный (ординарный) уровень спортивных результатов, являющийся, в принципе, общедоступным и менее высоким, чем уровень абсолютных спортивных достижений. Соответствующий раздел спортивного движения является базовым по отношению к спорту высших достижений, так как последний развивается на основе развития первого, хотя зависимость между ними не прямая, а опосредствованная рядом условий и потому проявляется главным образом в общей тенденции. [3]
Основные отличия массового, или ординарного, спорта определяется тем, что обычная спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и поэтому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений. Это не значит, что в личностные установки спортсмена в такой ситуации не входят стремление достичь высоких результатов. Такое стремление, стимулируется самой суть и внутренней организацией спорта в целом, но объективные условия реализации спортивных притязаний в рамках ординарного спорта вносят свои ограничения. Выдающиеся достижения в современном спорте становятся реальными при повседневных больших затратах времени и сил на спортивную деятельность на протяжении ряда лет. [8]
В зависимости от того, в какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных занятий, так или иначе, модифицируется. В ряду таких модификаций наиболее распространены следующие:
- «школьный спорт»- практика
использование спорта в
-«профессионально-прикладной
спорт»- практика использования
спорта в прикладной
-«физкультурно-кондиционный
спорт» зрелых контингентов
-«оздоровительно-рекреативный
спорт»- практика использования
элементов спорта в качестве
средства и метода достижения
эффекта здорового отдыха –
развлечения, активного
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Характеристика
системы тренировочно-
Основными наиболее важными
компонентами системы тренировочно-
Каждый компонент системы
спортивной подготовки имеет
свое функциональное
Система отбора и спортивной
ориентации - это комплекс организационно-методических
мероприятий педагогического, медико-биологического,
психологического и социального
характера, позволяющих определить
высокую степень
Главное требование, предъявляемое
к системе отбора, состоит в
том, что она должна быть
органическим компонентом
Рис. 1
Система соревнований (см. рис. 1). Спортивные соревнования являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также использую как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся. [9]
Функции системы спортивных
соревнований в современном
Система спортивной тренировки (см. рис. 1). Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запланированных спортивных результатов в определенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.
Тренировочный процесс
является основой спортивной
подготовки, определяет характер
и содержание всей
В процессе тренировочной
деятельности спортсмен
Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки (см. рис. 1).
Кадры. Прогресс отечественной
системы подготовки спортсменов
обеспечивается уровнем профессиональной
квалификации кадров, наличием талантливых
спортсменов и тренеров, научным
потенциалом специалистов, способных
предлагать эффективные технологии
и методики в тех направлениях,
которые являются наиболее перспективными
для дальнейшего роста
В тренировочном и
Следует отметить, что
развитие спортивной науки,