Особенности содержания и структура спортивной подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:26, реферат

Описание работы

Цель спортивной подготовки – оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность. Обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Содержание

Введение
I. Основные понятия компоненты спортивной подготовки
1.Физическая подготовка спортсмена
2. Техническая подготовка спортсмена
3. Тактическая подготовка спортсмена
4. Психологическая подготовка спортсмена
5. Теоретическая подготовка спортсмена
II. Спортивная форма
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат физра1111111.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     Спортивная  форма - многофакторное явление со сложной  иерархической структурой. В качестве интегральной, наиболее обобщенной модели готовности спортсмена реализовать  свои возможности в спортивном достижении чаще всего принимается единство между основными сторонами подготовки - физической, технической, тактической и психической. Однако эти основные компоненты спортивной формы (факторы спортивного достижения) имеют свои иерархические уровни, которые предопределяют сложные взаимосвязи и отношения, возникающие между ними в различных фазах адаптационного процесса. 

     Компоненты  спортивной формы имеют различную  степень устойчивости. Некоторые  из них относительно стабильны, преимущественно  вегетативные функции и основные (специфичные для данного вида спорта) двигательные стереотипы, как функция прочных (кумулятивных) эффектов тренировочных воздействий. Другие - сравнительно более мобильные - отражают оперативное и текущее состояния организма - возможности его адаптации к динамическим изменениям внешней среды. 

     Связи между компонентами спортивной формы  мультиколинеарны, т.е. множественны и  сложно (прямо и косвенно) увязаны  между собой. Известно, что некоторые  из них отличаются своими положительными коррелятивными зависимостями. Между другими, например между аэробными и анаэробными процессами и т.д., существуют конкурентные отношения. 

     Отношения между компонентами спортивной формы  имеют специфический характер в  зависимости от особенностей двигательной деятельности. Это определяет особенности факторной структуры спортивной формы для отдельных видов спорта и дисциплин и объективные границы для ее переустройства на различных этапах спортивной подготовки. 

     Спортивная  форма - строго индивидуальное адаптивное состояние организма, которое отличается динамикой своих генотипных и фенотипных характеристик в процессе спортивного совершенствования. С повышением спортивного мастерства эта динамика приобретает более устойчивый характер и создает объективные предпосылки для целенаправленного избирательного управления спортивной формой как главной предпосылкой к достижению высоких и стабильных спортивных результатов. 

     Следовательно, спортивная форма - это состояние, которое  отражает генерализованный процесс  биосоциальной адаптации: переход  от более низких детерминированных состояний к более высоким вероятностным (стохастическим) уровням поведения всей системы - "спортсмен". Для первого уровня характерны адаптивные реакции организма, которые формируют долговременные и устойчивые показатели тренированности как естественной и единственно возможной базы для достижения спортивной формы. Для второго уровня характерны реакции в поведении индивида, которые формируют оперативные (гораздо более мобильные) компоненты адаптационного процесса, непосредственно связанные с факторами социально-психологического характера. В своем единстве они определяют допустимые границы целенаправленных тренировочных нагрузок и активного избирательного приспособления системы в рамках ее адаптационных возможностей. На основе этой постановки приходим, естественно, к проблеме онтологической сущности трех фаз в развитии спортивной формы как состояния оптимальной готовности организма к достижению высоких спортивных результатов. Дефиниция, данная им Л.П. Матвеевым (1965), в принципе не отличается от известных трех фаз в развитии тренированности (С. Летунов, 1952; Л. Прокоп, 1959). Тогда возникает закономерный вопрос: что является общим и что различным (специфическим) в этих двух состояниях организма - тренированности и спортивной формы? 

     Общее состоит в том, что они имеют одинаковую характеристику сущности как состояния устойчивых адаптационных изменений в организме и что тренированность - это первичное состояние, которое формируется и служит естественной, материальной основой спортивной формы. 

     Специфичное заключается в том, что независимо от их общей природы они представляют собой два качественно различных  состояния организма в отношении  степени его оптимальной готовности к достижению высоких спортивных результатов. 

     Следовательно, спортивная форма может формироваться как качественно новое состояние только и единственно на основе высокой степени тренированности. Подобная возможность исключена ниже этого уровня, например в течение первой стадии тренированности, когда она еще в процессе становления, а еще менее - в последней ее стадии, когда она начинает снижаться в силу известных закономерностей адаптационного процесса. 

     Эта постановка не стыкуется с утверждением Л.П. Матвеева, что первая фаза в развитии спортивной формы включает два этапа: "Формирование и развитие предпосылок спортивной формы" (что является признанием того, что она здесь отсутствует; "непосредственное формирование спортивной формы", при котором изменения приобретают более специализированный и синхронный характер. По-видимому, речь идет о первой фазе в развитии общей и специальной тренированности как предпосылке к вступлению в спортивную форму на последующих этапах подготовки. 

     Вторым  и наиболее существенным критерием  спортивной формы, который дает интегральную характеристику ее сущности как качественно новому состоянию тренированности, является так называемая конкордантность (оптимальная согласованность) всех ее компонентов на системном уровне. В сущности, это факторы спортивного достижения, которые, кроме того что достигли высокой степени развития (что характерно и для тренированности), здесь находятся в своих оптимальных количественных и качественных отношениях. Это придает всей системе качественно новые свойства (так называемую эмерджентность), которые отсутствуют у отдельно взятых ее компонентов.При этом положении можем определить спортивную форму как такое состояние специфической работоспособности спортсмена, при котором все факторы спортивного достижения находятся в своих оптимальных значениях и соотношениях (так называемой конкордантности), обеспечивающих максимальную реализацию его моторного потенциала в соответствующей двигательной деятельности (спортивный результат). 

     Состояние "спортивной формы" отличается относительной  устойчивостью во времени и зависит  от ряда факторов: 

     специфики вида спорта, индивидуального морфофункционального статуса спортсмена, его квалификации, состояния в данный момент и режима тренировочных воздействий. Избирательное отношение к этим факторам создает необходимые условия и предпосылки для целенаправленного управления спортивной формой с целью максимальной реализации спортсменом в предстоящих соревнованиях. Их упорядочение во времени (спортивный календарь) - также одно из условий для поиска наиболее удачной модели становления и сохранения спортивной формы на данный период времени. 

     Независимо  от специфики тренировочных программ стоит отметить возрастающее значение оперативных компонентов для  управления спортивной формой в большом  спорте. Его престижные функции и  усилившееся проникновение коммерциализации подвергают испытанию не только биоэнергетический потенциал больших спортсменов, но и их интеллектуальные, нравственные и особенно волевые и эмоциональные качества. Чаще всего "срывы" спортивной формы возникают из-за стрессового влияния среды на эти оперативные компоненты, тогда как этого почти не происходит с ее стабильными компонентами. Они могут только временно (в данный момент) поддаться влиянию лабильных компонентов спортивной формы на психорегулятивной основе. Именно этим объясняется тот факт, что только на протяжении 3-4 дней или максимум недели данный спортсмен показывает исключительно высокие или же весьма скромные результаты. Это выводит на передний план значение положительных эмоций, осознанной мотивации и предстартовой настройки спортсменов и умения тренера (достаточно часто его интуиции) направлять их самым правильным образом. Только при этих условиях можно принять установку, что главным критерием спортивной формы являются высокие и стабильные спортивные результаты, достигнутые в ответственных соревнованиях; Вот почему прав Л.П. Матвеев (1991), утверждающий, что для оценки спортивной формы по результатам спортивных соревнований необходим не только углубленный статистический, но и содержательно-логический анализ. Только в таком случае индивидуальная динамика спортивных результатов превращается в основной интегральный показатель динамики спортивной формы.  

     Выводы:

     Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической  подготовленности является психическая  готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

     1. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология  активности Н.А.Бернштейна как  основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. № 11,2006.-С.58-62. 

     2. Малиновский С.В. Тактическая  подготовка в спортивных играх.- М.: Физкультура и спорт, 1996.- 167 с. 

     3. Родионов А.В . Психологические  основы тактической деятельности  в спорте // Теория и практика  физической культуры.- 1993.- N 2.- с. 7-9 

     4. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка  к соревнованию в спорте. – М.: ФиС, 1999. 

     5. Биологические и педагогические  аспекты выносливости //Матер, всесоюзн. симп. //Теория и практика физической  культуры, 2002, № 8, с. 29-33. 

     6. Зациорский В.М. Воспитание физических  качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: ФиС, 2006, с. 168-236 

     7. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС,1999 

Информация о работе Особенности содержания и структура спортивной подготовки