Особенности содержания и структура спортивной подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:26, реферат

Описание работы

Цель спортивной подготовки – оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность. Обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Содержание

Введение
I. Основные понятия компоненты спортивной подготовки
1.Физическая подготовка спортсмена
2. Техническая подготовка спортсмена
3. Тактическая подготовка спортсмена
4. Психологическая подготовка спортсмена
5. Теоретическая подготовка спортсмена
II. Спортивная форма
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат физра1111111.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     В современном спорте, когда встречаются  равные по силам соперники и часто  победитель определяется с минимальным  преимуществом, тактические умения спортсменов становятся особенно актуальными. В спортивных играх и единоборствах, где существует непосредственный контакт между соперниками, тактическое мастерство имеет решающее значение для победы. 

     Возможность опережать противника в его решениях и действиях находится в прямой зависимости от точности оценки ожидаемой и возникающей ситуации. Такая оценка осуществляется на основе анализа многих факторов: условий соревнования, уровня подготовленности соперников, смысловой направленности борьбы, лимита времени и других. Умение спортсмена выделять в поступающей информации принципиально важные моменты позволяет ему успешно прогнозировать дальнейшее развитие событий и тем самым находить правильные тактические решения. 

     Анализ  соревновательных взаимодействий неизменно  приводит к необходимости моделирования  спортсменом поведения соперника и различных вариантов развития событий. Актуальность такого моделирования в тактической деятельности спортсменов подчеркивается многими специалистами. Деятельность спортсмена в соревновательной ситуации определяется его мысленным отображением предполагаемого поведения противника. 

     Тактическое поведение спортсменов в единоборствах  и спортивных играх базируется на аналогичной интеллектуальной деятельности, что обусловлено общими особенностями  соревнования: активно противодействующий соперник, лимит времени на принятие решения, рефлективность мышления и другие. Это позволяет рассматривать многие психические процессы как универсальные механизмы тактического поведения в единоборствах и спортивных играх. Результат интеллектуальной деятельности - это принятое спортсменом решение, которое практически реализуется в его действиях. 

     Анализ  литературных источников показал ведущую  роль процесса принятия решения в  тактической деятельности спортсменов. Этот процесс осуществляется на двух уровнях: сенсорно-перцептивном и прогностическом. Для моделирования ситуаций принятия решения в зависимости от степени абстрагирования условий используют специфическую и неспецифическую формы.

     Специфическую форму сенсорно-перцептивного уровня отличает стремление к максимальному сходству с реальностью, учет и реализация в модели как можно большего количества факторов, составляющих соревновательную ситуацию. При этом используются различные макеты, способные выполнять определенные действия, имитирующие поведение реального соперника. Главной задачей таких макетов является неожиданное для спортсмена изменение ситуации, требующее принятия решения в экстремальных условиях. Возможности моделирования на этом уровне детерминируются технической сложностью используемых устройств, которая, в свою очередь, обусловлена потребностью в таком устройстве на разных этапах подготовки. 

     При неспецифической форме моделирования  ситуаций принятия решения на сенсорно-перцептивном уровне создаются условия для  проявления особенностей простого и  сложного реагирования, перцептивной и рецепторной антиципации. Но в процессе моделирования необходимо учитывать основные особенности моделируемой деятельности, например: появление объекта или изменение его, равномерное или ускоренное движение, последовательное или дискретное предъявление и т.п. 

     Проявления  интеллектуальной деятельности человека очень разнообразны и многогранны, поэтому выделение отдельных  качеств, обусловливающих принятие решения в тактических взаимодействиях, имеет большое значение. Как указывают многие специалисты, для единоборств и спортивных игр наиболее актуальными являются оперативное мышление, устойчивость и переключение внимания, способность к вероятностному прогнозу и рефлексии. 

     4. Психологическая подготовка спортсмена 

     Внутренняя  психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер. 

     Внутренняя  психологическая неготовность - это  неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как  у каждого спортсмена они свои - соответствующие уровню его мастерства и результатов). Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна - две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат. 

     Правильное  ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а  так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит  нужный психологический настрой и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей - решающий момент психологической подготовки . При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия. 

     Спортсмену  необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат  на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен тем меньше он сделает ошибок на дистанции. 

     Благотворное  влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей. 

     Большое значение имеет иногда специальная  психологическая "настройка” на предстоящее действие - соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность. 

     В разминку перед соревнованиями полезно  включать так называемые идеомоторные упражнения - мысленное представление  своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более  подробному представлению. Чтобы предстартовое  возбуждение не "смазало” мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнениях на тренировках. 

     Чемпионка мира ЛийсаВейялайнен считает, что  большое внимание необходимо уделять  психомышечной тренировке и волевой  подготовке. 

     Еще один основной путь регуляции эмоциональных состояний - саморегуляция. Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и в современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому. Однако надо заметить что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения. 

     Вот несколько приемов, описанных О.А.Черепановой  в книге "Соперничество, риск, самообладание  в спорте”: 

     1. Преднамеренная задержка проявления  или изменения выразительных движений. Сдерживая смех или улыбку можно подавить порыв веселья, а улыбнувшись поднять настроение. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц, человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями. 

     2. Специальные двигательные упражнения. При повышенном возбуждении используются упражнения на расслабление различных групп мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в замедленном темпе. Энергичные, быстрые упражнения возбуждают. 

     3. Дыхательные упражнения. Упражнения с медленным постепенным выдохом являются успокаивающими. Важное значение имеет сосредоточение на выполняемом движении. 

     4. Специальные виды самомассажа.  От энергичности движений зависит  характер воздействия самомассажа. 

     5. Развитие произвольного внимания. Необходимо сознательно переключать свои мысли, направляя их с переживаний в деловое русло, активизировать чувство уверенности. 

     6. Упражнения на расслабление и  напряжение различных групп мышц  воздействует на эмоциональное  состояние. 

     7. Самоприказы и самовнушения. С помощью внутренней речи можно вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать борьбе. 

     5.  Теоретическая подготовка спортсмена 

     С каждым годом уровень требований к интеллекту спортсмена возрастает. Интеллектуальные способности влияют как на учебно-тренировочный процесс (особенно процесс обучения технике движений, овладения тактическими приемами и т. д.), так и на результаты выступлений в соревнованиях. В спортивных играх это выражается, например, в игровой культуре спортсменов, быстроте исполнения технико-тактических действий, степени концентрации внимания, восприятии и переработке информации, творческой реализации запланированных тактических комбинаций и т. д. Поэтому глубокую теоретическую подготовку, направленную на развитие интеллекта, надо рассматривать как одну из важных составных частей подготовки спортсмена.

     Под теоретической подготовкой следует  понимать систему знаний, сконцентрированных в специализированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта, систему знаний гуманитарных, естественнонаучных дисциплин, связанных с познанием и научным обеспечением спортивной практики, а также систему интеллектуальных умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и развитию познавательных способностей в процессе спортивной деятельности.

     Теоретическая подготовка в ДЮСШ проводится в форме  теоретических занятий, а непосредственно  в спортивной тренировке теоретическая  подготовка органически связана  с физической, технической, тактической, моральной и волевой как элемент практических занятий.

     II. Спортивная форма

     В последние годы ведутся серьезные  дискуссии, касающиеся спортивной формы, в которых встречаются весьма формальные, подчас чисто интуитивные, суждения и мотивы, лишенные доказательного материала. Существуют, однако, и принципиальные вопросы, которые неизбежно возникают с развитием теории и практики спорта и которые ждут своего углубленного толкования и объяснения. Следует отметить, что большая часть вопросов, связанных со спортивной формой, не оспариваются специалистами, а именно: 

     - состояние "спортивной формы" - закономерный результат тренировочных  воздействий и связанных с  этим адаптационных изменений  в организме; 

     - эти изменения имеют фазовый  характер, со своими количественными  и качественными параметрами; 

     - спортивная форма может возникнуть  только при устойчивом состоянии  общей и специальной работоспособности,  определенном как тренированность  организма; 

     - оба состояния - тренированность  и спортивная форма - качественно  различны, независимо от их общей  природы; 

     - спортивная форма - не статичное,  а развивающееся во времени  состояние, которое наряду с  общими чертами имеет и свою  специфику для различных видов  спорта; 

     - спортивная форма - главный постоянно  действующий фактор для достижения  высоких спортивных результатов. 

     При выяснении и систематизации этих вопросов не оспариваются также и  приоритетные вклады Л.П. Матвеева, получившие всемирное признание. Но, как он и  сам подчеркивает, "логика бесконечного познания" ставит новые вопросы  и ищет на них ответы. 

     Рассмотрим  только некоторые из дискуссионных  вопросов, связанные с основной дефиницией Л.П. Матвеева, например, что становление, сохранение и временная утрата спортивной формы возможны лишь в рамках большого тренировочного цикла (макроцикла). Оппоненты  приводят немало примеров очень частого приобретения и утраты спортивной формы в зависимости от спортивного календаря. Эти примеры, однако, не имеют прочной основы, ибо недостаточно аналитически прослеживается, насколько в соответствующем соревновании реализованный спортивный результат близок к их максимальному достижению. Следовательно, ставится вопрос о том, может ли спортивное достижение быть критерием спортивной формы, и если ответ положителен, то при каких условиях. 

     Другой  принципиальный вопрос касается онтологической сущности известных трех фаз спортивной формы. Если принять, что тренированность и спортивная форма - два.качественно различных состояния, то тогда можно предполагать, что фазы в развитии спортивной формы (которая зиждется только на высокой степени тренированности), по-видимому, имеют другие, более частные и ограниченные во времени, параметры (более динамичные и адаптивные). Эти проблемы могут быть выяснены единственно с позиций системного подхода, который позволяет раскрыть некоторые из характеристик сущности спортивной формы. 

Информация о работе Особенности содержания и структура спортивной подготовки