Особенности развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-18 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявить особенности развития скоростно-силовых способностей у юных футболистов.
Задачи:
1. Провести обзор литературы по проблеме развития скоростно-силовых качеств у футболистов.
2. Обозначить взаимообусловленность развития скоростно-силовых способностей и физиологического развития подростков.
3. На основе изучения специальной научной и методической литературы выявить и зафиксировать особенности методической работы по развитию скоростно-силовых способностей у футболистов в разные возрасте периоды.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию скоростно-силовых способностей у юных футболистов 11 – 12 лет и описать её результаты.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме развития скоростно-силовых качеств у футболистов
1.1 Скоростно-силовые качества и физиологические особенности подростков
1.2 Особенности развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-12 лет
1.3 Особенности развития скоростно-силовых качеств молодых футболистов 16 – 18 лет
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию скоростно-силовых способностей юных футболистов (10 – 12 лет)
Глава 3. Анализ результатов работы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

футбик.docx

— 35.84 Кб (Скачать)

инистерство образования  Российской Федерации 

Новосибирский государственный  педагогический университет 

Факультет физической культуры 

Специализация: спортивные игры 
 

Курсовая работа 

Особенности развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-18 лет 
 

Выполнил: студент 4 курса 

гр. 041 Халтурин Е.А 

Проверил: 

доцент Кисилев  Е. Н. 
 

Новосибирск 2009 

Содержание 
 

Введение 

Глава 1. Обзор литературы по проблеме развития скоростно-силовых  качеств у футболистов 

1.1 Скоростно-силовые  качества и физиологические особенности  подростков 

1.2 Особенности развития  скоростно-силовых качеств юных  футболистов 10-12 лет 

1.3 Особенности развития  скоростно-силовых качеств молодых  футболистов 16 – 18 лет 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по развитию скоростно-силовых  способностей юных футболистов (10 – 12 лет) 

Глава 3. Анализ результатов  работы 

Заключение 

Список литературы 
 

Введение 
 

Тема данной курсовой работы – "Развитие скоростно-силовых  качеств юных футболистов". 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современный футбол характеризуется  высокой двигательной активностью  игроков, которая носит преимущественно  динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и  отдыха. Среди них основными являются действия с мячом и передвижения по полю (бег, ходьба). И от того, насколько  футболист хорошо владеет своим  двигательным аппаратом и как  высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи. Быстрота футболиста выступает при этом фактором, определяющим результативность соревновательной деятельности. 

Вместе с тем  никакое другое качество не может  сравняться со скоростными качествами по многогранности проявлений. Это  особенно должно учитываться в подготовке юных спортсменов. Установление и учет закономерностей структуризации и  динамики проявлений скоростных качеств  юных футболистов - проблема в теории и практике современного футбола. 

Интенсификация соревновательной деятельности часто приводит к тому, что увеличение объёма перемещений  и технико-тактических действий не сопровождается повышением их эффективности. Связано это с недостаточной  устойчивостью двигательных навыков, и особенно тех, что выполняются  в скоростно-силовом режиме. 

Анализ научно-методических разработок показывает, что основное внимание исследователей сосредотачивается  на оценке структуры игры (Е.Д. Ермаченков, 1976; Ю.П. Ильичев, 1969; С.А. Морозов, 1977 и  др.), определении эффективности  индивидуальных, групповых и командных  технико-тактических действий (А.В. Абрамян, 1975; М.А.Годик, 1934), динамики этих действий в процессе игры (М.А.Годик, 1977). Однако главный вопрос - как, с  помощью каких упражнений повысить скоростно-силовые проявления футболистов  и устойчивость игровых действий в матчах практически не исследован. 

Цель данной курсовой работы – выявить особенности  развития скоростно-силовых способностей у юных футболистов. 

Задачи: 

1. Провести обзор  литературы по проблеме развития  скоростно-силовых качеств у футболистов. 

2. Обозначить взаимообусловленность  развития скоростно-силовых способностей  и физиологического развития  подростков. 

3. На основе изучения  специальной научной и методической  литературы выявить и зафиксировать  особенности методической работы  по развитию скоростно-силовых  способностей у футболистов в  разные возрасте периоды. 

4. Провести опытно-экспериментальную  работу по развитию скоростно-силовых  способностей у юных футболистов  11 – 12 лет и описать её результаты. 
 

Глава 1. Обзор литературы по проблеме развития скоростно-силовых  качеств у футболистов 
 

1.1 Скоростно-силовые  качества и физиологические особенности  подростков 
 

Скорость наиболее тесно связана с такими физическими  качествами, как сила и гибкость, а наименее — с выносливостью. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся  на поле ситуации, быстрота тактического мышления. 

Чтобы совершать  на футбольном поле стремительные рывки, прыжки за мячом, наносить удары по воротам соперников с расстояния 25—30 шагов или выполнять длинные  передачи партнеру, внезапно останавливаться  и резко менять направление бега, футболист должен обладать силой. Что  же мы понимаем под этим термином? 

Сила — это  способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для футболиста особенно важно  развивать силу ног. Однако во время  тренировок также необходимо в достаточной  степени уделять внимание и развитию мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. Словом, футболист должен обладать законной силой, которая поможет  ему осуществлять рывки за мячом  и на свободное место, прыжки за мячом, даст возможность внезапно остановиться и резко поменять направление  движения, сильно бить по мячу. В то же время развитие силы не должно идти в ущерб гибкости, быстроте, умению точно воспринимать игру. 

Наибольшие темпы  развития силы наблюдаются в основном в младшем и подростковом возрасте: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет. При этом в возрасте 8—11 лет  рекомендуется использовать прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах. Для 12—14-летних можно применять  динамические упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, толкание ядра. Для 15—16-летних количество упражнений с отягощениями заметно увеличивается. 

В комплексе качеств, необходимых футболисту, важное место  занимают скоростно-силовые возможности. У мальчиков 11-12 лет увеличивается  производительность алактатного механизма  энергообеспечения. потому можно рекомендовать широкое использование упражнений, направленных на развитие скоростных качеств. Необходимо отметить, что если на этапе предварительной спортивной подготовки не используются средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств, то быстрота и скоростно-силовые качества занимающихся будут развиваться неудовлетворительно. 

С возраста 8-9 лет  начинает интенсивно нарастать скорость бега, а к 10-11 годам максимальных значений достигает частота беговых  шагов, обусловленная в большей  степени возрастанием частоты движений. 

В возрасте 10-11 лет  у детей повышается способность  к неоднократному выполнению скоростной работы. Интенсивный прирост скоростно-силовых  качеств наблюдается у детей  в возрасте от 10 до 13 лет. 

В футболе скоростно-силовые  движения выполняются довольно часто. В основном это прыжки, единоборства, игра в опережении. К скоростным и скоростно-силовым движениям  относятся также ускорения и  рывки на короткие расстояния, после  которых совершается удар по воротам  или какое-либо другое техническое  действие. 

В тренировочном  процессе с юными спортсменами подросткового  возраста возникают большие сложности. Подростковый период от 12 до 16 лет характеризуется  бурным развитием физических способностей и является чрезвычайно благоприятным  для целенаправленных занятий различными видами спорта. В то же время нейроэндокринные перестройки в организме подростков дают возможность рассматривать  спорт как дополнительный раздражитель, который может или улучшить, или  ухудшить естественное течение биологических  процессов. 

У подростков отмечается угловатость и скованность в  движениях, происходит нарушение ритма  движений. Однако к окончанию периода  полового созревания координация движений становится упорядоченной. Это результат  совершенствования функций центрального и периферического аппарата движений. Подросток отличается повышенной возбудимостью, которая проявляется к высокой  двигательной активности и беспорядочности  движений. Особенно усиливается деятельность эндокринных желез, гормоны которых  влияют на обмен веществ. Неустойчивый эндокринный фон, очевидно, и определяет разнонаправленную реакцию в  ответ на мышечную деятельность. У  мальчиков 13-14 лет возрастает процент  ошибочных реакций, ухудшается дифференцировка, свидетельствующая об общем повышении  возбудимости центральной нервной  системы в этот период онтогенеза. 

Рассматривая возрастное развитие координационных способностей, следует заметить, что уже в 13-14-летнем возрасте их уровень достигает уровня взрослых (А.Г. Дежников, 1977; В.Я. Кротов, 1982; Л.Е. Любомирский, 1979). В 12-14-летнем возрасте преимущественно за счет развития скоростно-силовых качеств высокими темпами растет скорость передвижения. 

Поэтому широкое  использование скоростно-силовых  упражнений создаст благоприятные  возможности для развития этого  качества. К 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических  перестроек, лежащих в основе прироста быстроты, снижаются. В связи с  этим падает и эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений и до 17 лет отмечается тенденция  к стабилизации физического качества быстроты. 

Чтобы этого не происходило, нужны специальные тренировки по развитию скоростных качеств. Для развития скоростных качеств у юных футболистов 12-14-летнего возраста Г.Бизанц рекомендует  использовать отрезки от 10 до 15 метров, которые необходимо пробегать с  максимальной интенсивностью. Количество повторений в одной серии может  быть от 6 до 8. В ходе одной тренировки можно выполнять до 3-4 серий. 

Считается, что при  планировании тренировочного процесса спортсменов - подростков более рациональным представляется подход, при котором  биологический возраст рассматривается  как критерий, позволяющий регламентировать объем и направленность тренировочных  воздействий. Необходимо строгое соотнесено тренировочных нагрузок функциональным возможностям организма юных спортсменов (О.М. Ахметов, 1996, Н.М. Люкшинов, 1984; Е.В. Скоморохов, ВВ. Ковалев, 1984). Наилучшим  режимом для детей и подростков будет тренировочная работа в  пределах ЧСС, равной 120-160 ударов в минуту. Для получения нужного тренировочного эффекта необходимо, чтобы число  повторений подбирались так, чтобы  все серии проходили при устойчивом пульсовом режиме. Спортсмены 14-16-летнего  возраста могут выполнять значительные объемы тренировочных нагрузок с  большой интенсивностью. 

К началу юношеского возраста основные физиологические  системы уже созрели, однако в  организме ещё продолжаются гормональные перестройки, связанные с половым  созреванием. Продолжают совершенствоваться взаимоотношения между определенными  звеньями эндокринной системы, обеспечивающие упрощение регуляторных процессов. Отмечается резкое расширение резервных  возможностей всех органов и систем. Это происходит за счет развития функциональных возможностей периферических органов, а также за счет совершенствования  центральных механизмов управления. К 17 годам системы вегетативного  обеспечения выходят на зрелый уровень  функционирования. 
 

1.2 Особенности развития  скоростно-силовых качеств юных  футболистов 10-12 лет 
 

Д.В.Чулибаев называет следующие минусы в построении тренировочного процесса юных футболистов, которые, по его мнению, не способствуют эффективному развитию скоростно-силовых способностей, это: 

1. Разминки проводятся  при помощи однообразных общефизических  средств (наклоны, прыжки, ускорения). Отсутствуют упражнения концентрированного  воздействия на скоростно-силовые  качества. 

2. Фактическая направленность  тренировочных нагрузок часто  не соответствует запланированной,  так как тренеры не располагают  методикой управления срочным  тренировочным эффектом технико-тактических  упражнений. 

3. В основной части  урока нагрузки применяется без  учета положительного взаимодействия  срочных тренировочных эффектов  упражнений. Основным методом распределения  нагрузки является повторный,  а интервальный метод не применяется  совсем. 

Как отмечает А.М.У. Кардосо, в существующей практике подготовки юных футболистов 11-12 лет наибольший объем учебно-тренировочной работы направлен на воспитание общей выносливости - 45,8%; на воспитание скоростной выносливости в течение года затрачено 6,1%. Воспитания ловкости и гибкости уделялось 21,3% времени, а силовых возможностей - 6,8% всего  временя. На воспитание скорости бега затрачено 11,8% времени, а скоростно-силовых  качеств – 8.2%. Соотношение времени, направленного на воспитание различных  физических качеств у юных футболистов  в возрасте 11-12 лет и применяемого в большинстве детско-юношеских  футбольных школ в значительной степени  не отвечает требованиям теории и  методики футбола. Наибольший объем  времени в этом возрасте необходимо уделять воспитанию ловкости, гибкости, скорости и скоростно-силовых качеств. Общую и скоростную выносливость целесообразно воспитывать в  более поздней возрасте.  

Информация о работе Особенности развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 10-18 лет