Особенности полового воспитания девочек

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

С давних времен проблема полового воспитания относилась к числу, во-первых, наиболее сложных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту вытесняемых из областей педагогики и психологии.
Сейчас вопрос о половом воспитании в целом причисляют к числу наиболее актуальных.
Цель курсовой работы - изучить половые особенности девочек и их учёт при организации полового воспитания в образовательных учреждениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Гендерные особенности как основа полового воспитания…………….6
1.1. Гендер. Гендерные особенности как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………….....6
1.2. Гендерные особенности мальчиков и девочек……………………………...10
Глава 2. Особенности полового воспитания девочек…………………………...16
2.1. Дошкольный возраст (от 0 до 6 лет)………………………………………...16
2.2. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)………………………………19
2.3. Подростковый возраст (от 11 до 14 лет)……………………………….........21
2.4. Юность (от 15 до 20 лет)……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………......30

Работа содержит 1 файл

курсач Языковой.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

  В 16-17 лет девушка становится более  степенной, поведение ее менее импульсивно, появляется выдержка, то есть наступает период накопления сил, как физических, так и духовных. Вырабатывается инстинкт попечительства, обусловленный материнством, ответственность за продолжение рода. Девушки обнаруживают потерю чувствительности к попыткам делить людей на группы по половому признаку; самым поразительным образом сочетают в себе при этом чувство "женского патриотизма" в специфической его форме с отчетливо выраженной неприязнью к женщинам и плохо маскируемой завистью к представителям мужского пола. Появляется восприимчивость к половой морали и озабоченность в наращивании нравственного потенциала. В то же время в большей мере эмоционально ранимы и неуравновешенны, чаще реагируют аффективным образом.

  Современные старшеклассницы - это девушки 14-18 лет. При этом восьмиклассницу мы относим к группе девушек не случайно: в данном возрасте у большинства из них заканчивается пубертатный период и налицо все качества физически сформировавшейся женщины. Очевидно, что педагогические задачи в работе с восьмиклассницами особенно сложны и ответственны: ни в одном возрасте индивидуальные колебания и своеобразие развития не выражены так резко, ни в одном возрастном периоде начало и завершение его находятся в такой зависимости от самых разнообразных условий (социальных, экономических, культурных, бытовых, климатических и т.д.), как в этот период. В этом же возрасте происходит бурная перестройка деятельности всех физиологических систем организма. Меняются психика, поведение и социально-бытовые ориентации девушек. Этот период труден для родителей и педагогов, но еще в большей степени он сложен и труден для самих девушек.

  Важным  пунктом в программе полового воспитания девушек является выработка  правил поведения в браке, в том  числе в период интимной близости. Конечно, здесь мы рассмотрим не всё многообразие форм взаимоотношений и не поведение в первую брачную ночь, а принципы воспитания, которые должны обеспечить правильное поведение в любых ситуациях. Поведение девушки или молодой женщины, вступающей в брак или решившейся на интимную близость с любимым человеком, должно быть естественным. Она не должна ни излишне сдерживать себя, ни искусственно возбуждать. Фальшь в отношениях, какими бы мотивами она ни обусловливалась, вскоре всё равно вскроется, особенно когда женщина устанет «играть» в темпераментную [23].

  В юношеском возрасте намного расширяется  круг интересов, они приближаются к  интересам взрослого. Девушки становятся достаточно рассудительны и самостоятельны в своих суждениях и поступках, более критичны к себе и другим.  
 
 
 
 
 
 

Выводы  по Главе 2.

  На  основе анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие  выводы:

  -Каждый  период полового воспитания девочек  имеет ряд своих конкретных  особенностей.

  -Начиная  с периода полового воспитания, девочки кардинально меняются, как физически, так и психически.

  -Взрослые  должны обязательно учитывать,  все особенности поведения девочек  в каждом периоде, иначе не  правильное отношение и понимание  их, может привести к плачевным  результатам.

 

   Заключение.

  Проблема  полового воспитания девочек является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию девочек уже в дошкольном возрасте и требует продолжения  на других этапах развития ребенка.

  Работа  по половому воспитанию требует высококвалифицированной  подготовки педагогов и педагогического  просвещения родителей.

  В работах Тимощенко Л.Н., Хрипковой  А.Г., Кона И.С. подчеркивается необходимость  женского воспитания. В них даются рекомендации по организации воспитательного процесса с учетом психологических особенностей девушек. Но ни в одном из источников не раскрывается вопрос, какие именно черты и качества должны быть сформированы в девушке, чтоб она была женственной, успешной и подготовленной к семейной жизни.

  Девочки - это завтрашние матери, воспитательницы  детей и в каждой из них должно проснуться желание быть женственной, создать прочную и дружную  семью.

  Женственность - это собирательная характеристика личности. Поэтому женственность характеризуется добротой, искренностью, нежностью, естественностью, общительностью, способностью понять другого человека, умением найти нужное решение в спорных ситуации.

  Исследования  показали, что важными качествами для семейной жизни девушки могут стать: эмпатийность, коммуникативность, способность пойти на компромисс или сотрудничество в конфликтной ситуации. Все эти качества должны быть сформированы в девушке в ходе воспитательного процесса.

  Для достижении цели исследования, которая состояла в изучении мною половых особенностей девочек и их учёта при организации полового воспитания детей в образовательных учреждениях, я проанализировала психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявив определенные особенности полового воспитания девочек в разном возрасте, начиная от рождения и заканчивая юностью.

  Подводя итог двух предыдущих глав, было установлено, что «гендер» - это «социальный пол», зависящий от социальной организации общества, а «пол» - это системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины.  Отсюда выяснилось, что эти два термина означают не одно и то же.

  Так же можно сделать вывод, что психологические различия между юношами и девушками начинают появляться с раннего детства. Уже девочки дошкольницы имеют психологическую ориентацию на роль будущей женщины и матери. У них более развит инстинкт попечительства, обусловленный материнством, ответственность за продолжение рода. В раннем возрасте проявляется большая потребность заботы о ком-нибудь.

  На  протяжении всего периода взросления девочка меняется, как со стороны  физиологии (рост, вес, внешность), так  и с психологической стороны (характер, темперамент). И педагоги должны четко  знать все особенности присущие девочкам в том или ином возрасте.

  Половое воспитание в семье - важный инструмент, с помощью которого родители могут  направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения  ребенка.

  Половое воспитание девочки и девушки  преследует одну цель - воспитать готовую к семейной жизни женщину. Это значит, что она должна своевременно осознать себя представительницей женского пола, освоить навыки гигиены, а также уметь правильно, адекватно вести себя с представителями противоположного пола в детском, подростковом, юношеском возрасте и когда станет взрослой.

 

   Список литературы:

  1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии.- 2000г.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. Пер. с англ. СПб, 2001г.

    Введение  в гендерные исследования. СПб, 2001, тт. 1–2

  1. Бодалев А.А. В мире подростка - Москва Медицина 1980г.
  2. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развитии

    человека. – В кн. Человек в системе  наук. М., 1989г.

  1. Голушонкова Е.Г. Женское здоровье – 2006г.
  2. Гуманитарные науки: Психология и педагогика: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/POL_I_GENDER.html
  3. Девочка-девушка: http://klek.ru/forum/index.php?showtopic=218.
  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира.

    Нейропсихологи  – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- СПб.: «Тускарова», 2001 -184.с.

  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и

    женщины. СПб, 2002г.

  1. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей. - Л. 1998 г.
  2. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические

    аспекты. Л., 1988.

  1. Ковинько Л.В. Растим здоровых умных и добрых-1995 г.
  2. Кон И.С. Ребенок и общество М.,1988г.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989 г.
  4. КотогоноваВ. РГИ: http://mucho-dyke.narod.ru/ftmgenderdysphoria.html
  5. Крыгина Н. Проблема полового воспитания в России – 2009г. http://www.kolybel-ekb.ru/index.php/manipulation/221-2008-10-16-09-16-40.
  6. Макаренко А.С. Книга для родителей  Петорзаводск 1999г.
  7. Пол и гендер. Заметки о терминах: http://www.archipelag.ru/authors/Kon/?library=2733
  8. Половое воспитание: http://psylist.net/pedagog/00017.htm.
  9. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. - М.: Просвещение,

    1990г.

  1. Ужегов Г.Н. Здоровье женщины – 2008г.
  2. Хрипкова А.Г. Девочка - Подросток - Девушка. - М.,

    Просвещение,1988г.

  1. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь: Книга для

    учителя. М., 1985.

  1. Экспериментальное изучение половой идентификации у младших

    школьников: http://www.kontrolnaja.ru/dir/psychology/6758  
     
     
     
     

Информация о работе Особенности полового воспитания девочек