Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
С давних времен проблема полового воспитания относилась к числу, во-первых, наиболее сложных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту вытесняемых из областей педагогики и психологии.
Сейчас вопрос о половом воспитании в целом причисляют к числу наиболее актуальных.
Цель курсовой работы - изучить половые особенности девочек и их учёт при организации полового воспитания в образовательных учреждениях.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Гендерные особенности как основа полового воспитания…………….6
1.1. Гендер. Гендерные особенности как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………….....6
1.2. Гендерные особенности мальчиков и девочек……………………………...10
Глава 2. Особенности полового воспитания девочек…………………………...16
2.1. Дошкольный возраст (от 0 до 6 лет)………………………………………...16
2.2. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)………………………………19
2.3. Подростковый возраст (от 11 до 14 лет)……………………………….........21
2.4. Юность (от 15 до 20 лет)……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………......30
В 16-17 лет девушка становится более степенной, поведение ее менее импульсивно, появляется выдержка, то есть наступает период накопления сил, как физических, так и духовных. Вырабатывается инстинкт попечительства, обусловленный материнством, ответственность за продолжение рода. Девушки обнаруживают потерю чувствительности к попыткам делить людей на группы по половому признаку; самым поразительным образом сочетают в себе при этом чувство "женского патриотизма" в специфической его форме с отчетливо выраженной неприязнью к женщинам и плохо маскируемой завистью к представителям мужского пола. Появляется восприимчивость к половой морали и озабоченность в наращивании нравственного потенциала. В то же время в большей мере эмоционально ранимы и неуравновешенны, чаще реагируют аффективным образом.
Современные старшеклассницы - это девушки 14-18 лет. При этом восьмиклассницу мы относим к группе девушек не случайно: в данном возрасте у большинства из них заканчивается пубертатный период и налицо все качества физически сформировавшейся женщины. Очевидно, что педагогические задачи в работе с восьмиклассницами особенно сложны и ответственны: ни в одном возрасте индивидуальные колебания и своеобразие развития не выражены так резко, ни в одном возрастном периоде начало и завершение его находятся в такой зависимости от самых разнообразных условий (социальных, экономических, культурных, бытовых, климатических и т.д.), как в этот период. В этом же возрасте происходит бурная перестройка деятельности всех физиологических систем организма. Меняются психика, поведение и социально-бытовые ориентации девушек. Этот период труден для родителей и педагогов, но еще в большей степени он сложен и труден для самих девушек.
Важным пунктом в программе полового воспитания девушек является выработка правил поведения в браке, в том числе в период интимной близости. Конечно, здесь мы рассмотрим не всё многообразие форм взаимоотношений и не поведение в первую брачную ночь, а принципы воспитания, которые должны обеспечить правильное поведение в любых ситуациях. Поведение девушки или молодой женщины, вступающей в брак или решившейся на интимную близость с любимым человеком, должно быть естественным. Она не должна ни излишне сдерживать себя, ни искусственно возбуждать. Фальшь в отношениях, какими бы мотивами она ни обусловливалась, вскоре всё равно вскроется, особенно когда женщина устанет «играть» в темпераментную [23].
В
юношеском возрасте намного расширяется
круг интересов, они приближаются к
интересам взрослого. Девушки становятся
достаточно рассудительны и самостоятельны
в своих суждениях и поступках,
более критичны к себе и другим.
Выводы по Главе 2.
На
основе анализа психолого-
-Каждый
период полового воспитания
-Начиная с периода полового воспитания, девочки кардинально меняются, как физически, так и психически.
-Взрослые
должны обязательно учитывать,
все особенности поведения
Заключение.
Проблема полового воспитания девочек является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию девочек уже в дошкольном возрасте и требует продолжения на других этапах развития ребенка.
Работа
по половому воспитанию требует
В работах Тимощенко Л.Н., Хрипковой А.Г., Кона И.С. подчеркивается необходимость женского воспитания. В них даются рекомендации по организации воспитательного процесса с учетом психологических особенностей девушек. Но ни в одном из источников не раскрывается вопрос, какие именно черты и качества должны быть сформированы в девушке, чтоб она была женственной, успешной и подготовленной к семейной жизни.
Девочки - это завтрашние матери, воспитательницы детей и в каждой из них должно проснуться желание быть женственной, создать прочную и дружную семью.
Женственность
- это собирательная
Исследования показали, что важными качествами для семейной жизни девушки могут стать: эмпатийность, коммуникативность, способность пойти на компромисс или сотрудничество в конфликтной ситуации. Все эти качества должны быть сформированы в девушке в ходе воспитательного процесса.
Для достижении цели исследования, которая состояла в изучении мною половых особенностей девочек и их учёта при организации полового воспитания детей в образовательных учреждениях, я проанализировала психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявив определенные особенности полового воспитания девочек в разном возрасте, начиная от рождения и заканчивая юностью.
Подводя итог двух предыдущих глав, было установлено, что «гендер» - это «социальный пол», зависящий от социальной организации общества, а «пол» - это системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Отсюда выяснилось, что эти два термина означают не одно и то же.
Так же можно сделать вывод, что психологические различия между юношами и девушками начинают появляться с раннего детства. Уже девочки дошкольницы имеют психологическую ориентацию на роль будущей женщины и матери. У них более развит инстинкт попечительства, обусловленный материнством, ответственность за продолжение рода. В раннем возрасте проявляется большая потребность заботы о ком-нибудь.
На протяжении всего периода взросления девочка меняется, как со стороны физиологии (рост, вес, внешность), так и с психологической стороны (характер, темперамент). И педагоги должны четко знать все особенности присущие девочкам в том или ином возрасте.
Половое воспитание в семье - важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения ребенка.
Половое воспитание девочки и девушки преследует одну цель - воспитать готовую к семейной жизни женщину. Это значит, что она должна своевременно осознать себя представительницей женского пола, освоить навыки гигиены, а также уметь правильно, адекватно вести себя с представителями противоположного пола в детском, подростковом, юношеском возрасте и когда станет взрослой.
Список литературы:
Введение в гендерные исследования. СПб, 2001, тт. 1–2
человека. – В кн. Человек в системе наук. М., 1989г.
Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.- СПб.: «Тускарова», 2001 -184.с.
женщины. СПб, 2002г.
аспекты. Л., 1988.
1990г.
Просвещение,1988г.
учителя. М., 1985.
школьников: http://www.kontrolnaja.ru/dir/