Особенности полового воспитания девочек

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

С давних времен проблема полового воспитания относилась к числу, во-первых, наиболее сложных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту вытесняемых из областей педагогики и психологии.
Сейчас вопрос о половом воспитании в целом причисляют к числу наиболее актуальных.
Цель курсовой работы - изучить половые особенности девочек и их учёт при организации полового воспитания в образовательных учреждениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Гендерные особенности как основа полового воспитания…………….6
1.1. Гендер. Гендерные особенности как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………….....6
1.2. Гендерные особенности мальчиков и девочек……………………………...10
Глава 2. Особенности полового воспитания девочек…………………………...16
2.1. Дошкольный возраст (от 0 до 6 лет)………………………………………...16
2.2. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)………………………………19
2.3. Подростковый возраст (от 11 до 14 лет)……………………………….........21
2.4. Юность (от 15 до 20 лет)……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………......30

Работа содержит 1 файл

курсач Языковой.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

  Отличия мальчиков и девочек содержательно  и по своим задачам зависят, с  одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят  детей, а с другой – от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить. Кто является главным агентом гендерной социализации – родители или другие дети, лица своего или противоположного пола.

  Формирование  мужского и женского начал  осуществляется с помощью слова,  чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные.

  Мальчики  и девочки уже с рождения разные, они развиваются по-разному, имеют разные сильные и слабые стороны, но часто бывает, что в учебных заведениях эти различия не учитывают.

    Родители на половые различия  в психике детей реагируют  разным к ним отношением. Показано, «что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только два года. И в дальнейшем в обращении к мальчикам преобладает командный стиль: «Сделай то, не делай это». Видимо, взрослых «раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят)»[8].

  Авторы  работы «Гендерные аспекты воспитания»  Еремеева В.Д. и Хризман Т.П. отмечают, что в «отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно  выжить, и отбор шел на адаптируемость, воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему. Т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно»[8].

    Очень важное различие, заключается  в том, что уже с четырехлетнего  возраста девочки больше реагируют  на приятное, а мальчики – на  неприятное. При этом «мальчики  кратковременно, но ярко и избирательно  реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность» [4].

  Исследование  особенностей разнополушарных мальчиков и девочек также показало их отличие: например, праворукие, с правым ведущим глазом и ухом мальчики обладают средним уровнем тревожности, а девочки вообще нетревожные; смешанного типа мальчики (праворукие, с ведущим правым глазом и левым ухом) молчаливые, ведомые, плаксивые, а девочки – разговорчивые, нестеснительные и некапризные.

  Мальчики, прежде всего, ищут смысл и, ухватив  его, готовы действовать. А девочки  более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже. “В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, – говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), – девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы” [11].

  Игры  девочек чаще опираются на ближнее  зрение: девочки раскладывают перед  собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.

  Рисунки мальчиков и девочек различаются  с первых же лет жизни. Девочки  заполняют альбомы “принцессами”  и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот.

  У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении  к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.)

  Девочки больше общаются с матерью, сильнее  привязаны к дому. Они как правило  прилежнее и исполнительнее по сравнению  с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

  У  девочек сильнее развито непроизвольное  внимание, их больше привлекает  конкретная наглядность. Они легче  поддаются внушению, быстрее приспосабливаются  к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

    Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного  пола тоже различаются достаточно  сильно. Девочки при решении пространственных  задач используют речевые опоры,  а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее).

  В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.

  У девочек речь более беглая, они  быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана  с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую.

  Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее  терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и  усердие.

  Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные  вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни.

  Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, я считаю, что очень  важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии.

  Педагог должен быть всегда бдителен и помнить, что воспитание мальчиков в школе является более трудной задачей нежели воспитание девочек. Не удивительно, что в школах всегда с представителями мужского пола справляются хуже, чем с воспитанием женского. Не случайно в успеваемости мальчики в среднем уступают своим сверстницам, они раньше, чем девочки становятся благоприятной средой для  распространения вредных привычек в подростковом возрасте. Поэтому знание половых особенностей и учет их в практической деятельности необходимы каждому, кто заинтересован в полноценном воспитании подрастающего поколения. 
 

Выводы  по Главе 1.

  На  основе анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие  выводы:

  -проблемы  гендера и полового воспитания  являются одними из наиболее  актуальных в воспитательно-образовательной  работе.

  -Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

  - половая принадлежность ребёнка  - один из важнейших факторов  индивидуальности, поэтому отличия  в воспитании мальчиков и девочек должны начинаться с самого раннего возраста, и продолжаться на следующих этапах развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  Глава 2. Особенности полового воспитания девочек. 

 2.1. Дошкольный возраст  (от 0 до 6 лет). 

     Еще в древности половое воспитание  девочек проходило преимущественно в стенах родительского дома, около матери и было направлено на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

  Социализация  девочек происходит несколько легче, нежели у мальчиков, т.к. социальные признаки  фемининности накладываются на генные образования. Однако содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным  фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой .

  Главным воспитателем детей в семье, как  правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своему младенцу.

  Близость  отношений благоприятствует воспитательному  воздействию матери на ребенка, и  поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель — успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.

Незаменима  роль матери в приучении девочки  к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

   Отец, олицетворяя мужское начало в  семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

   Воспитательные  усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Информация о работе Особенности полового воспитания девочек