Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
С давних времен проблема полового воспитания относилась к числу, во-первых, наиболее сложных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту вытесняемых из областей педагогики и психологии.
Сейчас вопрос о половом воспитании в целом причисляют к числу наиболее актуальных.
Цель курсовой работы - изучить половые особенности девочек и их учёт при организации полового воспитания в образовательных учреждениях.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Гендерные особенности как основа полового воспитания…………….6
1.1. Гендер. Гендерные особенности как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………….....6
1.2. Гендерные особенности мальчиков и девочек……………………………...10
Глава 2. Особенности полового воспитания девочек…………………………...16
2.1. Дошкольный возраст (от 0 до 6 лет)………………………………………...16
2.2. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)………………………………19
2.3. Подростковый возраст (от 11 до 14 лет)……………………………….........21
2.4. Юность (от 15 до 20 лет)……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………......30
Министерство образования и науки Российской федерации
ГОУ ВПО
«Московский педагогический государственный
университет»
Факультет физической культуры
Кафедра педагогики
Курсовая работа на тему:
Особенности
полового воспитания девочек
Выполнил:
Языкова Юлия
Научный
руководитель:
Москва 2009 г.
Содержание курсовой работы:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Гендерные особенности как основа полового воспитания…………….6
1.1. Гендер. Гендерные
особенности как психолого-
1.2. Гендерные
особенности мальчиков и
Глава 2. Особенности полового воспитания девочек…………………………...16
2.1. Дошкольный возраст (от 0 до 6 лет)………………………………………...16
2.2. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)………………………………19
2.3. Подростковый возраст (от 11 до 14 лет)……………………………….........21
2.4. Юность (от 15 до 20 лет)……………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
С давних времен проблема полового воспитания относилась к числу, во-первых, наиболее сложных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту вытесняемых из областей педагогики и психологии.
Сейчас вопрос о половом
Вопросы половой идентификации
и дифференциации, привлекают в
последнее время все больший
круг психологов и педагогов.
Ребенок должен иметь
Было выяснено, что проблеме половой идентификации детей уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них можно отметить Е.Бажина, Р.Грина, В.Е.Кагана, И.С.Кона, Л.Колберга, В.А. Сухомлинского и других.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы курсовой работы «Особенности полового воспитания девочек».
Цель курсовой работы - изучить половые особенности девочек и их учёт при организации полового воспитания в образовательных учреждениях.
Объект исследования - половое воспитание.
Предмет исследования-особенности полового воспитания девочек.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
В работе были использованы такие методы, как беседа с педагогами и детьми, изучение и анализ психолого-педагогической, методической и медицинской литературы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя два и три параграфа, заключения и библиографического списка. Во введении показана актуальность изучаемой проблемы, дана цель, объект и предмет исследования, перечислены основные задачи.
В первой главе дан анализ термину «гендер» и рассмотрены его особенности. Освещены основные проблемы полоролевой идентификации. Уделено внимание различию полового воспитания мальчик и девочек.
Во
второй главе дан материал, о конкретных
особенностях полового воспитания девочек
начиная с младшего дошкольного возраста
и заканчивая юностью.
Глава 1. Гендерные особенности, как основа полового воспитания.
1.1. Гендер. Гендерные особенности, как психолого-педагогическая проблема.
Пол(sex)– системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род)– социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. [6]
Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего, это понятие обозначает ряд взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации. [18]
Половое воспитание – комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. [19]
Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания. В связи с переоценкой многих казавшихся ранее незыблемыми норм происходит переориентация современной отечественной педагогики в его вопросах. Особенности развития детей, связанные с их принадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания. Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности. [19]
Слово «гендер» заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани[18]. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным. В общественных науках и, особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.
В
психологии и сексологии гендер употребляется
в широком смысле, подразумевая любые
психологические или
Поскольку гендер – не природная данность, а социальный конструкт, он предполагает самосознание и самоопределение. Гендерная идентичность – это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу / гендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, «промежуточного» или «третьего» пола. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения. Возможны даже случаи «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности с мужской на женскую или, наоборот; в просторечии это называется переменой или сменой пола. Состояние, когда индивид не может принять данный ему на основании его анатомического пола гендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им, называется расстройством гендерной идентичности (РГИ).
РГИ может иметь разные причины, внешние проявления и длительность. Самая глубокая, всеобъемлющая форма гендерной дисфории - трансгендеризм, или транссексуализм, означает, что индивид полностью отвергает свой гендерный статус и добивается его перемены, включая соответствующую хирургическую операцию, смену паспортного пола и т. д. Иногда необходимость этого осознается лишь во взрослом состоянии, в 30 или даже в 50 лет. В более мягком варианте индивид не меняет своего анатомического пола, но чувствует себя отчасти мужчиной, а отчасти женщиной и потому в определенных ситуациях нарушает гендерные границы, например, путем переодевания (трансвестизм). Наконец, существует множество случаев, когда человек не сомневается в своей гендерной идентичности, но не может "определиться" относительно каких-то ее конкретных аспектов, например сексуальных, что порождает конфликты в его образе Я [15].
Проблема полоролевой или гендерной идентификации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
В начале 90-х годов Российской ассоциацией планирования семьи (РАПС) была разработана программа полового воспитания, которая стала реализовываться на государственном уровне. Официально эта программа шла как проект Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства здравоохранения РФ «Половое воспитание российских школьников» [16].
Данная программа полового просвещения экспериментально была внедрена в 15 регионах страны и по ней работали 153 школы. В качестве официальных мотивов введения данной программы были заявлены: снижение подростковой беременности, венерических заболеваний, психических сбоев, снижение сексуальных извращений, профилактика СПИДа. По данному курсу рекомендовалось использование муляжей и ролевых игр. Предполагалось снятие чувства «ложной стыдливости», выработки навыков «безопасного секса» и др. Данная программа была одинакова, как для мальчиков так и для девочек. Но в 1996 году она была приостановлена в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций [16].
Итак,
мы определили, что такое гендер, гендерная
идентификация, пол, половая принадлежность
и половое воспитание. Все эти понятия
очень близки между собой и они непосредственно
влияют на «состояние» психолого-педагогической
проблемы в России и других странах. И
если педагоги и родители поймут это, то
возможно со временем об этой проблеме
будут говорить меньше.
1.2. Гендерные особенности мальчиков и девочек.
Гендерные
особенности мальчиков и