Особенности полового воспитания девочек

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

С давних времен проблема полового воспитания относилась к числу, во-первых, наиболее сложных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту вытесняемых из областей педагогики и психологии.
Сейчас вопрос о половом воспитании в целом причисляют к числу наиболее актуальных.
Цель курсовой работы - изучить половые особенности девочек и их учёт при организации полового воспитания в образовательных учреждениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Гендерные особенности как основа полового воспитания…………….6
1.1. Гендер. Гендерные особенности как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………….....6
1.2. Гендерные особенности мальчиков и девочек……………………………...10
Глава 2. Особенности полового воспитания девочек…………………………...16
2.1. Дошкольный возраст (от 0 до 6 лет)………………………………………...16
2.2. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)………………………………19
2.3. Подростковый возраст (от 11 до 14 лет)……………………………….........21
2.4. Юность (от 15 до 20 лет)……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………......30

Работа содержит 1 файл

курсач Языковой.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

ГОУ ВПО  «Московский педагогический государственный  университет» 
 
 
 
 

Факультет физической культуры

Кафедра педагогики

Курсовая  работа на тему:

Особенности полового воспитания девочек 
 

Выполнил:

Языкова Юлия

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009 г.

Содержание курсовой работы:

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Гендерные  особенности как основа полового воспитания…………….6

1.1. Гендер. Гендерные  особенности как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………….....6

1.2. Гендерные  особенности мальчиков и девочек……………………………...10

Глава 2. Особенности  полового воспитания девочек…………………………...16

2.1. Дошкольный  возраст (от 0 до 6 лет)………………………………………...16

2.2. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)………………………………19

2.3. Подростковый  возраст (от 11 до 14 лет)……………………………….........21

2.4. Юность (от 15 до 20 лет)……………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………...28

Список литературы……………………………………………………………......30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

  С давних времен проблема полового воспитания относилась к числу, во-первых, наиболее сложных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту вытесняемых из областей педагогики и психологии.

    Сейчас вопрос о половом воспитании  в целом причисляют к числу наиболее актуальных.

    Вопросы половой идентификации  и дифференциации, привлекают в  последнее время все больший  круг психологов и педагогов.  Ребенок должен иметь  представление  о себе как о человеке определенного  пола, о специфических особенностях мальчиков и девочек и связанных с ними ориентирах, мотивах, потребностях, формах поведения, характере и формируется  оно не только под воздействием воспитателей, наставников, но и природы, общества, народа. По мере вхождения в социальные отношения человек активно усваивает стандарты психосексуальной культуры. Личность в этом процессе выступает и как объект, и как субъект: с одной стороны, психосексуальная культура воздействует на него, предлагая стиль поведения и общения, с другой - преломляется через призму собственных особенностей и установок. Человек стремится соответствовать определенному социально-культурному стереотипу или, иными словами, играть определенную этим стереотипом социальную роль, в частности половую. Под ней понимается система средовых стандартов, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как представителя мужского или женского пола. Для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует множество причин. Первая, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая - общегосударственное невежество педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери). Психолог Никологорский С. говорит о том, что с "раннего детства на уроках физкультуры девочкам предлагают азартные игры и соревнования, которые не только создают излишнее нервно-психологическое напряжение, но и формируют культ силы, честолюбие, эгоизм, стремление постоянно соревноваться и состязаться, а не ухаживать, нравиться, помогать, сочувствовать". Целое поколение воспитала "бесполая педагогика". Школа и вуз практически игнорируют специфику ролей мужчины и женщины и, воспитывая девушек в мужском стиле, способствуют, таким образом, росту типично мужских черт.

  Было  выяснено, что проблеме половой идентификации  детей уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них можно отметить Е.Бажина, Р.Грина, В.Е.Кагана, И.С.Кона, Л.Колберга, В.А. Сухомлинского и других.

  Всё вышесказанное обусловило выбор  темы курсовой работы «Особенности полового воспитания девочек».

  Цель  курсовой работы - изучить половые особенности девочек и их учёт при организации полового воспитания в образовательных учреждениях.

  Объект  исследования - половое воспитание.

  Предмет исследования-особенности полового воспитания  девочек.

  Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической, методической  и медицинской литературы по вопросам половых особенностей девочек.
  2. Рассмотрение таких понятий, как «гендер», «гендерные особенности», «пол», «половое воспитание».
  3. Доказать, что работа по половому воспитанию девочек требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
  4. Показать половые особенности девочек в разном возрасте  и важность их учета в образовательных учреждениях при осуществлении полового воспитания.

  В работе были использованы такие методы, как беседа с педагогами и детьми, изучение и анализ психолого-педагогической, методической  и медицинской литературы.

  Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя два и три параграфа, заключения и библиографического списка. Во введении показана актуальность изучаемой проблемы, дана цель, объект и предмет исследования, перечислены основные задачи.

  В первой главе дан анализ термину  «гендер» и рассмотрены его особенности. Освещены основные проблемы полоролевой идентификации. Уделено внимание различию полового воспитания мальчик и девочек.

  Во  второй главе дан материал, о конкретных особенностях полового воспитания девочек начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивая юностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Гендерные особенности, как основа полового воспитания.

  1.1. Гендер. Гендерные  особенности, как  психолого-педагогическая  проблема.

  Пол(sex)– системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род)– социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. [6]

  Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего, это понятие обозначает ряд взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации. [18]

  Половое воспитание – комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. [19]

  Проблемы  полового воспитания было бы неправильно  сводить только к сфере сексуальных  отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания. В связи с переоценкой многих казавшихся ранее незыблемыми норм происходит переориентация современной отечественной педагогики в его вопросах. Особенности развития детей, связанные с их принадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания. Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности. [19]

  Слово «гендер» заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани[18]. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным. В общественных науках и, особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

  В психологии и сексологии гендер употребляется  в широком смысле, подразумевая любые  психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями). При этом сохраняются и дисциплинарные различия: психологи, как правило, обсуждают свойства и особенности индивидов, конкретных мужчин и женщин, тогда как социологи и антропологи говорят о гендерном порядке, гендерной стратификации общества, гендерном разделении труда и прочих социальных функций, гендерных отношениях власти и т.д. Последний аспект проблемы особенно подчеркивают феминистские теоретики [18].

  Поскольку гендер – не природная данность, а социальный конструкт, он предполагает самосознание и самоопределение. Гендерная  идентичность – это базовое, фундаментальное  чувство своей принадлежности к определенному полу / гендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, «промежуточного» или «третьего» пола. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения. Возможны даже случаи «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности с мужской на женскую или, наоборот; в просторечии это называется переменой или сменой пола. Состояние, когда индивид не может принять данный ему на основании его анатомического пола гендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им, называется расстройством гендерной идентичности (РГИ).

  РГИ может иметь разные причины, внешние  проявления и длительность. Самая  глубокая, всеобъемлющая форма гендерной  дисфории - трансгендеризм, или транссексуализм, означает, что индивид полностью отвергает свой гендерный статус и добивается его перемены, включая соответствующую хирургическую операцию, смену паспортного пола и т. д. Иногда необходимость этого осознается лишь во взрослом состоянии, в 30 или даже в 50 лет. В более мягком варианте индивид не меняет своего анатомического пола, но чувствует себя отчасти мужчиной, а отчасти женщиной и потому в определенных ситуациях нарушает гендерные границы, например, путем переодевания (трансвестизм). Наконец, существует множество случаев, когда человек не сомневается в своей гендерной идентичности, но не может "определиться" относительно каких-то ее конкретных аспектов, например сексуальных, что порождает конфликты в его образе Я [15].

  Проблема  полоролевой или гендерной идентификации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

  В начале 90-х годов Российской ассоциацией  планирования семьи (РАПС) была разработана  программа полового воспитания, которая стала реализовываться на государственном уровне. Официально эта программа шла как проект Министерства  общего и профессионального образования РФ и Министерства здравоохранения РФ «Половое воспитание  российских школьников» [16].

  Данная  программа полового просвещения  экспериментально была внедрена в 15 регионах страны и по ней работали 153 школы. В качестве официальных мотивов  введения данной программы были заявлены: снижение подростковой беременности, венерических заболеваний, психических сбоев, снижение сексуальных извращений, профилактика СПИДа. По данному курсу рекомендовалось использование муляжей и ролевых игр. Предполагалось снятие чувства «ложной стыдливости», выработки  навыков «безопасного секса» и др. Данная программа была одинакова, как для мальчиков так и для девочек. Но в 1996 году она была приостановлена в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций [16].

  Итак, мы определили, что такое гендер, гендерная идентификация, пол, половая принадлежность  и половое воспитание. Все эти понятия очень близки между собой и они непосредственно влияют на «состояние» психолого-педагогической проблемы в России и других странах. И если педагоги и родители поймут это, то возможно со временем об этой проблеме будут говорить меньше. 
 
 
 
 
 

1.2. Гендерные особенности  мальчиков и девочек.

  Гендерные особенности мальчиков и девочек  могут быть использованы в систематизации существующих знаний о гендерных  проблемах в конкретной возрастной периодизации. Они дают возможность практическим психологам и педагогическим работникам использовать эти знания в работе с родителями и в психологическом сопровождении учащихся; содействуют в организации и разработке условий учебно-воспитательного процесса в целях эффективности формирования гендерных ролей.

Информация о работе Особенности полового воспитания девочек