Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
С давних времен проблема полового воспитания относилась к числу, во-первых, наиболее сложных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту вытесняемых из областей педагогики и психологии.
Сейчас вопрос о половом воспитании в целом причисляют к числу наиболее актуальных.
Цель курсовой работы - изучить половые особенности девочек и их учёт при организации полового воспитания в образовательных учреждениях.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Гендерные особенности как основа полового воспитания…………….6
1.1. Гендер. Гендерные особенности как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………….....6
1.2. Гендерные особенности мальчиков и девочек……………………………...10
Глава 2. Особенности полового воспитания девочек…………………………...16
2.1. Дошкольный возраст (от 0 до 6 лет)………………………………………...16
2.2. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)………………………………19
2.3. Подростковый возраст (от 11 до 14 лет)……………………………….........21
2.4. Юность (от 15 до 20 лет)……………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………......30
У девочек чаще, чем у мальчиков, проявляется интерес к своей внешности. В погоне за «стандартом» они начинают ограничивать себя в еде или использовать различные непроверенные диеты. Этого нельзя допускать. Добиться же формирования красивой фигуры можно без ущерба, а наоборот, с пользой для организма за счет занятий физкультурой или гимнастикой.
Девочкам по мере их
Приучение девочки к опрятности, к утренней гимнастике, к соблюдению правил личной гигиены также относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье. Сформированные навыки гигиены не только закаляют организм девочки, но и предотвращают возникновение гинекологических заболеваний. Обратим внимание на распространенную ошибку матерей относительно гигиены дочерей. На вопрос, когда нужно начинать учить девочку подмываться, почти все матери отвечают: "Когда начинается менструация". Это неправильно. Приучать девочку к повседневному подмыванию необходимо с раннего дошкольного возраста.
Опыт
показывает, что приобретенная с
детства привычка соблюдать правила
личной гигиены переходит в дальнейшем
в сознательное, бережное отношение
к своему здоровью. И поэтому гигиенические
навыки должны быть привиты девочке с
раннего возраста [23].
2.2.
Младший школьный
возраст (от 6 до 10
лет)
Воспитание чувства своего пола не должно проводиться только в раннем возрасте, с годами его следует наполнять иным содержанием. Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувство собственного достоинства, чувство девичьей чести, стыдливости. Все это довольно сложные понятия, к сожалению, не всегда однозначные, а кроме того, плохо поддающиеся дозировке. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключительности — в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия девичьей чести и стыдливости. Стоит «недодать» — и не останется для девушки ничего святого; стоит «передать» — и возникнет почва для будущих семейных конфликтов [21].
В 6-8 лет при нормальном воспитании у девочек должна появиться собственная линия полового поведения, которая соответствует моральным, физическим и эстетическим нормам и требованиям. Она проявляется в выборе игр, манерах поведения, характере общения между полами.
С пяти, шести лет у девочек начинают преобладать такие игры как "дочки-матери", " больница", "школа". Девочки моют, причесывают, привязывают, передвигают, расставляют, собирают. И это чрезвычайно важно для успешного усвоения половой роли. Поступки девочек связаны с семьей, сугубо женскими заботами. Требования к выполнению будущих половых ролей четко проявляются в характере игровых сюжетов, которыми быстро овладевают малыши.
Усвоение же ролевого полового поведения происходит немного позже. Тогда считают ученые, когда от простых подражательных игр - действий с предметами, ребенок переходит к сюжетным играм, которые отображают мужские и женские профессии, отношения, поступки, характеры. Установлено, что в возрасте 7 – 11 лет девочки становятся более заботливыми, гуманными в общении со сверстниками и младшими детьми.
Уже с первого класса девочки обычно превосходят в учёбе мальчиков. Среди девочек реже встречаются отстающие, чаще успевающие, и их лучше переводят из класса в класс. В средней школе девочки обычно получают лучшие отметки по сравнению с мальчиками.
Одна из причин больших учебных успехов девочек может заключаться в лучших лингвистических способностях, играющих, вероятно, важную роль в школьном обучении. Современные методы обучения, наряду с методами тестирования, являются преимущественно вербальными. Другой возможный фактор, особенно в начальных классах школы, – это аккуратность и общее превосходство девочек в почерке, что может влиять на оценки за письменные работы. В исследованиях групп начальной и средней школы девочки явно отличались качеством почерка. Лучшему навыку почерка, бесспорно, способствуют акселерация развития девочек и их превосходство в мануальной ловкости [1].
Нередко
у девочек младшего школьного
возраста (так же как и дошкольного)
может возникать чувство
2.3.
Подростковый возраст
(от 11 до 14 лет).
Половое воспитание девочки в период подросткового возраста намного сложнее, труднее и должно быть предельно деликатным, учитывающим в первую очередь происходящие в это время изменения в организме, а также личностные качества ребенка. Как правило, девочки вступают в подростковый период в 11-12 лет. Одной из главных черт, присущих подросткам в переходном возрасте, является желание утвердиться в жизни (самоутвердиться), стремление к взрослости, а отсюда постоянный поиск своего "я", приводящий иногда к антисоциальным поступкам.
Это период бурного физического и психического развития. Шире становится круг интересов, богаче внутренний мир, ярче палитра эмоций. У девочек в период полового созревания возникает больше проблем. Заметное изменение фигуры, рост груди иногда чрезмерно обостряют стыдливость. Такие девочки стесняются самих себя, упорно стараются вернуть свой прежний облик, сутулятся, предпочитают носить широкие мальчишеские рубашки, куртки. Мать, старшая сестра должны тактично, ненавязчиво объяснить, что женственные очертания фигуры не только естественны, но и красивы, что они говорят о приближении новой прекрасной поры жизни.
Совершенно необходимо подготовить девочку и к наступлению менструаций. Обычно они появляются в 12-13 лет, но могут наступить раньше или позже, рассказать как они протекают, какие гигиенические правила в этот момент следует соблюдать. Хотя менструации совершенно нормальный физиологический процесс они нередко оказываются для организма серьезным испытанием. Поэтому иногда необходимо освобождение, от уроков физкультуры, от участия в соревновании и т. д.
Далеко не всегда месячные устанавливаются сразу. Но девочки могут не знать этого. Если же, как изредка бывает, забыла о такой возможности и мать, возникают конфликтные ситуации. Девочку так же нужно предупредить заблаговременно о возможных предменструальных неврозах (раздражительность, смена настроения). Она часто уединяется, «уходит в себя», доверяет сокровенные мысли только дневнику. Окружающих зачастую беспокоят и прорывающиеся у нее грубость, плаксивость, несправедливость. А ведь до этого девочка отличалась сдержанностью, мягкостью, открыто проявляла добрые чувства к родителям.
Наблюдающиеся изменения не являются обязательными спутниками полового созревания, а тем более не могут и не должны носить стойкого характера. Многое, очень многое зависит от самих девушек, от того, насколько они научатся владеть собой. Конечно, раздражительность, обидчивость и другие подобные явления – частые симптомы переходного периода, результат изменения нервной, эндокринной системы. Надо постараться поступать так, чтобы окружающие не страдали от этого. Важно правильно научить девочек управлять своими чувствами, улыбаться даже тогда, когда нелегко. Иначе трудно установить взаимопонимание с окружающими, разрядить собственную напряженность [7].
Для
формирующейся девушки
И, конечно же, отдавая должное заботам о внешности, надо обязательно подчеркивать, что человека ценят не за внешние, а за душевные качества.
Немаловажное значение для формирования будущей женщины играет одежда девочек и девушек. Приобретение одежды — явление в семейной жизни не частое, и если предстоит купить вещь достаточно дорогую и долговечную (сапоги, пальто, костюм), то нет ничего странного в том, что эта покупка обсуждается в семье несколько дней. Девочка, уже в 11 — 12 лет имеет право принять участие в обсуждении будущей покупки, а родители должны считаться с ее мнением при голосовании. Нужно уважать своего ребёнка и хоть изредка становиться на его место, смотреть на него глазами сверстников. И не высмеивать все «завихрения» быстротекущей моды, а понять, что она так же важна для подростка, как и для взрослого. Конечно, необходимы корректировки, прежде всего материального плана, а также с точки зрения здоровья (чтобы соблюдать гигиенические требования; например, чтобы одежда не была слишком холодной), однако во всём остальном решающее слово должно оставаться за подростком. Конечно можно спорить, пытаться в чём-то переубедить, что-то доказать, но нельзя (по крайней мере, не стоит) подавлять его только тем, что взрослые являются «распорядителями кредита» и могут делать что хотят, не считаясь с его желаниями. В противном случае у девочек развивается комплекс неполноценности, ухудшается, и надолго, настроение и самочувствие, а это в свою очередь отрицательно сказывается на учёбе и даже на здоровье.
Еще в этом возрасте происходит
интенсивное обогащение внутреннего мира
девочек, усиливаются функции эндокринных
желез, особенно половых, что определяет
постепенное пробуждение полового влечения.
Появляются также стремление к самостоятельности,
самоутверждению, желание добиться того,
чтобы взрослые считались с ними. В личности
подростка особенно выражена дисгармония
между процессом полового созревания,
проявлением полового влечения и уровнем
зрелости. Поэтому чрезвычайно важно,
чтобы девочки имели правильное представление
о половом развитии и гигиенических навыках.
2.4. Юность (от 15 до 20 лет).
Половое воспитание девушек старшего школьного возраста, окончивших школу, включает раскрытие нравственных, социальных и гигиенических аспектов взаимоотношения полов, ознакомление с основами гигиены и физиологии половой жизни, гигиены брака. В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим и, в первую очередь, мужчинам, стремление к сопереживанию, любви и ласке. Они много заняты своей внешностью. Усиливается интерес к "тайнам" любви.
Очень важной задачей полового воспитания девушек в юности является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Сталкиваться с мальчиками, юношами, молодыми людьми, мужчинами приходится постоянно. И взаимоотношения с каждым должны быть индивидуальны, однако в целом в поведении должно быть и что-то характерное, общее.
Поскольку
представить и рассмотреть
Девушка должна вести себя целомудренно. Причем имеется в виду не та целомудренность, символом которой является ненарушенная девственная плева, а целомудренность помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного-поперечного не возникло и помыслов о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости [22].
Очень часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психотравмам, к изнасилованиям, к неисчислимым бедам надломленной личности.
Прежние привязанности девочек к подругам отступают обычно на второй план. Возникающие неясные желания молодые люди не всегда могут подавить, чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола. Поэтому важно тактично помочь им в этой сложной для них ситуации. Если жизнь девушек заполнена увлекательными делами, пронизана доброжелательным отношением друг к другу, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает. В связи с этим исключительное значение приобретает воспитание творческих наклонностей, разносторонних интересов. Следует активно пропагандировать занятия физкультурой и спортом, которые поглощают избыточную энергию подростков, способствуют гармоническому развитию его организма, воспитанию ценных волевых качеств.