Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:08, дипломная работа
Объект исследования: тренировочный процесс в беге на короткие дистанции на этапе предсоревновательной подготовки.
Предмет исследования: построение тренировочных циклов на этапе предсоревновательной подготовки у бегуна, специализирующегося на дистанции 400 м, на основе показателей, характеризующих функциональное состояние нервно-мышечного аппарата.
Цель исследования: Оптимизировать процесс подготовки бегунов на 400 м на этапе предсоревновательной подготовки.
Введение
…………………………………………………………………………
3
Глава I.
Обобщение данных научно - методической литературы ………………………………………………………………….
5
1.1.
Структура тренировочного процесса в легкоатлетическом беге на дистанции 400 м …………………………………………………..
5
1.2.
Варианты построения микроциклов на этапе предсоревновательной подготовки …………………………………
7
1.3.
Физиологическая характеристика легкоатлетического бега на дистанции 400 м ……………………………………………………..
10
1.4.
Основные закономерности процессов утомления
и восстановления …………………………………………………….
13
1.5.
Контроль за состоянием нервно – мышечного аппарата ……………………………………………………………….
20
Глава II.
Задачи, методы и организация исследования ……………………..
21
2.1.
Задачи исследования ……………………..........................................
21
2.2.
Методы исследования ………………………………………………
21
2.3.
Организация исследования …………………………………………………………….
21
Глава III.
Результаты исследования и их обсуждения …………………………..
28
3.1.
Оперативный и текущий контроль у бегуна на дистанции 400 м на основе данных о состоянии нервно-мышечного аппарата ……….
28
3.2.
Планирование тренировочных нагрузок в микроциклах на этапе предсоревновательной подготовки ……………………………….
31
Выводы
………………………………………………………………………..
36
Практические рекомендации …………………………………………………..
37
Список используемой литературы ………………
По мнению Л. П. Матвеева (1977) микроцикл - это относительно законченная часть учебно-тренировочного процесса, охватывающая несколько дней, или неделю. По направленности различают следующие микроциклы: развивающий, ударный, втягивающий, поддерживающий, разгрузочный, адаптационный, специализированный, контрастный.
В микроцикле особо нужно выделить стимуляционную и восстановительную фазы. Структура микроциклов: 5-2; 4-1; 3-1; 2-7 (соотношение тренировок и дней отдыха) [34].
Особое место в последовательности мезоциклов занимает этап непосредственной предсоревновательной подготовки (ЭНПП). Его назначение - «вывести спортсмена на уровень оптимальной готовности к высокоэффективной и результативной соревновательной деятельности. Зависимость построения и наполнения предсоревновательного этапа подготовки от организации и содержания предшествующих этапов очевидна, однако трудности нормирования данных (и прочих) параметров возникают по целому ряду причин:
а) сложность сопоставимого анализа и контроля нагрузки и состояний спортсменов на этапах макроцикла (на разных этапах - разные цели и задачи, а следовательно, различные критерии эффективности процесса);
б) большая индивидуализированность сторон, параметров и показателей спортивной подготовки в период предсоревновательного этапа и т.д.
Как считают теоретики и практики физической культуры и спорта Л. П. Матвеев (1977), В. А. Аикин (2001), В. М. Волков (1977), предсоревновательный этап подготовки как таковой практикуется в некоторых видах спорта в качестве необходимой фазы непосредственной подготовки к основным соревнованиям сезона с середины 60-х гг.[1,10]. Ему отводят последние 2-4 недели подготовки спортсмена с задачами повышения уровня специальной тренированности, углубления, освоения и совершенствования избранных технико-тактических навыков и умений Р. А. Пилоян, А. В. Родионов, Ю. Б. Никифоров; специальной физической подготовки спортсмена А. А. Карабанов, В. В. Попенченко, Н. А. Худадов, Г. С. Туманян; восстановления после нагрузок предыдущего мезоцикла
Сообразно данным задачам, а также основной цели этапа (создать условия для обретения спортсменом спортивной формы) Н. Г. Озолин и Л. П. Матвеев рекомендовали увеличивать круг средств специальной подготовки и постепенно - долю соревновательных упражнений, это также нашло отражение в работах [34, 36].
Однако как задачи, так и рекомендации в известной научно-методической литературе формулировались и предлагались в общих формах и широких пределах и так же, вероятно, и выполнялись.
Отсутствие обоснованного методологического подхода к планированию, организации и ведению важнейшего этапа подготовки к соревнованиям, естественно, делало несостоятельными уверенность в успешном завершении подготовительного периода.
Как указывает Ю. В. Верхошанский (1985) Высокие достижения в беге на 400 м возможны только на основе тщательного планирования подготовки спортсмена. При планировании ЭНПП возникает проблема рационального размещения в его рамках необходимого объема нагрузки, что ставит перед тренерами и спортсменами ряд задач, связанных с построением микроциклов. Данная проблема приобретает особое значение, когда планирование связано с размещением нагрузок различной направленности на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки. В связи с этим следует признать, что традиционные схемы построения микроцикла, предусматривающие комплексное решение задач тренировки при обязательном условии не только восстановления, но и повышения уровня специальной работоспособности к началу нового микроцикла, не обеспечивают выполнения этих требований [7].
Таким образом, необходимо искать новые формы построения микроциклов, допускающие реализацию необходимого объема нагрузок, в том числе и однонаправленных.
Обратимся к экспериментальным данным, которые предлагают варианты построения микроциклов. В результате экспериментальных исследований [7] установлено, что большие однонаправленные нагрузки вызывают резкое угнетение возможностей проявления тех качеств и способностей, которые обеспечивают выполнение тренировочных программ [7]. В то же время спортсмены в состоянии проявить высокую работоспособность в условиях деятельности, обеспечиваемой преимущественно другими системами.
В частности, на основе изучения степени утомления функциональных систем и длительности восстановления организма спортсмена высокой квалификации после объемных однонаправленных занятий разработана принципиальная схема организации нагрузки в недельном цикле. Смысл её заключается в возможности реализовать высокий в целом объем нагрузки на основе рационального сочетания занятий с различными по величине и направленности нагрузками и с учетом продолжительности соответствующих им восстановительных процессов. Следует, однако, заметить, что, несмотря на однонаправленный характер отдельных занятий, в целом это типичная комплексная форма организации тренировки. Организм не может дифференцировать и «накапливать» в одно и тоже время специфические реакции на каждый из видов нагрузки и будет отвечать на них обобщенной, усредненной реакцией. Поэтому такая форма построения микроцикла, несомненно, позволит реализовать большие объемы нагрузки, но ярко выраженный прирост в скоростных способностях, аэробной или анаэробной производительности она вряд ли обеспечит.
Приведенные примеры однонаправленной организации недельных циклов высокой квалификации, включающей три тренировочных занятия с большими нагрузками преимущественно аэробного (Аэ) или анаэробного (Ан) характера, сочетающиеся с занятиями направленными на совершенствование техники и координации (К), скоростно-силовой (СС) направленности и развитием скоростной выносливости (СВ). Авторы отмечают, что в ближайшем отставленном тренировочном эффекте в первом случае значительно угнетаются аэробные возможности (МПК), восстановление которых до уровня, превышающего исходный, наблюдается через 72 ч.
В то же время анаэробные возможности (оцениваемые в л/а тестом 4 по 100м) быстро восстанавливается и поддерживается на уровне, превышающем исходный. Во втором случае о 100м) быстро восстанавливается и поддерживается на уровне, превышающем исходный.аэробные возможности (МПК), восстановление которых до уровня, превышающего исходный, наблюдается через 72 ч. гнетаютсющиеся с звосстановление анаэробной производительности происходит более длительно и превышает свое исходное значение после 72 ч. Интересно, что при этом аэробные возможности повышаются в пределах 12 ч и затем снижаются.
В скоростно-силовых и сложно технических видах спорта возможен следующий вариант организации недельного микроцикла, преимущественно направленного на специальную силовую подготовку. Помимо тренировочных занятий с большими и средним объемом силовой нагрузки (СС) такой микроцикл включает занятия с технической (Т) и комплексной (Ко) направленностью.
Таким образом, приходится констатировать, что из-за новых требований, предъявляемых к подготовке спортсменов высокой квалификации, микроцикл из некогда наиболее разработанной формы построения тренировки превратился в наиболее слабое место в технике ее программирования. Естественно, что приведенные выше примеры еще не устраняют этот недостаток, однако в известной мере они определяют те пути, по которым следует направить научный поиск.
1.3. Физиологическая характеристика легкоатлетического бега на дистанции 400 м
Бег на 400 метров обычно связывают с проявлением скоростной выносливости, то есть проявлению максимальных скоростных возможностей в период примерно 45 с. Loprez V. (1996) определил, что успех в этом виде кроется в соответствующей комбинации силы, скорости и выносливости при рациональном распределении усилий. По мнению Loprez V. (1996) силовая выносливость помогает поддерживать скорость бега и, в конечном счете, определяет спортивный результат в длинном спринте [46].
Loprez V. (1996) исследовал влияние утомления спринтеров в беге на 400 метров. Бегуны тестировались в беге на 400 м, 100 м, 200 м, и 300 м в различные дни (причем скорость бега во всех случаях соответствовала скорости бега на 400 м). Для определения снижения уровня силовых показателей использовался тест – измерения высоты прыжка после спрыгивания с возвышения в 39 см после пробегания каждой дистанции. Сравнивая результаты в прыжковых тестах было возможным определить ухудшение силовых показателей вследствие утомления после бега на различных отрезках. После пробегания 300 метров результативность падала на 16%, а после 400 м на 25% соответственно. Кроме того, авторы обнаружили линейную зависимость между высотой прыжка и уровнем лактата свыше 6 ммоль/л [46].
Эти результаты, а также данные Loprez V. (1996) дают основание предположить, что после 200 метров дистанции возможности мышц изменяются (что отражается на изменении времени контакта в процессе опоры и взрывной силы, измеренной в прыжковом тесте), хотя скорость бега может оставаться на прежнем уровне. Однако, начиная с 200 – 300 метров наступает прогрессивное снижение силовых параметров, каппилярный лактат становится более 6 ммоль/л и pH понижается. Кроме того, зафиксированы изменения электромиограммы мышц, работающих в спринтерском беге. Изменение ЭМГ в процессе бега на 400 метров свидетельствует об изменении активности мышечных единиц или привлечении дополнительных для компенсации происходящих изменений Nummela et al. 1994. В этом же исследовании авторы выявили, что в последней стадии бега реакция опоры заметно снижается в амортизационной фазе, что возможно свидетельствует о том, что мышечно-связочный аппарат снижает возможности противодействовать ударной нагрузке. Различия, определенные авторами при беге на 20 метров со скоростью бега, соответствующей средней скорости на дистанции 400 метров, и показателями, полученными на заключительном отрезке бега, свидетельствуют о возможном изменении регуляции жесткости мышечных групп. Такие изменения, вероятно вызывают потери эластичной энергии, что и отражается в снижении некоторых характеристик амортизационной фазы. Поскольку силовой компонент прогрессивно снижается в процессе бега, что, по-видимому, является следствием метаболических изменений или снижением количества работающих мышечных единиц. Силовая выносливость, скорее всего, является превалирующим компонентом, определяющим успех в беге на 400 метров. Способность спортсмена противостоять силовому утомлению способствует более длительному сохранению скорости бега. Таким образом, можно считать, что фактор силовой выносливости является решающим в результативности бега на 400 метров. Те спортсмены, которые обладают более высоким уровнем специфических спринтерских скоростно-силовых качеств – взрывной силы, реактивной силы и особенно силовой выносливости, несомненно, будут иметь преимущество в беге на 400 метров [46].
Рассматривая легкоатлетический бег на дистанции 400 м, в аспекте классификации упражнений по зонам мощности его относят к упражнениям околомаксимальной мощности. Упражнения околомаксимальной анаэробной мощности (смешанной анаэробной мощности) это упражнения с преимущественно анаэробным энергообеспечением работающих мышц. Анаэробный компонент в общей энергопродукции составляет 75- 85% - отчасти за счет фосфагенной и в наибольшей мере за счет лактацидной (гликолитической) энергетических систем. Рекордная околомаксимальная анаэробная мощность в беге - в пределах 50-100 ккал/мин. Возможная предельная продолжительность таких упражнений у выдающихся спортсменов, колеблется от 20 до 50 с.
На соревновательной дистанции 400 м спортсмен выполняет работу околомаксимальной мощности. Скорость продвижения зависит от темпа, амплитуды движения, силы и скорости мышечных сокращений. Это достигается высокой согласованной активностью нервных центров головного и спинного мозга, управляющих ими мышечными группами, образованием необходимого количества энергии для выполнения максимальной работы в короткое время.
В энергетическом обеспечении этого соревновательного упражнения значительное усиление деятельности кислородтранспортной системы уже играет определенную энергетическую роль, причем тем большую, чем продолжительнее
упражнение. Предстартовое повышение ЧСС очень значительно
Концентрация лактата в крови после выполнения упражнения может достигать до 15 ммоль/л у квалифицированных спортсменов. Она тем выше, чем больше дистанция и выше квалификация спортсмена. Накопление лактата в крови связано с очень большой скоростью его образования в рабочих мышцах (как результат интенсивного анаэробного гликолиза).