Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа
Генезису олимпийского движения посвящено значительное число публикаций. Над этой проблемой трудились многие маститые отечественные и зарубежные ученые. И все же, несмотря на богатую историографию, проблема генезиса олимпизма, современного олимпийского движения остается актуальной научной проблемой. Лишь на первый взгляд может показаться, что все точки над "i" поставлены. Однако это не так. Ибо любая серьезная научная проблема, даже обстоятельно изученная, требует со временем осмысления и переосмысления. Появляются новые грани, аспекты, на которые прежде исследователи не обращали внимания. Проблема генезиса современного олимпизма и олимпийского движения не составляет исключения. Более того, прошедший 100-летний юбилей олимпийского движения, подготовка к проведению Игр XXX олимпиады 2012 года в Афинах, еще более усиливает интерес к этой проблеме, придает ее изучению особый смысл
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА І СОВРЕМЕННОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКИЙ СПОРТ………………………………….
1.1 Генезис олимпизма и современного олимпийского движения……...
1.2. Пьер де Кубертен и олимпийская идея……………………………….
ГЛАВА І І МЕЖДУНАРОДНОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
2.1 Возрождение олимпийского движения
2.2 Летние Олимпийские игры
2.3 Организация и функционирование международного олимпийского
движения
2.4 Судебные инстанции в современном спорте
2.5 Справедливость и порт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Международный спортивный опыт убедительно показал, что только единство всех трех организаций — МОК, ГАНОК и ГАИСФ — способно обеспечить прогрессивное развитие международного спортивного движения, но для этого необходимо объединение усилий всех спортивных организаций в мировом спортивном сообществе. Поэтому для консолидации спортивной жизни, координации соревнований в МСД в обозримом будущем, возможно, потребуется создание новой структуры — единой организации, стоящей над МОК, НОК и МСФ, объединяющей и возглавляющей МСД в интересах совершенствования регулирования и управления спортивным движением, преодоления национальных и расовых ограничений, международных противоречий и осуществления политики в области спорта, связанной с мирным сосуществованием.
2.3 Организация и функционирование международного олимпийского движения
Центральной, самой организованной и признанной в мире формой МСД является международное олимпийское движение (МОД), или олимпийское движение. Оно объединяет больше стран, чем Организация Объединенных Наций. Как уже отмечалось, свыше 200 национальных олимпийских комитетов разных государств являются участниками МОД , признаны МОК, в который входят 115 членов из различных стран мира .
Олимпийское движение — это общественное движение, основанное на принципах, идеях и идеалах олимпизма, объединяющее в своих рядах организации и людей, независимо от их социального положения, политических и религиозных взглядов, расовой принадлежности, пола и возраста, способствующих развитию спорта.[1]
Олимпийское движение берет свое начало в современном олимпизме.
Олимпизм — это общественное явление, связанное с участием в олимпийском движении и поддержкой его. Под понятием «олимпизм» подразумевается философско-нравственная основа олимпийского движения. Она определяет важнейшие принципы организации и использования Олимпийских игр для решения гуманистических, общесоциальных задач. Главные идеи олимпизма раскрыты в олимпийском символе и девизе. Основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен подчеркивал, что «олимпийская идея направлена на; сохранение равновесия между умом и телом, так как эта идея пытается сконцентрировать в светящий луч все моральные ценности, необходимые для совершенствования человека».
К идеям и идеалам олимпизма относятся:
борьба с национализмом, космополитизмом, допингом в спорте;
стремление к укреплению гуманистических ценностей спорта в современном мире.
В Олимпийской хартии говорится: «Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам».Таким образом, олимпизм — это определенная философская концепция, которая включает в себя комплекс различных идей[1]. При этом важно подчеркнуть, что П. де Кубертен понимал олимпизм не только как философию спорта, но и как философию жизни . Она включает в себя гуманистические идеалы, касающиеся взаимоотношения людей, независимо от национальности, вероисповедания, цвета кожи и т.п. Важное отличие олимпизма от других философских концепций состоит в том, что он ориентирован на реализацию при помощи спорта близких всем людям идеалов. Сущностные признаки олимпизма — это идеи, принципы, цели и задачи, выраженные в программах, функциях, системе управлению! и организационной структуре международного олимпийского движения.
Главными целями олимпийского движения являются:
подготовка и проведение Олимпийских игр.
Вершиной олимпийского движения является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике — Олимпийских играх. Появление Олимпийских игр относится к IX в. до н.э. Они зародились в Древней Греции как общегреческие празднества и состязания (езда на колесницах, пятиборье, кулачный бой, конкурс искусств). Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии один раз в четыре года и начинались 11 гекатамбеона (в современном календаре — июль-август). Отсюда и название их — Олимпийские игры. Считается, что «наиболее яркие, чем кто-либо до него», Олимпийские игры в честь всемогущего Зевса организовал Пелопс.
Олимпия — древнегреческий город в северо-западной части Пелопоннесского полуострова у слияния рек Алфей и Кладей. Религиозный центр, место культа Зевса и посвященных ему Олимпийских игр Древней Греции. На территории Олимпии находились гипподром, олимпийский стадион «Леонидайон», построенный архитектором Леонидом в 4 в. до н.э., гимназий и т.д. В Олимпии зажигается Олимпийский огонь, находится Международная олимпийская академия. Олимпия включена ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия. См.: Соколов Г.И. Олимпия. М., 1981.После значительного перерыва именно эти Игры были возрождены царем Элиды, города в юго-западной части полуострова Пелопоннес, Ифитом. Он утвердил «атлетические игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года». Это произошло в 884 г. до н.э. Ифит вместе со спартанским царем Ликургом утвердил основные правила и порядок проведения Олимпийских игр. В программу спортивного праздника включались театрализованные мероприятия, эстафеты с факелами, выступления музыкантов, поэтов и ораторов .В 776 г. до н.э. олимпийский праздник получил общегреческое признание. Этот год стал первой летописной страницей Олимпийских игр.
Греческий историк Тимей ввел летоисчисление по Олимпиадам. Олимпийские игры считались праздником мира, но в то же время являлись смотром военной мощи отдельных греческих государств. Олимпийское правило гласило: «В играх может участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнанный кровавым злодеянием и не отягощенный проклятием богов». В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву: «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками». Олимпийские игры посещали такие титаны мысли, как Пифагор, Аристотель, Платон, Геродот. На Олимпийских играх поэты воспевали Игры и их героев в стихах и гимнах, ораторы прославляли их в речах. В Олимпии звучала мудрость философов Талеса, Гераклита, Платона, Сократа, Диогена, восторженные эпиникии Архилоха, Пиндара, трагедии Софокла и Эврипида.С 146 г. до н.э. ведется отсчет римского периода в истории Олимпийских игр древности. В эпоху, когда Греция перестала существовать как независимое государство, Олимпийские игры утратили общественное значение и из общегреческого праздника превратились в обыкновенное спортивное соревнование. Проведение Олимпийских игр прекратилось в 394 г. н.э. по приказу римского императора Феодосия I. На 15 столетий Игры исчезли из истории.
Идея возрождения Игр античной Греции возникла еще в XV в. Одним из первых идею возрождения предложил итальянский государственный деятель, гуманист эпохи Возрождения Маттео Пальмиери. В своей книге «О гражданской жизни» он высказал мысль ,о полезности использования античных Олимпийских игр в целях улучшения физического воспитания молодежи. Позднее к идее возрождения Олимпийских игр обратился итальянец Иероним Меркуриалис. Брать пример с античных Олимпийских игр советовали также Жан Жак Руссо, Фридрих Шиллер, Михаил Ломоносов и другие выдающиеся деятели. Уильям Шекспир в «Виндзорских кул мушках» упоминает «Олимпийские игры у Готсвольдских холмов». Первым крупным научным исследователем олимпийского спорта Древней Греции принято считать английского ученого Джилберта Веста (1703—1756), который свою докторскую диссертацию посвятил истории древнегреческих Олимпиад. Эта тематика развивалась в работах ряда немецких филантропов, чешского педагога Яна Амоса Коменского и др. Параллельно осуществляются попытки реализации идеи возрождения состязаний по образцу Олимпийских игр античной Греции на практике. Так, в 1516 г. в Германии показательные «Олимпийские игры» в Бадене организовал И. Аквилла, в 1604 г. в Бартоне-на-Хюсе подготовил и провел «Олимпийские игры» королевский прокурор Англии Р. Довер при поддержке короля Якова I. Эти соревнования организовывались с перерывами почти в сто лет. Герцог Дессауский Л. Фридрих в 1772—1779 гг. устраивал в своем имении празднества по программе античных соревнований.
С 1850 г. в одном из графств Англии проводились Уэнлокские игры, собиравшие до 5 тыс. зрителей. Для организации этих соревнований была основана Национальная олимпийская ассоциация, по сути, первый в мире своеобразный национальный олимпийский комитет. В 1859 г. благодаря усилиям майора греческой армии Э. Цаппаса на стадионе Афин были открыты Пангреческие игры, на которых присутствовало 20 тыс. зрителей. Эти игры устраивались регулярно до 1889 г. Попытки проведения соревнований наподобие олимпийских неоднократно предпринимались в Канаде (1844), Швеции (1834, 1836), Греции (1838) и других странах . Вместе с тем все названные соревнования носили характер узконациональных народных праздников. Импульсом к возобновлению современных Олимпийских игр послужили археологические исследования мест проведения античных состязаний. Еще в XVIII в. идею раскопок высказал французский исследователь Монфокон, но она реализована не была. Первые раскопки осуществлены французской военной экспедицией в1829 г. Тогда были найдены десятки памятников и различных предметов, которые вывезены впоследствии в Париж.
Наиболее крупные и результативные раскопки провел немецкий археолог профессор Э. Курциус. За 7 лет раскопок (1875—1881) найдено 130 памятников, 1300 изделий из бронзы, 6000 монет, многочисленные инструменты, треножники, гантели, диски, копья и т.п. Следствием раскопок во многих странах стали публикации об Олимпийских играх античности. В 1856 г. в российском журнале Министерства народного просвещения был опубликован «Очерк гимнастических игр у древних греков» П.В. Тихоновича — первый отечественный фундаментальный труд по истории спорта и физической культуры. Литературным памятником является книга Э. Курциуса «Алтари Олимпии» (1882).Постепенно спорт как часть общественной жизни стремился выйти за рамки отдельных стран. Для консолидации спортивных отношений, выработки общих для всех правил соревнований по различным видам спорта возникла необходимость в создании единой в мире организации. Возникла настоятельная потребность возрождения олимпийской традиции. Эту идею претворил в жизнь французский общественный деятель, педагог Пьер де Кубертен, считающийся основателем современного олимпийского движения.
Деятельность Кубертена привела его к мысли, что лишь интернационализация спорта способна преодолеть замкнутость различных систем физического воспитания, национальные предрассудки в развитии тех или иных видов спорта, вывести спорт из такого своего рода тупика, в котором он оказался. Он считал, что идеи и идеалы олимпизма вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и духовного совершенствования».
Впервые вопрос об организации международных спортивных соревнований по образцу древних олимпиад Пьер де Кубертен поставил в 1889 г. на международном атлетическом конгрессе, который состоялся в Париже во время международной выставки. Свою концепцию олимпизма как понятия, содержащего в обобщенном виде определенные педагогические взгляды, Кубертен изложил в лекции «Олимпийский ренессанс», прочитанной им 25 ноября 1892 г. в Сорбоннском университете по случаю пятилетней годовщины создания Французского легкоатлетического союза. Именно тогда он, будучи генеральным секретарем данного союза, внес официальное предложение о возобновлении Олимпийских игр.
Кубертен, в частности, произнес: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры». «Давайте, — сказал он в заключение лекции, — пошлем за рубеж гребцов, фехтовальщиков, бегунов и тем самым положим начало свободному движению спортсменов, с помощью которого в кровообращение старой Европы вольется идея мира. Это позволяет мне, пользуясь вашей поддержи кой, внести предложение о возобновлении Олимпийских игр, преобразованных в соответствии с требованием современности».Весной 1893 г. по предложению Пьера де Кубертена создается организационный комитет для подготовки и созыва Учредительного конгресса. В письме, которое Кубертен рассылает в разные страны, он пишет: «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые бы соответствовали запросам современного общества, сделает возможной встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма». Благодаря в основном международному пацифистскому движению Кубертен установил связи с теми государствами, в которых спортивное движение получило широкое развитие.
16 июня 1894 г. на I Учредительном конгрессе делегаты 10 стран — Франции, Великобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Бельгии, Нидерландов и Греции — единогласно принимают постановление о возрождении Олимпийских игр. В нем говорится: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни». На этом конгрессе была принята Олимпийская хартия, решено, что Игры I Олимпиады состоятся в 1896 г. в Афинах. Так через 15 веков забвения благодаря барону П. де Кубертену Олимпийские игры были возвращены человечеству. Он непосредственно участвовал в подготовке и проведении Олимпийских игр 1896—1924 гг.В Играх I Олимпиады 1896 г. приняли участие 295 атлетов. История гласит, что в последний день I Олимпиады после награждения победителей оливковыми ветвями П. Кубертен произнес ставшие впоследствии всемирно известными слова: «То, что удалось один раз, еще должно утвердить себя. Подтвердить право на существование. Впереди не праздники. Впереди — борьба». Не раз судьба Олимпийских игр ставилась под вопрос, и они были на грани срыва. ! Олимпийские игры, без сомнения, являются одним из самых значительных культурных мероприятий в мире. Они стали соревнованиями между спортсменами в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Игры объединяют спортсменов, отобранных НОК для этой цели, заявки которых были приняты МОК, и выступающих под техническим руководством соответствующей МСФ. Полномочия принять окончательное решение по любым вопросам, касающимся Олимпийских игр, принадлежат МОК.