Общая выносливость и методика её воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осущест-вляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плава-ние и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Содержание

Введение
Глава 1. Выносливость спортсмена (общая и специальная). Задачи по развитию выносливости
Глава 2. Факторы, обеспечивающие проявления выносливости в различных видах двигательной деятельности
Глава 3. Средства воспитания выносливости
Глава 4. Методика воспитания общей выносливости
Глава 5. Методика воспитания анаэробной выносливости
Глава 6. Тесты, используемые для определения уровня развития выносливости
Глава 7.Проблема общей выносливости в системе подготовки спортсменов
(терминология, критерии, решаемые задачи)
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 146.00 Кб (Скачать)

       Ряд авторов связывают сущность  общей выносливости с возможностями  ее переноса с неспецифических  видов деятельности на специфические  [2, 4, 14, 15, 18, 19, 21].  

        В основных учебниках - по теории  ФК и теории спорта общая  выносливость определяется как  совокупность функциональных свойств  организма, составляющих неспецифическую  основу проявления выносливости  в различных видах деятельности [15] или как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающей положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства [21].

      Большинство авторов относят  проявление общей выносливости к работе в зоне умеренной мощности, что, по классификации B.C. Фарфеля, соответствует продолжительности двигательной деятельности свыше 30 мин. Отдельные авторы распространяют ее проявление на зону большой мощности [15, 19], в которой двигательная деятельность происходит в пределах 5-30 мин. Некоторые авторы, понимая несовершенность вышеприведенной классификации, особенно на современном этапе развития спорта, относят общую выносливость к менее интенсивной работе - зоне средней мощности, не существующей в классификации B.C. Фарфеля [6, 25].

       Исследования кривой рекордов, послужившей  основой классификации B.C. Фарфеля,  проводившиеся в последние годы  в связи с расширением программы  соревнований и увеличением длины  дистанций, выявили б зон относительной мощности [11], а затем в работах М.Р. Смирнова - уже 20 зон, выделенных по принципу длины дистанции (времени работы), обеспечения их основными и переходными энергетическими процессами и использованием определенных субстратов [23].

       Становится понятным, что, для того чтобы определить зону проявления общей выносливости и выделить ее основные критерии, классификация B.C. Фарфеля устарела, так как не содержит конкретных физиологических и биохимических показателей и не учитывает более широкий спектр зон мощности (интенсивности).

      Поэтому для определения зон  мощности нагрузки, соответствующих  различным проявлениям выносливости, следует использовать другую  классификацию [21, 24], в основе  которой лежат 5 зон, связанных  с понятиями критической мощности /скорости [З], скорости аэробного порога [24]. Эти скорости имеют определенные объективные критерии, а сама классификация уже продолжительное время используется в системе подготовки в циклических и некоторых других видах спорта в нашей и других европейских странах.

       Первыми предложили определять  верхнюю границу проявления общей  выносливости как способности^  выдерживать продолжительную нагрузку  специалисты ГДР, связав ее  с уровнем скорости (мощности) анаэробного  порога [17]. У квалифицированных спортсменов он характеризуется концен- трацией лактата в крови - 4 ммоль/л и ЧСС - 165-175 уд/мин.

       Что же представляет собой  общая выносливость?

       Толковый словарь русского языка  (С.М. Ожегов, 1985) дает следующее  объяснение слову "общий-ая": а) принадлежащий, свойственный всем, касающийся всех (общее мнение, общее правило), б) касающееся основ чего-то (общие вопросы науки и т.д.).

      Такое толкование слова "общая"  в нашем конкретном случае  можно трактовать как касающееся  основ чего-то, т.е. определенного компонента, лежащего в основе подготовленности, свойственного всем видам спорта и спортивным дисциплинам.

      В теории физической культуры  и спорта существует понятие  "общая физическая подготовка" (ОФП), которая предусматривает всестороннее воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим особенностям, проявляемым в избранном виде спорта, но так или иначе обусловливают общий успех спортивной деятельности [15].

     Так  как ОФП обусловливает общий  уровень функциональных возможностей организма, не лишена смысла формулировка общей выносливости как составной части ОФП спортсмена, которая развивается с помощью всех физических упражнений, включенных в тренировку [12, 13].

      Действительно, если существуют  понятия "общая сила" (в немецкой литературе), связанная с укреплением опорно-. двигательного аппарата спортсмена, "общая гибкость", связанная с необходимой подвижностью в суставах, "школа простых движений", связанная с обучением широкому кругу общеподготовительных упражнений, то понятие "общая выносливость" должно занять свое место только в структуре ОФП человека и спортсмена как элемент функциональной . подготовленности всех составляющих кислородтранспортной системы.

      В этом качестве общая выносливость  должна обеспечить следующее: способности спортсмена к продолжительной и эффективной тренировочной деятельности; быстрое восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок повышенной интенсивности; активизацию жирового обмена как наиболее функционально экономичного; определенный оздоровительный эффект, связанный с активизацией аэробных процессов в организме.

      Все эти способности, как и  другие составляющие содержание  ОФП, лишь опосредованно влияют  на уровень ОФП в каждом  конкретном виде спорта. Поэтому основными средствами общей выносливости должны стать:

- упражнения  избранного вида спорта, выполняемые  в продолжительном экстенсивном  режиме работы; продолжительные  упражнения циклического характера,  аэробным энергообеспечением (при  потреблении кислорода на уровне не более 60-70% от МПК);

- спортивные  игры для представителей неигровых  дисциплин; 

- экстенсивная  круговая тренировка, проводящаяся  методами непрерывного упражнения.

      Для воспитания общей выносливости  следует применять методы непрерывного экстенсивного упражнения, как в равномерном, так и в вариативном режиме, игровой метод и круговую тренировку.  

       Не следует использовать интервальную  тренировку, особенно анаэробной  направленности, рекомендуемую отдельными  авторами [5, 15] как метод повышения аэробных возможностей организма в связи с их временной активизацией в интервалах отдыха между упражнениями, с целью повышения общей выносливости. Хотя такие рекомендации "кочуют" последние 30 лет из одних учебников в другие.

      Вся история развития методики тренировки в циклических дисциплинах, связанных с проявлением выносливости, опровергает такие рекомендации. На протяжении многих десятков лет для повышения аэробных возможностей спортсмены использовали повышенные объемы нагрузок аэробной направленности, которые достигли в этих видах спорта очень больших величин. В то же время абсолютные показатели нагрузок анаэробной направленности за последние 40 лет изменились незначительно (а в некоторых видах спорта и уменьшились), что подтверждает вывод о неэффективности повышения общей выносливости за счет использования нагрузок анаэробной гликолитической направленности.

      Подводя итоги изложенным выше  взглядам, следует привести параметры,  характеризующие общую выносливость, что поможет подбирать упражнения, направленные на ее совершенствование: ЧСС - до 150 уд/мин; концентрация лактата в крови - не свыше 2 ммоль/л; основные субстраты окисления - жиры (более 50%) и углеводы. Такая работа должна выполняться преимущественно медленными мышечными волокнами, что создает условия для своевременной утилизации лактата в мышцах. Более высокие функциональные показатели тренировочной нагрузки будут связаны уже с воспитанием (совершенствованием) специальной выносливости спортсмена.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Ашмарин Б.А.  и др. Теория и методика: Учебн.  для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1990, 286 с.  

2. Биологические  и педагогические аспекты выносливости //Матер, всесоюзн. симп. //Теория и  практика физической культуры, 1972, № 8, с. 29-33.  

3. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность в условиях напряженной мышечной деятельности, Канд. дисс., 1968, 560 с.  

4. Зациорский  В.М. Воспитание физических качеств:  Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: ФиС, 1967, с. 168-236.  

5. Зациорский  В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1970, 200 с.  

6. Зимкин Н.В.  Физиологическая характеристика  силы, быстроты и выносливости. - М.: ФиС, 1956, 205 с.  

7. Зимкин Н.В.  Качественные стороны двигательной  деятельности. В кн.: физиология мышечной  деятельности, труда и спорта. - Л.: Наука, 1969, с. 385-386.  

8. Игнатьева  В.Я. Гандбол: Учебн. пос. для  ИФК. - М.: ФиС, 1983, 200 с.  

9. Каунсилмен  Д. Наука о плавании /Пер. с  англ. - М.: ФиС, 1972, 432 с.  

10. Коц Я.М.  Физиологические основы выносливости. Спортивная физиология: Учебн. для ИФК, 1986, с. 70-98.  

11. Кулаков В.Н.  Рациональная структура тренировки  бегунов-стайеров на основе комплексных  исследований нагрузки: Канд. дисс. М., 1981, 155с.  

12. Легкая атлетика: Учебн. для ИФК /Под ред. Н.Г.  Озолина и Д.П. Маркова. - М.: ФиС, 1972, 670 с.  

13. Легкая атлетика: Учебн. для ИФК /Под ред. Н.Г.  Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н.  Примакова - М.: ФиС, 1985, 671 с.  

14. Матвеев Л.П.  Основы спортивной тренировки: Учебн:  пос. для ИФК. - М.: ФиС. 1977, 271 с.  

15. Матвеев Л.П. Теория и методика ФК: Учебн. для ИФК. - М.: ФиС, 1991, 542с.  

16. Менхин Ю.В.  Физическая подготовка в гимнастике. - М.: ФиС, 1989, 224 с.  

17. Найгоф Р.  Некоторые принципы и критерии  увеличения нагрузок при воспитании  общей и специальной выносливости. Опыт наших друзей. - М.: Спорткомитет СССР, 1982, 31 с.  

18. Озолин Н.Г.  Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС,1959, 128 с.  

19. Озолин Н.Г.  Современная система спортивной  тренировки. - М.: ФиС, 1970, 479 с.  

20. Озолин Н.Н.  Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки в академической гребле. М., 1986, 130 с.  

21. Платонов В.Н.  Теория спорта: Учебн. для ИФК. - Киев: Вища школа, 1987, 423 с.  

22. Савин В.П.  Хоккей: Учебн. для ИФК. - М.: ФиС, 1990, 319с.  

23. Смирнов М.Р.  Закономерности биоэнергетического обеспечения циклической нагрузки. Новосибирск, 1994, 216 с.  

24. Современная  система спортивной подготовки /Под  ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. М.: СААМ, 1995, 445с.  

25. Тер-Ованесян  А.А. Спорт (обучение, воспитание, тренировка). - М.: ФиС, 1967, 208 с.  

26. Фарфель B.C. Физиологические особенности работ  различной мощности //Исследования  по физиологии выносливости. - М.: ФиС, 1949, т. 7, вып. 3, с. 237-257.  

Информация о работе Общая выносливость и методика её воспитания