Общая выносливость и методика её воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осущест-вляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плава-ние и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Содержание

Введение
Глава 1. Выносливость спортсмена (общая и специальная). Задачи по развитию выносливости
Глава 2. Факторы, обеспечивающие проявления выносливости в различных видах двигательной деятельности
Глава 3. Средства воспитания выносливости
Глава 4. Методика воспитания общей выносливости
Глава 5. Методика воспитания анаэробной выносливости
Глава 6. Тесты, используемые для определения уровня развития выносливости
Глава 7.Проблема общей выносливости в системе подготовки спортсменов
(терминология, критерии, решаемые задачи)
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      Развитие аэробных и анаэробных  возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные — лактатные — алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке. 

                                                      
 
 
 

Глава 6

Тесты, используемые для определения уровня развития выносливости 

        Одним из основных критериев  выносливости является время,  в течение которого человек  способен поддерживать заданную  интенсивность деятельности. На  основе этого критерия разработаны  прямой и косвенный способы  измерения выносливости.

       При прямом способе испытуемому  предлагают выполнять какое-либо  задание (например, бег) с заданной  интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной  скорости). Сигналом для прекращения  теста является начало снижения  скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

        В практике физического воспитания  в основном применяется косвенный  способ , когда выносливость занимающихся  определяется по времени преодоления  ими какой-либо достаточно длинной  дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

В спорте выносливость может измеряться и с помощью  других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные  возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться  в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

        К неспецифическим тестам определения  выносливости относят: 1) бег на  тредбане; 2) педалирование на велоэргометре;  3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).

       Специфическими считают такие  тесты, структура выполнения которых  близка к соревновательной. С  помощью специфических тестов  измеряют выносливость при выполнении  определенной деятельности, например  в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость  конкретного спортсмена зависит  от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых  и т.д.). В этой связи следует  учитывать абсолютные и относительные  показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности F max у них тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости определяется как разность между  средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости З с = t a - t k ,

где t n — время  преодоления эталонного отрезка; t k — лучшее время на этом отрезке.

Пример (В.И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м (/ л ) ученика16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с" или 450 с, а среднее время пробегания на 100 м ( t k ) в беге на 2000 м равно 450 : 20 = 22,5 с. Запас скорости в данном примере: 22,5 — 14,0 = 8,5 с. Чем меньше З с , тем выше уровень развития выносливости. Подобным образом можно оценить запас скорости в плавании, лыжных гонках, при езде на велосипеде и других циклических видах спорта.

Индекс выносливости ( T . Cureton , 1951) — это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости    = / — t k x п, где / — время преодоления какой-либо длинной дистанции; t k — время преодоления короткого (эталонного) отрезка; и — число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

    Пример (В. И. Лях, 1998). Лучшее время  бега на 100 м ученика 16 лет равно  14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 — (14 х 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

     Коэффициент  выносливости (Г.Лазаров, 1962) — это  отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

     Коэффициент  выносливости = /: t k , где t — время  преодоления всей дистанции; t k —  лучшее время на эталонном  отрезке. 

     Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) — 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0 : 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

    Точно  так же поступают и при измерении  выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

    В  качестве показателей выносливости  используются и биомеханические  критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 7

Проблема  общей выносливости в системе  подготовки спортсменов

(терминология, критерии, решаемые задачи) 

       О проблемах общей выносливости  в системе подготовки спортсменов  в глобальной компьютерной сети  была опубликована  интересная  статья   Доктором педагогических  наук, профессором Ф.П. Сусловым  из 

Российской государственной  академии физической культуры.

    Ключевыми  словами в данной статье являются: общая и специальная выносливость, аэробные способности, зоны мощности (интенсивности), перенос выносливости.

    “В  настоящее время как в общей  теории спорта, так и в теории  его отдельных видов сложились  определенные противоречия в трактовке и терминологии важнейшего физического качества - выносливости.

     Большинство  специалистов поддерживают формулировку  этого качества, данную известным  отечественным физиологом B.C. Фарфелем [26], что выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению.

     На  Всесоюзном симпозиуме в 1971 г. "Педагогические и биологические  аспекты выносливости" [2] выносливость  охараетеризовали как способность  к продолжению заданной работы  во времени. На симпозиуме были даны и формулировки двух основных ее разновидностей:

общей (неспецифической) выносливости как способности продолжительное  время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию;

специальной (специфической) выносливости как способности обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение  времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта.

     Анализ  литературных источников показывает, что большинство авторов пользуются приведенной формулировкой специальной выносливости.

Что касается понятия  общей выносливости, то в специальной  литературе наблюдается иная картина.

      Еще в период становления отечественной  теории вынесли- • вости B.C. Фарфель писал, что выносливость всегда специфична, и критиковал разъясняющие ее термины: общую и специальную, скоростную и силовую, аэробную и анаэробную и т.д.

Мнение B.C. Фарфеля  о специфичности выносливости разделяют  авторы учебника "Спортивная физиология" [10]. Они пишут, что выносливость человека всегда относительна, так как относится к определенному виду деятельности. Она специфична, так как проявляется у каждого человека при выполнении определенного специфического вида деятельности.

Такое мнение поддерживается и в настоящее время. Так, в учебнике "Плавание" для ИФК под редакцией Н.Ж. Булгаковой (1996 г.) вообще отсутствует термин "общая выносливость". То же наблюдается и в ряде других изданий [9, 24].

        Если подытожить вышеприведенные мнения, то в современной системе подготовки спортсменов можно конкретно говорить лишь о специальной выносливости. При этом каждый отдельный вид спорта или спортивная дисциплина имеет свою специфическую структуру отдельных компонентов (узких способностей) выносливости, обеспечивающую проявление необходимой работоспособности в соревновательной и тренировочной деятельности.

       Выносливость - комплексное качество, большинство составляющих ее  компонентов являются общими  для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника, игровика, единоборца, гимнаста, стрелка, прыгуна и т.д.).

        Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.

        Так, в тяжелой атлетике, метаниях, гиревом спорте ведущими компонентами будут являться максимальная сила и емкость анаэробной алактатной системы энергообеспечения. В спринтерских дисциплинах - абсолютная скорость и емкость алактатной энергосистемы. В сложнокоординационных видах спорта - резистентность организма, личностные качества. В видах спорта на выносливость - возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. В спортивных играх и единоборствах - энергетические возможности, резистентность и экономичность.

        Большинство из выделенных компонентов  выносливости имеют достаточно строгие критерии и надежно измеряются различными методами.

       Что же тогда представляет  собой общая выносливость? Имеет  ли она общепринятые критерии  и методы измерения? 

       Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать экскурс в тексты основных учебников и учебных пособий по спорту.

       Большинство авторов считают,  что общая выносливость - это способность  спортсмена выполнять продолжительную  работу умеренной мощности [1, 6-8, 22, 25]. Отдельные специалисты дополняют это определение требованием вовлечения в работу большей части мышечного аппарата [4, 5, 15, 18, 19], функционирующего в режиме аэробного энергообеспечения [4, 8, 15, 17], что способствует совершенствованию регуляции деятельности мышц, ЦНС, важнейших вегетативных функций организма - кровообращения, дыхания, обмена веществ и др. [6, 12, 18, 19].

Информация о работе Общая выносливость и методика её воспитания