Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
• сознательность и активность,
• наглядность,
• доступность,
• систематичность,
• динамичность.

Работа содержит 1 файл

физк.docx

— 160.27 Кб (Скачать)

      Опыт  показывает, что наиболее благоприятно на стимуляцию роста влияют спортивные игры (баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.). Их рекомендуют сочетать с нагрузками умеренной мощности (в плавании, ходьбе на лыжах, беге) 2—3 раза в неделю по 40—120 мин. Способствуют росту и ежедневные специальные прыжковые упражнения (скакалки, многократные подскоки), упражнения в висе на перекладине или гимнастической стенке. Упражнения в висе, кроме того, укрепляют мышечный «корсет», противодействуют оседанию позвонков и способствуют сохранению хорошей осанки.

      Таким образом, здоровый образ жизни, занятия  физической культурой и спортом  могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела.

      Второй  обнадеживающий момент в стремлении подрасти: в течение суток рост взрослого человека может изменяться до 2—3 см. Опуская описание суточного изменения тонуса мышц, состояния межпозвоночных хрящевых дисков, мы можем говорить о влиянии осанки человека на его фактический и визуально воспринимаемый рост. Утром, когда распрямляющиеся мышцы в тонусе, рост человека выше. К вечеру эти мышцы особенно устают, кривизна изгибов позвоночного столба увеличивается, человек сутулится и становится ниже ростом.

      В отличие от роста, масса тела (вес) поддается значительным изменениям как в ту, так и в другую сторону  при регулярных занятиях определенными  физическими упражнениями или видами спорта (при сбалансированном питании).

      Как известно, норма массы тела тесно  связана с ростом человека. Простейший росто-весовой показатель вычисляется по формуле: рост (см) - 100 = масса (кг). Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Однако эта формула годна лишь для взрослых людей ростом 155-165 см. При росте 165-175 см надо вычитать уже 105, при росте 175—185 вычитать 110.

      Можно использовать и весо-ростовой показатель (индекс Кетли). В этом случае делением массы тела (в г) на рост (в см) получают частное, которое должно равняться около 350—420 для мужчин и 325—410 для женщин. Этот показатель говорит об излишке массы тела или его недостатке.

      Направленное  изменение массы тела вполне доступно в студенческом возрасте. Проблема в другом — необходимо изменить привычный образ жизни. Поэтому профилактика или лечение тучности — это в значительной мере проблема и психологическая. А вот надо или не надо вам существенно изменить массу тела, это вы решите сами при оценке пропорциональности своего тела.

      Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи студенческого возраста тесно связана с особенностями развития координационных и функциональных способностей человека в онтогенезе. Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений — возраст до 14—15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Координационные возможности можно развить благодаря занятиям определенными видами спорта.

       Формы занятий физическими  упражнениями

 

      На  основе государственных стандартов высшего профессионального образования  вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы  по физической культуре, местных условий  и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные  формы занятий.

      Учебные занятия — основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:

      • теоретические, практические, контрольные;

      • элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

      • индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

      * самостоятельные занятия по заданию  и под контролем преподавателя.

      Обязательный  теоретический раздел программы  излагается студентам в форме  лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении — на учебно-тренировочных занятиях.

      Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры  физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными  требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

      Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя как в учебное, так и во внеучебное время. Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса — экзамен.

      Внеучебные занятия организуются в форме:

      • физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);

      • занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным

      клубом  или другими внутривузовскими организациями;

      » самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом,

      туризмом;

      • массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внут-ривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

      Взаимосвязь разнообразных форм учебных и  внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.

 

         Построение и структура  учебно-тренировочного

                 занятия

 

      При построении учебно-тренировочного занятия  обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

      Во  вводной части необходимо создать  рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

      Подготовительная  часть занятия включает общую  и специальную разминку. Задача общей  разминки — активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

      Основная  часть занятий бывает простой  и сложной. Простая характеризуется  однотипной деятельностью (например, кроссовый  бег на 3000—5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям). Основная часть занимает в среднем 70% времени.

      В заключительной части постепенно снижается  функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное, состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

         Общая и моторная  плотность занятия

 

      Проблема  оптимизации нагрузки зависит от ее дозирования в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают  общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

      Общая плотность — отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время — это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

      При проведении учебно-тренировочного занятия  следует стремиться к стопроцентной  общей плотности.

      Моторная  плотность — отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10— 15 до 79—90%. Рациональная моторная плотность и дозирование учебно-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировочных заданий.

Информация о работе Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания