Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
• сознательность и активность,
• наглядность,
• доступность,
• систематичность,
• динамичность.

Работа содержит 1 файл

физк.docx

— 160.27 Кб (Скачать)

  МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ 
 
 
 
 

  Кафедра физического воспитания 
 
 

  РЕФЕРАТ  

  НА  ТЕМУ: 

  «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

 
 
 
 
 
 

                                                                                                        Выполнен студенткой 2 курса

                                                                                                        МЖ СО 5 академ. группы

                                                                                                        Касаевой Дианой

                                                    

                                                                                                        Научный руководитель

                                                                                                        Баринов С. Ю.  
 
 
 
 
 
 
 

  Москва

   2011 г

 

  

Методические  принципы физического  воспитания 

      Методические  принципы физического воспитания совпадают  с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание — один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

      • сознательность и активность,

      • наглядность,

      • доступность,

      • систематичность,

      • динамичность.

      Однако  в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

      Принцип сознательности и активности. Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре.

      Преподаватель должен уметь раскрыть суть любого задания на учебном занятии или  тренировке. Он может пояснить, почему предлагается такое, а не иное упражнение, почему необходимо соблюдать именно этот алгоритм выполнения

      Принцип наглядности Наглядность — необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

      Непосредственная  наглядность — это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

      Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях  важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

      Принцип доступности. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

      Доступность не означает отсутствие трудностей в  учебно-тренировочном процессе, а  предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

      Конкретные  данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачебного контроля. Вот почему в  начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотрено  тестирование студентов в основных упражнениях, характеризующих их физическую подготовленность: в скоростно-силовых  упражнениях, в упражнениях «на  выносливость» и силу основных мышечных групп.

      Таким образом, принцип доступности в  практике физического воспитания студентов  предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации.

      В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем  общей физической подготовленности. Поэтому чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные «средней части» студентов (фронтальный подход

      По  мере более глубокого знакомства с учебной группой преподаватель  все чаще применяет так называемый групповой подход, когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию. Групповой подход более эффективен, чем фронтальный, он требует от преподавателя-тренера хорошего знания занимающихся учебно-тренировочной группы.

      Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном  этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

      Принцип систематичности. Принцип систематичности — это прежде, всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

      Регулярность  занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет  четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд.

      Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность  и последовательность в освоении учебного материала.

      Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередований-нагрузок и отдыха.

      Дело  в том, что еще Ж. Ламарком (1809) было замечено, а в дальнейшем многими исследователями детально изучено замечательное; свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто возмещает рабочие траты; а компенсирует их «с избытком». Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы. Данное положение и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма (повышение тренированности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправлен- ных учебных занятий-тренировок (рис. 5.1)

        

               Рис. 5.1. Изменение уровня работоспособности под влиянием

                              повторных физических нагрузок  в тренировочном

                              цикле (по Н.Г. Озолину). 

      Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным  занятием последует слишком большой  перерыв, то указанный эффект в той  или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной  из его сторон — непрерывности учебно-тренировочного процесса.

      Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий  в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими  принципа непрерывности.

      Принцип динамичности Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности).

      По  мере приспособления к нагрузке уменьшаются  вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

      Динамика  нагрузок характеризуется постепенностью, проявляющейся в различных формах (рис. 5.2).

      Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

      Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

      Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.

      В заключение еще раз важно подчеркнуть  тесную взаимосвязь рассмотренных  методических принципов, поскольку, в  конце концов, они отражают отдельные  стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания.  

      

        

      Рис. 5.2. Основные формы динамики нагрузки

      (сплошная  линия — динамика объема недельной нагрузки,

        пунктирная — динамика интенсивности). 

      Отсюда  следует, что ни один из указанных  принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. 

         Средства и методы  физического воспитания

         Средства физического  воспитания

 

      К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные  силы природной среды и гигиенические  факторы.

      Физические  упражнения — это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам , физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые' возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями — средствами физического воспитания.

      Оздоровительные силы природной среды  и гигиенические  факторы также  являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат, средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

      Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

      • как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

      • при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

      Физические  упражнения в сочетании с естественными  факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма  к ряду неблагоприятных воздействий  внешней среды. 

         Методы физического  воспитания 

      В процессе физического воспитания применяются  как общепедагогические методы, так  и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

Информация о работе Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания