Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном
заведении………………………………………………………………….......4

Цели и задачи общей физической подготовки.
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки……………………………………………………....10
Общепедагогические задачи…………………………………………………16
Методические принципы физического воспитания.
Дидактические принципы…………………………………………………….17
Специфические принципы……………………………………………………20
Воспитание физических качеств.
Введение………………………………………………………………………..25
Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25
Гибкость и методика ее развития……………………………………………..29
Выносливость ………………………………………………………………….32
Ловкость и методы ее воспитания…………………………………………….34
Построение и структура учебно-тренировачного занятия.
Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43
Структура урока физической культуры……………………………………….47
Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке……52
Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55
Список литературы ……………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 70.80 Кб (Скачать)

- бег различными  способами и передвижение прыжками. 
Продолжительность 3-4 минуты. 
- ОРУ (в средних и старших классах использование подводящих или подготовительных упражнений повышает интенсивность урока).

Следовательно, разминка может носить общий характер или  состоять из 2-х частей при занятии  тренировочного характера, как и  при занятиях спортом. 
Построение занимающихся зависит от количества учеников, размеров зала. 
Комплекс ОРУ выполняется в парах, шеренгах, разомкнутых колоннах, по кругу. 
Число ОРУ от 6-8 - до 10-20 (в зависимости от времени, сложности упражнения, способа проведения - раздельный или поточный); каждое ОРУ повторяется 6-12 раз. 
Следует обращать внимание, в младших классах особенно, на правильное сочетание дыхания и осанку. 
Эмоциональный настрой и активность учащихся достигается разнообразием упражнений и способов их выполнения (упражнения в движении взявшись за руки, в колонне положив руки на плечи или талию впереди стоящего, игровым методом, под периодический подсчет учениками вслух, соревнуясь, чья колонна лучше), музыкальным сопровождением, четкими командами и образцовым показом упражнений учителем. 
Специальная разминка обеспечивает профилированное врабатывание организма в предстоящую деятельность. Эффективность специальной разминки определяется оперативной готовностью занимающихся к результативному выполнению следующих за ней основных упражнений. Развернутая и глубоко избирательная разминка необходима, если основная часть начинается выполнением высокоинтенсивных и координационно-сложных физических упражнений. 
Основная часть урока определяет его содержание и занимает преобладающую временную долю: - 2/3 отведенного времени (30 мин. при 45-минутном уроке). 
Задачами основной части урока являются:

- формирование двигательных  умений и навыков, приобретение  знаний по выполнению программных  физических упражнений; 
- воспитание потребности и умений к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; 
- воспитание физических качеств, обеспечивающих выполнение упражнений, нормативных требований и нормальную жизнедеятельность организма; 
- содействие волевому, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Различают 2 типа структуры  основной части урока: 
1) гомогенная (однородная) структура в предметном уроке - используются упражнения одного раздела урочного материала школьной программы по физическому воспитанию; 
2) гетерогенная (разнородная) структура комплексного урока, при которой используются упражнения из разных разделов школьной программы.

Подбор физических упражнений при комплексном уроке  должен оказывать разностороннее воздействие  на организм; последовательность их выполнения должна основываться на положительном  переносе (исключить отрицательный  перенос: легкая атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад или прыжок в  длину - в высоту). 
В начале основной части изучаются новые, координационно-сложные упражнения, т.к. они требуют повышенного внимания и напряжения психомоторных функций. 
Затем закрепляются и совершенствуются ранее изученные упражнения и в конце развиваются физические качества. Если занятие направлено на избирательное воспитание физических качеств, то сначала развивают ловкость и быстроту, затем - гибкость, силу и в конце - выносливость.

Количество повторений выполнения упражнений зависит от индивидуальных особенностей учащихся, материальной оснащенности урока, методов организации  и управления учащимися. Каждое упражнение должно выполняться не менее 4-6 раз. 
Эмоциональный фон и активность учащихся достигается правильной организацией, разнообразием используемых форм и методических приемов. 
Особенно способствует применение соревновательного метода между отделениями: на более быстрое овладение упражнением, на чистоту выполнения, на количество раз и т.п. Надо помнить и о психологическом факторе: трудность упражнения должна быть преодолима для индивидуума.

Комплексирование  учебного материала значительно  повышает эмоциональный фон, проведение их более сложно, чем тематических уроков. Повышает интерес к занятиям проведение эстафет, использование  тренажеров, у девушек - ритмической  гимнастики, элементов художественной гимнастики.

Заключительная  часть урока имеет восстановительную  направленность. Активный отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление, обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся. 
Продолжительность заключительной части 3-5 мин.: в младших классах - 5 мин., в старших - 3 мин. 
Физические упражнения выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на внимание, не связанные с интенсивными нагрузками, танцевальные элементы.

Учитель подводит итоги  урока, оценивает дисциплину, дает домашнее задание. 
Домашнее задание может быть общим и индивидуальным. Оно должно быть доступным, без опасности травматизма. Домашнее задание может быть направлено на закрепление пройденного материала, развитие физических качеств, исправление индивидуальных отклонений в физическом развитии, может содействовать активному и здоровому отдыху (подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам), соблюдение объема двигательной активности.

Методы организации  и управления деятельностью учащихся на уроке.

 
При организации контингента занимающихся на уроке применяют фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации.

Фронтальный метод - одно задание выполняют все одновременно. Так проводятся подготовительная и  заключительная части, могут проводиться  и фрагменты в основной части  занятия. В младших классах этот прием применяется чаще, т.к. в  основной части выполняются простые, знакомые действия или подвижные  игры, эстафеты. 
Способы выполнения упражнений: 
- одновременно всем классом; 
- одновременно в группах, отделениях; 
- потоком. 
Учитель руководит всем классом без лишних затрат времени. Достигается высокая моторная плотность, т.е. большой объем двигательной активности учащихся на уроке. Однако затруднено устранение индивидуальных ошибок и оказание помощи. В педагогике данный метод организации называют рассеянным управлением.

Групповой метод - разные задания выполняются в отделениях (группах) с помощью физкультурного актива. 
Способы выполнения в группе: 
- одновременно всем отделением; 
- по одному, по два и т.д.; 
- потоком. 
Достигается большая индивидуализация занятия. Ученики делятся по полу, возрасту, уровню подготовленности. Учитель находится в том отделении, где изучается самое сложное упражнение или с наиболее слабыми учениками. Данный способ организации учащихся в педагогике называется смешанным управлением. 
Групповой метод применяют с 5-го класса, когда подготовлен физкультурный актив, класс дисциплинирован и подготовлен к самостоятельной работе.

Эти методы могут  сочетаться с дополнительными заданиями - “параллельная тренировка”. Могут  даваться: 
1) подводящие упражнения; 
2) подготовительные упражнения; 
3) упражнения, обеспечивающие разносторонность воздействия; 
4) упражнения для эмоционального подъема. 
Параллельная тренировка повышает моторную плотность. Подбираются освоенные упражнения, которые выполняются в поле зрения учителя. Может оказываться взаимопомощь учениками. 
Метод индивидуальной организации и учащихся предусматривает выполнение ими заданий по указанию учителя или самостоятельному выбору. Он предполагает наибольшие возможности дифференцированного подхода к ученику с учетом всех его индивидуальных особенностей и наклонностей. Данный способ организации называется направленным управлением.

Этот метод используется в отдельных элементах урока  при обучении на снаряде 
(дача индивидуальных заданий на 2-й подход), можно использовать его и при 
“параллельной” тренировке. 
Организационно-методической основой последовательности работы и дозирования нагрузок служит “линейный”, или “круговой”, способ построения его структурных компонентов. В первом случае двигательные действия являются самостоятельными компонентами и к ним не возвращаются - комплексный урок с разными разделами физической культуры.

“Круговой”, или  циклический, способ объединения компонентов  урока - круговая тренировка - направлен  на комплексное развитие физических качеств с одновременным совершенствованием двигательных навыков. Предполагается повторное прохождение мест занятий  в основной части урока.

Круговая тренировка применяется с 4-5 класса. Намечаются 5-10 рабочих точек внутри зала (по кругу, квадрату). На каждой точке дозируются упражнения (по возможности индивидуально: 1/4, 1/3, 1/2 максимального повторения упражнений в спокойном темпе). 
Требования к подбору упражнений: 
- простые, изученные, исключающие возможность травмирования; 
- обеспечивающие разносторонность воздействия (т.е. на основные группы мышц).

ФУ выполняются  одновременно по команде учителя. Смена  рабочих мест проводится также по его команде. Варианты проведения круговой тренировки:

- выполнение дозировки  с постепенным увеличением количества  кругов;

- максимальное повторение  упражнений за 30 с, интервалы отдыха -30-45 с между точками; 
- сокращение времени на прохождение круга. 
2-й и 3-й варианты предъявляют повышенные требования к функциональным возможностям организма. Особенно эффективен метод круговой тренировки при развитии физических качеств с использованием тренажеров.

Особенности самодеятельных форм занятий.

По мере распространения  физкультурного движения в России, внедрения физической культуры в  повседневный быт людей все большее  признание получают дополнительные (внеурочные) формы занятий физическими  упражнениями. 
Разработанной типологии этих форм не существует (в связи с их многообразием и динамичностью, появлением новых форм). Самодеятельные формы бывают как организованные, так и самостоятельные (причем одна форма может быть и той и другой, например, утренняя физическая зарядка дома и в оздоровительных лагерях). В зависимости от численного состава занимающихся используются индивидуальные, групповые и массовые формы занятий (Пример: бег трусцой - 
“джоггинг”). По систематичности проведения различают регулярные (УФЗ), еженедельные (туристские походы по выходным дням), эпизодические формы 
(День бегуна). Некоторые виды и разновидности занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или дополняют друг друга. Выбор неурочных форм занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся. Предлагаемая типология носит ориентировочный характер. 
Соревновательная форма занятий приобретает определяющее значение по мере приобщения к спортивной деятельности и повышения уровня спортивного мастерства. Соревнования могут занимать 15% времени двигательной деятельности в течение года. Предельная мобилизация функциональных возможностей организма в стрессовой ситуации является мощным фактором дальнейшего развития, расширения его адаптационных функциональных возможностей. 
Данная форма находит выражение и в большинстве сфер физкультурной практики 
(День бегуна, пловца, гиревика). В практике формирования способностей (в планируемом процессе ФВ учебных заведений) эта форма может быть и методом при проведении урока ФК, а также может носить и самостоятельный характер: проведение школьных соревнований.

Самодеятельные  тренировочные занятия подобны  урочным и носят не столько  спортивно-тренировочный характер, сколько характер общефизической подготовки или избирательно-кондиционной тренировки. В большинстве они однопредметные: быстрая ходьба - “спидоукинг”, бег  трусцой - “джоггинг”, аэробно-ритмическая  и атлетическая гимнастика. Самостоятельные  тренировочные занятия могут  быть и многопредметными - комплексное  сочетание упражнений из разных видов  спорта, многоборье ГТО. Целесообразно  заниматься ими 3-4 раза в неделю по I часу. На определенном возрастном этапе (после завершения базового курса  физического воспитания) они могут  стать основным фактором поддержания  и совершенствования определенной физической кондиции индивидуума.

Выбор предмета занятий  зачастую может определяться модой (конъюнктурой): аэробика, ушу, йога и  др. В обоих случаях задача специалистов ФК - пропаганда всеобщего физкультурного образования среди населения  и понимание невозможности достижения всестороннего физического развития и полноценного здоровья одним средством  физического воспитания; формирование правильных индивидуальных интересов. Качество и эффективность таких  самостоятельных занятий в значительной степени обусловлены уровнем  физкультурной образованности занимающихся.

Физкультурно-рекреативные формы занятий характеризуются  умеренными физическими нагрузками и активным отдыхом занимающихся. Эти формы ценятся своим восстановительным  и оздоровительным эффектом. Подвижные  перемены, подвижные игры, игры по свободному регламенту, прогулки, туристские походы в выходные дни и в отпускное  время рассчитаны на личный интерес; их только условно можно считать  занятиями. Данные формы структурно менее регламентированы, поведение  занимающихся более самостоятельно и акцентировано на интересный отдых.

Малые формы занятий  отличаются ограниченностью их содержания и кратковременностью. Посредством  их решаются обычно задачи по оптимизации  текущего состояния организма: тонизации  и ускорению врабатывания в процесс  основной деятельности, профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние  организма. Содержание малых форм занятий - сеансы или серии упражнений, выполняемые  в течение нескольких минут. Методика проведения малых форм занятий обусловлена  конкретной направленностью отдельных  занятий и их местом в общем  режиме индивида.

Утренняя гигиеническая  зарядка тонизирует организм, она  ориентирована на постепенную общую  активизацию его функций, тем  самым ускоряет переход от состояния  продолжительного отдыха к повседневной жизнедеятельности. Могут параллельно  решаться задачи формирования правильной осанки, в отдельных случаях и  поддержание общей тренированности. Ее продолжительность - 10-15 минут (до 30 мин. при тренировочной направленности).

Вводная гимнастика на производстве ускоряет врабатывание индивида. 
Выполняются 5-8 ОРУ в течение 5-7 минут. Последние физические упражнения координационно схожи с профессиональными и выполняются в повышенном темпе или в ритме трудовых действий.

Физкультпаузы и  физкультминутки используются в  качестве факторов активного отдыха для сохранения оперативной работоспособности  в процессе трудовой деятельности. Переключение на другие двигательные действия и неработающие группы мышц способствует восстановлению психических  функций (внимания, реакции, РДО, памяти). Физкультпаузы выполняются 5-7 минут  через 2-3 часа работы и за 2-2,5 часа до ее окончания. Физкультминутки выполняются  в течение 1-2 минут через каждые I-I,5 часа работы и по необходимости. 
Микропаузы продолжительностью 20-30 с выполняются при необходимости и могут сопровождаться самомассажем. Основная задача специалиста в системе рациональной организации труда - совершенствование методики их использования в соответствии с условиями и характером труда.

Информация о работе Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов