Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном
заведении………………………………………………………………….......4

Цели и задачи общей физической подготовки.
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки……………………………………………………....10
Общепедагогические задачи…………………………………………………16
Методические принципы физического воспитания.
Дидактические принципы…………………………………………………….17
Специфические принципы……………………………………………………20
Воспитание физических качеств.
Введение………………………………………………………………………..25
Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25
Гибкость и методика ее развития……………………………………………..29
Выносливость ………………………………………………………………….32
Ловкость и методы ее воспитания…………………………………………….34
Построение и структура учебно-тренировачного занятия.
Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43
Структура урока физической культуры……………………………………….47
Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке……52
Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55
Список литературы ……………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 70.80 Кб (Скачать)

2. Принцип постепенного  наращивания функциональных воздействий.

Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий  следует из теории развития организма. Он гарантирует повышение уровня функциональных возможностей организма  и физической подготовленности, повышенные темпы развития двигательных способностей. Реально на непривычное воздействие  организм реагирует с избытком (сверхкомпенсация - биологическое явление организма). 
Применение стандартных упражнений и стандартных нагрузок переводит организм в стадию устойчивой адаптации, что снижает развивающий эффект, т.к. степень функциональной активности систем организма уменьшается. Стандартизация должна быть только временной для формирования двигательных навыков и облегчения адаптации к предъявляемым нагрузкам.

Прогрессирующее функциональное воздействие достигается увеличением  двигательной активности путем прогрессирующего изменения параметров физического  упражнения (увеличения скорости, темпа, мощности, разового объема физической работы), обновления упражнений и условий  их выполнения в сторону повышения  функциональных требований к их выполнению, возрастания объема и интенсивности  нагрузок в серии занятий и  этапов физического воспитания.

3. Принцип адаптивной  сбалансированност и динамики  суммарной нагрузки.

Для динамики физических нагрузок в процессе физического  воспитания закономерно не только их увеличение, но и относительная стабилизация, а иногда и временное снижение уровня. Общую ориентацию на регулирование  этих тенденций дает принцип адаптивного  сбалансирования динамики суммарной  нагрузки (регулирование наращивания  относительной стабилизации и временного снижения функциональных воздействий). Следуя ему, нужно выполнять следующие  положения: 
- суммарную нагрузку на протяжении серии занятий и этапов следует регламентировать применительно к динамике тренированности занимающихся и с учетом показателей адаптации; 
- увеличивать суммарную нагрузку всякий раз после перехода приспособительных процессов в стадию “устойчивой адаптации” (уменьшаются функциональные сдвиги, т.к. наступает адаптивная экономизация реакции на нагрузку); 
- после существенного увеличения суммарной нагрузки далее следует фаза стабилизации ее уровня, что способствует переходу приспособительных процессов из “аварийной стадии адаптации” (предельной мобилизации функциональных и приспособительных возможностей организма) в стадию 
“устойчивой адаптации”. 
4. Принцип цикличности предполагает соблюдение закономерностей циклической структуры процесса, т.е. такой последовательности, при которой занятия и серии занятий чередуются в порядке “кругооборота”. Цикличность характерна как для отдельных серий занятий в пределах непродолжительного времени, так и для целых его этапов и периодов.

Соответственно  различают: малые - “микроциклы” (недельные  и как минимум 2-3 дня), средние  циклы - “мезоциклы” (обычно месячные) и большие циклы - 
“макроциклы” (годичные). Так как факторы и конкретные обстоятельства в процессе физического воспитания не остаются неизменными, то и структура микроциклов вариативна. Цикличность структуры процесса необходима для достижения большего эффекта. Наиболее рельефно циклическая структура выражена в спортивной тренировке. Когда занятия редки и незначительны по нагрузке (пр.: 2 раза в неделю со стандартными нагрузками), микроциклы могут быть и не выражены. 
Для упорядочения жизни и в соответствии с естественными биоритмами человека мы соблюдаем цикличность и в повседневной трудовой деятельности: ограниченная законодательством продолжительность рабочего дня, недели, трудовые отпуска и т.д. 
Для реализации принципа цикличности в процессе физического воспитания необходимо:

- строить систему  занятий относительно завершенными  циклами, в которых соблюдается  регулярная повторяемость определенных  фаз, этапов и периодов этого  процесса; 
- серии занятий микроциклов компоновать так, чтобы обеспечивалась прогрессивная кумуляция эффекта занятий и создавались условия для полного восстановления организма; 
- последовательность стадий в средних и больших циклах должна обеспечивать поступательное развитие общей и специальной подготовленности занимающихся, тренированности спортсменов и исключить нарушения динамики адаптационных процессов.

5. Принцип возрастной  адекватности направлений физического  воспитания заключается в изменении  доминирующей направленности процесса  в различных его стадиях применительно  к периодам возрастного физического  развития организма. Это не  означает подчинения процесса  физического воспитания возрастным особенностям (плестись “на поводу” возрастных функциональных изменений свойств организма), а с учетом их вывести организм на более высокую ступень (оптимизировать возрастную динамику индивидуальных возможностей и способностей). 
В физиологии, психологии отмечают только возрастные особенности. Опыт показывает, что если строить тренировочный процесс юных спортсменов в единстве ОФП и СП, никакого дисбаланса нет. 
Доминирующим направлением в физическом воспитании до возрастного созревания организма является общеподготовительное направление, формирующее большой фонд жизненно важных двигательных умений и навыков и всестороннее воспитание индивидуальных физических качеств. Эффективность ФВ в эти годы в значительной мере зависит от использования благоприятных возможностей для развития тех или иных физических качеств в “сенситивные” (чувствительные) периоды с более высокими темпами изменения физических качеств. 
Юношеский и I-й период зрелого возраста (до 35 лет) наиболее благоприятен для предельного проявления двигательных способностей. Именно в этот период показывают, как правило, высшие спортивные достижения.

В дальнейшем наблюдается  возрастная стабилизация функциональных возможностей организма и уменьшение его адаптационных возможностей. 
Доминирующим направлением в процессе физического воспитания становится поддержание достигнутого уровня физической подготовленности и тренированности, а затем и противодействие регрессивным изменениям в организме (возрастной инволюции его морфофункциональных свойств). 
Перестройка процесса предполагает более строгую регламентацию нагрузок. 
Занятия приобретают физкультурно-кондиционную направленность (на сохранение аэробных возможностей организма и дееспособность опорно-двигательного аппарата). 
Таким образом, в многолетнем процессе физического воспитания можно выделить 
3 тенденции с учетом возрастных особенностей: 
1) реализация общих принципов в воспитании общества; 
2) реализация дидактических принципов (преимущественно в школьной педагогике);

3) реализация специфических  принципов (преимущественно в  спорте).

Специалист физической культуры должен постоянно помнить  о взаимосвязи принципов и  добиваться соблюдения всех закономерностей  процесса физического воспитания в  своей педагогической деятельности.

ГЛАВА 3.

Воспитание физических качеств.

Введение.

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств  – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. 
Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками. 
Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях. 
Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. 
Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно. 
Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте.

Понятие о силе и  силовых качествах.

Люди всегда стремились быть сильными и всегда уважали силу.

Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и  силовую выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного  сечения мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть выполнено силовое упражнение или  силовой прием. А силовая выносливость определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости. 
Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий, рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным усилием необходимого упражнения. для развития скоростной силы необходимо стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на ней, как на платформе, формируется скоростная. Для развития силовой выносливости применяется метод «до отказа», заключающийся в непрерывном упражнении со средним усилием до полной усталости мышц. 
Чтобы развить силу, нужно: 
1. Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата. 
2. Развить способности выдерживать различные усилия (динамические, статические и др.) 
3. Приобрести умение рационально использовать свою силу. 
Для быстрого роста силы необходимо постепенно, но неуклонно увеличивать вес отягощений и быстроту движений с этим весом. Сила особенно эффективно растет не от работы большой суммарной величины, а от кратковременных, но многократно интенсивно выполняемых упражнений. Решающее значение для формирования силы имеют последние попытки, выполняемые на фоне утомления. 
Для повышения эффективности занятий рекомендуется включать в них вслед за силовыми упражнениями упражнения динамические, способствующие расслаблению мышц и пробуждающие положительные эмоции – игры, плавание и т.п.

Уровень силы характеризует  определенное морфофункциональное  состояние мышечной системы, обеспечивающей двигательную, корсетную, насосную и  обменную функции. 
Корсетная функция обеспечивает при определенном мышечном тонусе нормальную осанку, а также функции позвоночника и спинного мозга, предупреждая такие распространенные нарушения и заболевания как дефекты осанки, сколиозы, остеохондрозы. Корсетная функция живота играет важную роль в функционировании печени, желудка, кишечника, почек, предупреждая такие заболевания как гастрит, колит, холецистит и др. недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен и тромбофлебиту. 
Недостаточное количество мышечных волокон, а значит, снижение обменных процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу и другим неинфекционным заболеваниям. 
Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение либо статическое напряжение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу, что имеет большое значение при обеспечении общего кровотока и лимфотока. «Мышечный насос» развивает силу, превышающую работу сердечной мышцы и обеспечивает наполнение правого желудочка необходимым количеством крови. Кроме того, он играет большую роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на процессы восстановления и удаления продуктов обмена. Недостаточная работа «мышечного насоса» способствует развитию воспалительных процессов и образованию тромбов. 
Таким образом нормальное состояние мышечной системы является важным и жизненно необходимым условием . 
Уровень состояния мышечной системы отражается показателем мышечной силы. 
Из этого следует, что для здоровья необходим определенный уровень развития мышц в целом и в каждой основной мышечной группе – мышцах спины, груди, брюшного пресса, ног, рук. 
Развитие мышц происходит неравномерно как по возрастным показателям , так и индивидуально. Поэтому не следует форсировать выход на должный уровень у детей 7-11 лет. В возрасте 12-15 лет наблюдается значительное увеличение силы и нормативы силы на порядок возрастают. В возрасте 19-29 лет происходит относительная стабилизация, а в 30-39 лет – тенденция к снижению. При управляемом воспитании силы целесообразно в 16-18 лет выйти на нормативный уровень силы и поддерживать его до 40 лет.

Необходимо помнить, что между уровнем отдельных  мышечных групп связь относительно слабая и поэтому нормативы силы должны быть комплексными и относительно простыми при выполнении. Лучшие тесты  – это упражнения с преодолением массы собственного тела, когда учитывается  не абсолютная сила, а относительная, что позволяет сгладить разницу  в абсолютной силе, обусловленную  возрастно-половыми и функциональными  факторами. 
Нормальный уровень силы – необходимый фактор для хорошего здоровья, бытовой, профессиональной трудоспособности. 
Дальнейшее повышение уровня силы выше нормативного не влияет на устойчивость к заболеваниям и рост профессиональной трудоспособности, где требуется значительная физическая сила.

Гибкость и методика ее развития.

Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям  в суставах. 
Гибкость - морфофункциональное двигательное качество. Она зависит:

- от строения  суставов;

 
- от эластичности мышц и связочного  аппарата;

 
- от механизмов нервной регуляции  тонуса мышц.

 
Различают активную и пассивную  гибкость.

 
Активная гибкость - способность  выполнять движения с большой  амплитудой за счет собственных мышечных усилий.

 
Пассивная гибкость - способность выполнять  движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости выше показателей активной гибкости.

 
В последнее время получает распространение  в спортивной литературе термин 
“специальная гибкость” - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, характерных для избранной спортивной специализации. Под “общей гибкостью”, в таком случае, понимается гибкость в наиболее крупных суставах и в различных направлениях.

Кроме перечисленных  внутренних факторов на гибкость влияют и внешние факторы: возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка. 
Показатели гибкости в младших и средних классах (в среднем) выше показателей старшеклассников; наибольший прирост активной гибкости отмечается в средних классах.

 
Половые различия определяют биологическую  гибкость у девочек на 20-30% выше по сравнению с мальчиками. Лучше  она сохраняется у женщин и  в последующей возрастной периодике.

 
Время суток также влияет на гибкость, с возрастом это влияние уменьшается. 
В утренние часы гибкость значительно снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17 часов.

 
Утомление оказывает существенное и двойственное влияние на гибкость. С одной стороны, к концу работы снижаются показатели силы мышц, в  результате чего активная гибкость уменьшается  до 11%. С другой стороны, снижение возбуждения  силы способствует восстановлению эластичности мышц, ограничивающих амплитуду движения. Тем самым повышается пассивная  гибкость, подвижность увеличивается  до 14%.

Неблагоприятные температурные  условия (низкая температура) отрицательно влияют на все разновидности гибкости. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия  перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах.

Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для получения  точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации: киносъемку, циклографию, рентгено-телевизионную  съемку и др. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или  в сантиметрах.

Информация о работе Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов