Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:17, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.
Введение………………………………………………………………………3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном
заведении………………………………………………………………….......4
Цели и задачи общей физической подготовки.
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки……………………………………………………....10
Общепедагогические задачи…………………………………………………16
Методические принципы физического воспитания.
Дидактические принципы…………………………………………………….17
Специфические принципы……………………………………………………20
Воспитание физических качеств.
Введение………………………………………………………………………..25
Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25
Гибкость и методика ее развития……………………………………………..29
Выносливость ………………………………………………………………….32
Ловкость и методы ее воспитания…………………………………………….34
Построение и структура учебно-тренировачного занятия.
Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43
Структура урока физической культуры……………………………………….47
Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке……52
Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55
Список литературы ……………………………………………………………..59
Эмоциональный
фон и активность учащихся достигается
правильной организацией, разнообразием
используемых форм и методических приемов.
Особенно способствует применение соревновательного
метода между отделениями: на более быстрое
овладение упражнением, на чистоту выполнения,
на количество раз и т.п. Надо помнить и
о психологическом факторе: трудность
упражнения должна быть преодолима для
индивидуума.
Комплексирование учебного материала
значительно повышает эмоциональный фон,
проведение их более сложно, чем тематических
уроков. Повышает интерес к занятиям проведение
эстафет, использование тренажеров, у
девушек - ритмической гимнастики, элементов
художественной гимнастики.
Заключительная часть урока имеет
восстановительную направленность. Активный
отдых, переключение на другую деятельность,
не вызывающую утомление, обеспечивает
снижение функциональной активности занимающихся.
Продолжительность заключительной части
3-5 мин.: в младших классах - 5 мин., в старших
- 3 мин.
Физические
упражнения выполняются для снятия
напряжения, на дыхание, на внимание, не
связанные с интенсивными нагрузками,
танцевальные элементы.
Учитель подводит итоги урока, оценивает
дисциплину, дает домашнее задание. Домашнее
задание может быть общим и индивидуальным.
Оно должно быть доступным, без опасности
травматизма. Домашнее задание может быть
направлено на закрепление пройденного
материала, развитие физических качеств,
исправление индивидуальных отклонений
в физическом развитии, может содействовать
активному и здоровому отдыху (подвижные
и спортивные игры по упрощенным правилам),
соблюдение объема двигательной активности.
Методы
организации и
управления деятельностью
учащихся на уроке.
При организации контингента занимающихся
на уроке применяют фронтальный, групповой
и индивидуальный методы организации.
Фронтальный метод - одно задание выполняют
все одновременно. Так проводятся подготовительная
и заключительная части, могут проводиться
и фрагменты в основной части занятия.
В младших классах этот прием применяется
чаще, т.к. в основной части выполняются
простые, знакомые действия или подвижные
игры, эстафеты.
Способы выполнения упражнений:
- одновременно всем классом;
- одновременно в группах, отделениях;
- потоком.
Учитель
руководит всем классом без лишних
затрат времени. Достигается высокая
моторная плотность, т.е. большой объем
двигательной активности учащихся на
уроке. Однако затруднено устранение индивидуальных
ошибок и оказание помощи. В педагогике
данный метод организации называют рассеянным
управлением.
Групповой метод - разные задания выполняются
в отделениях (группах) с помощью физкультурного
актива.
Способы выполнения в группе:
- одновременно всем отделением;
- по одному, по два и т.д.;
- потоком.
Достигается
большая индивидуализация занятия.
Ученики делятся по полу, возрасту,
уровню подготовленности. Учитель находится
в том отделении, где изучается самое сложное
упражнение или с наиболее слабыми учениками.
Данный способ организации учащихся в
педагогике называется смешанным управлением.
Групповой метод применяют с 5-го класса,
когда подготовлен физкультурный актив,
класс дисциплинирован и подготовлен
к самостоятельной работе.
Эти методы могут сочетаться с дополнительными
заданиями - “параллельная тренировка”.
Могут даваться:
1) подводящие упражнения;
2) подготовительные упражнения;
3) упражнения, обеспечивающие разносторонность воздействия;
4) упражнения для эмоционального подъема.
Параллельная
тренировка повышает моторную плотность.
Подбираются освоенные
Метод
индивидуальной организации и учащихся
предусматривает выполнение ими заданий
по указанию учителя или самостоятельному
выбору. Он предполагает наибольшие возможности
дифференцированного подхода к ученику
с учетом всех его индивидуальных особенностей
и наклонностей. Данный способ организации
называется направленным управлением.
Этот метод используется в отдельных элементах
урока при обучении на снаряде (дача индивидуальных
заданий на 2-й подход), можно использовать
его и при “параллельной” тренировке.
Организационно-методической
основой последовательности работы
и дозирования нагрузок служит “линейный”,
или “круговой”, способ построения
его структурных компонентов. В
первом случае двигательные действия
являются самостоятельными компонентами
и к ним не возвращаются - комплексный
урок с разными разделами физической культуры.
“Круговой”, или циклический, способ
объединения компонентов урока - круговая
тренировка - направлен на комплексное
развитие физических качеств с одновременным
совершенствованием двигательных навыков.
Предполагается повторное прохождение
мест занятий в основной части урока.
Круговая тренировка применяется с 4-5
класса. Намечаются 5-10 рабочих точек внутри
зала (по кругу, квадрату). На каждой точке
дозируются упражнения (по возможности
индивидуально: 1/4, 1/3, 1/2 максимального
повторения упражнений в спокойном темпе).
Требования к подбору упражнений:
- простые,
изученные, исключающие
- обеспечивающие
разносторонность воздействия (
ФУ выполняются одновременно по команде
учителя. Смена рабочих мест проводится
также по его команде. Варианты проведения
круговой тренировки:
- выполнение дозировки с постепенным
увеличением количества кругов;
- максимальное повторение упражнений
за 30 с, интервалы отдыха -30-45 с между точками;
- сокращение времени на прохождение круга.
2-й и
3-й варианты предъявляют
Особенности самодеятельных форм занятий.
По мере распространения физкультурного
движения в России, внедрения физической
культуры в повседневный быт людей все
большее признание получают дополнительные
(внеурочные) формы занятий физическими
упражнениями. Разработанной типологии
этих форм не существует (в связи с их многообразием
и динамичностью, появлением новых форм).
Самодеятельные формы бывают как организованные,
так и самостоятельные (причем одна форма
может быть и той и другой, например, утренняя
физическая зарядка дома и в оздоровительных
лагерях). В зависимости от численного
состава занимающихся используются индивидуальные,
групповые и массовые формы занятий (Пример:
бег трусцой - “джоггинг”). По систематичности
проведения различают регулярные (УФЗ),
еженедельные (туристские походы по выходным
дням), эпизодические формы (День бегуна).
Некоторые виды и разновидности занятий
имеют самостоятельное значение, другие
сочетаются или дополняют друг друга.
Выбор неурочных форм занятий в значительной
степени определяется интересами и склонностями
занимающихся. Предлагаемая типология
носит ориентировочный характер.
Соревновательная
форма занятий приобретает
Данная
форма находит выражение и
в большинстве сфер физкультурной
практики (День бегуна, пловца, гиревика).
В практике формирования способностей
(в планируемом процессе ФВ учебных
заведений) эта форма может быть
и методом при проведении урока ФК, а также
может носить и самостоятельный характер:
проведение школьных соревнований.
Самодеятельные тренировочные занятия
подобны урочным и носят не столько спортивно-тренировочный
характер, сколько характер общефизической
подготовки или избирательно-кондиционной
тренировки. В большинстве они однопредметные:
быстрая ходьба - “спидоукинг”, бег трусцой
- “джоггинг”, аэробно-ритмическая и атлетическая
гимнастика. Самостоятельные тренировочные
занятия могут быть и многопредметными
- комплексное сочетание упражнений из
разных видов спорта, многоборье ГТО. Целесообразно
заниматься ими 3-4 раза в неделю по I часу.
На определенном возрастном этапе (после
завершения базового курса физического
воспитания) они могут стать основным
фактором поддержания и совершенствования
определенной физической кондиции индивидуума.
Выбор предмета занятий зачастую может
определяться модой (конъюнктурой): аэробика,
ушу, йога и др. В обоих случаях задача
специалистов ФК - пропаганда всеобщего
физкультурного образования среди населения
и понимание невозможности достижения
всестороннего физического развития и
полноценного здоровья одним средством
физического воспитания; формирование
правильных индивидуальных интересов.
Качество и эффективность таких самостоятельных
занятий в значительной степени обусловлены
уровнем физкультурной образованности
занимающихся.
Физкультурно-рекреативные формы занятий
характеризуются умеренными физическими
нагрузками и активным отдыхом занимающихся.
Эти формы ценятся своим восстановительным
и оздоровительным эффектом. Подвижные
перемены, подвижные игры, игры по свободному
регламенту, прогулки, туристские походы
в выходные дни и в отпускное время рассчитаны
на личный интерес; их только условно можно
считать занятиями. Данные формы структурно
менее регламентированы, поведение занимающихся
более самостоятельно и акцентировано
на интересный отдых.
Малые формы занятий отличаются ограниченностью
их содержания и кратковременностью. Посредством
их решаются обычно задачи по оптимизации
текущего состояния организма: тонизации
и ускорению врабатывания в процесс основной
деятельности, профилактике ее неблагоприятных
влияний на состояние организма. Содержание
малых форм занятий - сеансы или серии
упражнений, выполняемые в течение нескольких
минут. Методика проведения малых форм
занятий обусловлена конкретной направленностью
отдельных занятий и их местом в общем
режиме индивида.
Утренняя гигиеническая зарядка тонизирует
организм, она ориентирована на постепенную
общую активизацию его функций, тем самым
ускоряет переход от состояния продолжительного
отдыха к повседневной жизнедеятельности.
Могут параллельно решаться задачи формирования
правильной осанки, в отдельных случаях
и поддержание общей тренированности.
Ее продолжительность - 10-15 минут (до 30
мин. при тренировочной направленности).
Вводная гимнастика на производстве ускоряет
врабатывание индивида. Выполняются 5-8
ОРУ в течение 5-7 минут. Последние физические
упражнения координационно схожи с профессиональными
и выполняются в повышенном темпе или
в ритме трудовых действий.
Физкультпаузы и физкультминутки используются
в качестве факторов активного отдыха
для сохранения оперативной работоспособности
в процессе трудовой деятельности. Переключение
на другие двигательные действия и неработающие
группы мышц способствует восстановлению
психических функций (внимания, реакции,
РДО, памяти). Физкультпаузы выполняются
5-7 минут через 2-3 часа работы и за 2-2,5 часа
до ее окончания. Физкультминутки выполняются
в течение 1-2 минут через каждые I-I,5 часа
работы и по необходимости. Микропаузы
продолжительностью 20-30 с выполняются
при необходимости и могут сопровождаться
самомассажем. Основная задача специалиста
в системе рациональной организации труда
- совершенствование методики их использования
в соответствии с условиями и характером
труда.
Микросеансы отдельных упражнений тренировочного
характера вносят парциальный тренировочный
эффект в процесс бытовых действий. Выполняются
непродолжительное время (силовые упражнения
на растягивание , многоскок со скакалкой,
бег по лестнице). Они оказывают преимущественно
локальные воздействия.
Список литературы.
Информация о работе Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов