Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном
заведении………………………………………………………………….......4
Цели и задачи общей физической подготовки.
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки……………………………………………………....10
Общепедагогические задачи…………………………………………………16
Методические принципы физического воспитания.
Дидактические принципы…………………………………………………….17
Специфические принципы……………………………………………………20
Воспитание физических качеств.
Введение………………………………………………………………………..25
Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25
Гибкость и методика ее развития……………………………………………..29
Выносливость ………………………………………………………………….32
Ловкость и методы ее воспитания…………………………………………….34
Построение и структура учебно-тренировачного занятия.
Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43
Структура урока физической культуры……………………………………….47
Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке……52
Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55
Список литературы ……………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

на сайт.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Эмоциональный фон и активность учащихся достигается правильной организацией, разнообразием используемых форм и методических приемов. Особенно способствует применение соревновательного метода между отделениями: на более быстрое овладение упражнением, на чистоту выполнения, на количество раз и т.п. Надо помнить и о психологическом факторе: трудность упражнения должна быть преодолима для индивидуума. 
Комплексирование учебного материала значительно повышает эмоциональный фон, проведение их более сложно, чем тематических уроков. Повышает интерес к занятиям проведение эстафет, использование тренажеров, у девушек - ритмической гимнастики, элементов художественной гимнастики. 
Заключительная часть урока имеет восстановительную направленность. Активный отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление, обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся. Продолжительность заключительной части 3-5 мин.: в младших классах - 5 мин., в старших - 3 мин.

Физические  упражнения выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на внимание, не связанные с интенсивными нагрузками, танцевальные элементы. 
Учитель подводит итоги урока, оценивает дисциплину, дает домашнее задание. Домашнее задание может быть общим и индивидуальным. Оно должно быть доступным, без опасности травматизма. Домашнее задание может быть направлено на закрепление пройденного материала, развитие физических качеств, исправление индивидуальных отклонений в физическом развитии, может содействовать активному и здоровому отдыху (подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам), соблюдение объема двигательной активности.
 

Методы  организации и  управления деятельностью  учащихся на уроке.  
 
При организации контингента занимающихся на уроке применяют фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации. 
Фронтальный метод - одно задание выполняют все одновременно. Так проводятся подготовительная и заключительная части, могут проводиться и фрагменты в основной части занятия. В младших классах этот прием применяется чаще, т.к. в основной части выполняются простые, знакомые действия или подвижные игры, эстафеты.

Способы выполнения упражнений:

- одновременно  всем классом;

- одновременно  в группах, отделениях;

- потоком.

Учитель руководит всем классом без лишних затрат времени. Достигается высокая  моторная плотность, т.е. большой объем двигательной активности учащихся на уроке. Однако затруднено устранение индивидуальных ошибок и оказание помощи. В педагогике данный метод организации называют рассеянным управлением. 
Групповой метод - разные задания выполняются в отделениях (группах) с помощью физкультурного актива.

Способы выполнения в группе:

- одновременно  всем отделением;

- по  одному, по два и т.д.;

- потоком.

Достигается большая индивидуализация занятия. Ученики делятся по полу, возрасту, уровню подготовленности. Учитель находится в том отделении, где изучается самое сложное упражнение или с наиболее слабыми учениками. Данный способ организации учащихся в педагогике называется смешанным управлением. Групповой метод применяют с 5-го класса, когда подготовлен физкультурный актив, класс дисциплинирован и подготовлен к самостоятельной работе. 
Эти методы могут сочетаться с дополнительными заданиями - “параллельная тренировка”. Могут даваться:

1) подводящие  упражнения;

2) подготовительные  упражнения;

3) упражнения, обеспечивающие разносторонность воздействия;

4) упражнения  для эмоционального подъема.

Параллельная  тренировка повышает моторную плотность. Подбираются освоенные упражнения, которые выполняются в поле зрения учителя. Может оказываться взаимопомощь учениками.

Метод индивидуальной организации и учащихся предусматривает выполнение ими заданий по указанию учителя или самостоятельному выбору. Он предполагает наибольшие возможности дифференцированного подхода к ученику с учетом всех его индивидуальных особенностей и наклонностей. Данный способ организации называется направленным управлением. 
Этот метод используется в отдельных элементах урока при обучении на снаряде (дача индивидуальных заданий на 2-й подход), можно использовать его и при “параллельной” тренировке.

Организационно-методической основой последовательности работы и дозирования нагрузок служит “линейный”, или “круговой”, способ построения его структурных компонентов. В  первом случае двигательные действия являются самостоятельными компонентами и к ним не возвращаются - комплексный урок с разными разделами физической культуры. 
“Круговой”, или циклический, способ объединения компонентов урока - круговая тренировка - направлен на комплексное развитие физических качеств с одновременным совершенствованием двигательных навыков. Предполагается повторное прохождение мест занятий в основной части урока. 
Круговая тренировка применяется с 4-5 класса. Намечаются 5-10 рабочих точек внутри зала (по кругу, квадрату). На каждой точке дозируются упражнения (по возможности индивидуально: 1/4, 1/3, 1/2 максимального повторения упражнений в спокойном темпе).

Требования  к подбору упражнений:

- простые,  изученные, исключающие возможность  травмирования;

- обеспечивающие  разносторонность воздействия (т.е.  на основные группы мышц). 
ФУ выполняются одновременно по команде учителя. Смена рабочих мест проводится также по его команде. Варианты проведения круговой тренировки: 
- выполнение дозировки с постепенным увеличением количества кругов; 
- максимальное повторение упражнений за 30 с, интервалы отдыха -30-45 с между точками;

- сокращение  времени на прохождение круга.

2-й и  3-й варианты предъявляют повышенные  требования к функциональным  возможностям организма. Особенно  эффективен метод круговой тренировки  при развитии физических качеств с использованием тренажеров.

 

Особенности самодеятельных форм занятий.

   
По мере распространения физкультурного движения в России, внедрения физической культуры в повседневный быт людей все большее признание получают дополнительные (внеурочные) формы занятий физическими упражнениями. Разработанной типологии этих форм не существует (в связи с их многообразием и динамичностью, появлением новых форм). Самодеятельные формы бывают как организованные, так и самостоятельные (причем одна форма может быть и той и другой, например, утренняя физическая зарядка дома и в оздоровительных лагерях). В зависимости от численного состава занимающихся используются индивидуальные, групповые и массовые формы занятий (Пример: бег трусцой - “джоггинг”). По систематичности проведения различают регулярные (УФЗ), еженедельные (туристские походы по выходным дням), эпизодические формы (День бегуна). Некоторые виды и разновидности занятий имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или дополняют друг друга. Выбор неурочных форм занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся. Предлагаемая типология носит ориентировочный характер.

Соревновательная  форма занятий приобретает определяющее значение по мере приобщения к спортивной деятельности и повышения уровня спортивного мастерства. Соревнования могут занимать 15% времени двигательной деятельности в течение года. Предельная мобилизация функциональных возможностей организма в стрессовой ситуации является мощным фактором дальнейшего развития, расширения его адаптационных функциональных возможностей.

Данная  форма находит выражение и  в большинстве сфер физкультурной  практики (День бегуна, пловца, гиревика). В практике формирования способностей (в планируемом процессе ФВ учебных  заведений) эта форма может быть и методом при проведении урока ФК, а также может носить и самостоятельный характер: проведение школьных соревнований. 
Самодеятельные тренировочные занятия подобны урочным и носят не столько спортивно-тренировочный характер, сколько характер общефизической подготовки или избирательно-кондиционной тренировки. В большинстве они однопредметные: быстрая ходьба - “спидоукинг”, бег трусцой - “джоггинг”, аэробно-ритмическая и атлетическая гимнастика. Самостоятельные тренировочные занятия могут быть и многопредметными - комплексное сочетание упражнений из разных видов спорта, многоборье ГТО. Целесообразно заниматься ими 3-4 раза в неделю по I часу. На определенном возрастном этапе (после завершения базового курса физического воспитания) они могут стать основным фактором поддержания и совершенствования определенной физической кондиции индивидуума. 
Выбор предмета занятий зачастую может определяться модой (конъюнктурой): аэробика, ушу, йога и др. В обоих случаях задача специалистов ФК - пропаганда всеобщего физкультурного образования среди населения и понимание невозможности достижения всестороннего физического развития и полноценного здоровья одним средством физического воспитания; формирование правильных индивидуальных интересов. Качество и эффективность таких самостоятельных занятий в значительной степени обусловлены уровнем физкультурной образованности занимающихся. 
Физкультурно-рекреативные формы занятий характеризуются умеренными физическими нагрузками и активным отдыхом занимающихся. Эти формы ценятся своим восстановительным и оздоровительным эффектом. Подвижные перемены, подвижные игры, игры по свободному регламенту, прогулки, туристские походы в выходные дни и в отпускное время рассчитаны на личный интерес; их только условно можно считать занятиями. Данные формы структурно менее регламентированы, поведение занимающихся более самостоятельно и акцентировано на интересный отдых. 
Малые формы занятий отличаются ограниченностью их содержания и кратковременностью. Посредством их решаются обычно задачи по оптимизации текущего состояния организма: тонизации и ускорению врабатывания в процесс основной деятельности, профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма. Содержание малых форм занятий - сеансы или серии упражнений, выполняемые в течение нескольких минут. Методика проведения малых форм занятий обусловлена конкретной направленностью отдельных занятий и их местом в общем режиме индивида. 
Утренняя гигиеническая зарядка тонизирует организм, она ориентирована на постепенную общую активизацию его функций, тем самым ускоряет переход от состояния продолжительного отдыха к повседневной жизнедеятельности. Могут параллельно решаться задачи формирования правильной осанки, в отдельных случаях и поддержание общей тренированности. Ее продолжительность - 10-15 минут (до 30 мин. при тренировочной направленности). 
Вводная гимнастика на производстве ускоряет врабатывание индивида. Выполняются 5-8 ОРУ в течение 5-7 минут. Последние физические упражнения координационно схожи с профессиональными и выполняются в повышенном темпе или в ритме трудовых действий. 
Физкультпаузы и физкультминутки используются в качестве факторов активного отдыха для сохранения оперативной работоспособности в процессе трудовой деятельности. Переключение на другие двигательные действия и неработающие группы мышц способствует восстановлению психических функций (внимания, реакции, РДО, памяти). Физкультпаузы выполняются 5-7 минут через 2-3 часа работы и за 2-2,5 часа до ее окончания. Физкультминутки выполняются в течение 1-2 минут через каждые I-I,5 часа работы и по необходимости. Микропаузы продолжительностью 20-30 с выполняются при необходимости и могут сопровождаться самомассажем. Основная задача специалиста в системе рациональной организации труда - совершенствование методики их использования в соответствии с условиями и характером труда. 
Микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера вносят парциальный тренировочный эффект в процесс бытовых действий. Выполняются непродолжительное время (силовые упражнения на растягивание , многоскок со скакалкой, бег по лестнице). Они оказывают преимущественно локальные воздействия.

 

     Список  литературы.

  1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. — М.,1978.
  2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983.
  3. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983.
  4. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980.
  5. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. — Краснодар, 2001
  6. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
  7. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991.
  8. Теоретическая подготовка юных спортсменов/Под ред. Ю.Ф.Буйлина, Ю.Ф.Курамшина.- М.: Физкультура и спорт,1981

 
 
 

Информация о работе Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов