Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:17, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.
Введение………………………………………………………………………3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном
заведении………………………………………………………………….......4
Цели и задачи общей физической подготовки.
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки……………………………………………………....10
Общепедагогические задачи…………………………………………………16
Методические принципы физического воспитания.
Дидактические принципы…………………………………………………….17
Специфические принципы……………………………………………………20
Воспитание физических качеств.
Введение………………………………………………………………………..25
Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25
Гибкость и методика ее развития……………………………………………..29
Выносливость ………………………………………………………………….32
Ловкость и методы ее воспитания…………………………………………….34
Построение и структура учебно-тренировачного занятия.
Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43
Структура урока физической культуры……………………………………….47
Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке……52
Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55
Список литературы ……………………………………………………………..59
В старшем
школьном возрасте ловкость и координационные
способности преимущественно
Ловкость следует развивать в начале основной части занятий на “свежем” фоне ЦНС и четких мышечных ощущений.
ГЛАВА 4.
Построение и структура
учебно-тренировачного
занятия.
Характерные черты и разновидности уроков физической культуры.
Основной, педагогически упорядоченной
формой построения занятий физическими
упражнениями является урок физической
культуры, проводимый в школах, профессионально-технических
училищах, специальных средних и высших
учебных заведениях. Урок имеет ярко выраженную
образовательно-воспитательную направленность.
Каждый урок носит самостоятельный характер.
В то же время он является органическим
составным элементом системы взаимосвязанных
занятий и поэтому тесно связан с предыдущими
и последующими уроками. Содержание урока
определено программой и планом, а место
и время его проведения - расписанием.
Учитель является ведущей фигурой в педагогической
системе воздействия на учащихся. Он организует
урок, обучает занимающихся, оптимизирует
их деятельность. В процессе урока контролируется
процесс обучения и функциональное состояние
учеников, поддерживается обратная связь.
В младших и средних классах урок ведет
один учитель физической культуры, в старших,
как правило, два.
Занятия
урочного типа обладают аналогичными
признаками, но имеют и свои особенности,
связанные преимущественно с предметом
занятий и поставленными целями, с индивидуальными
способностями и уровнем квалификации
занимающихся, с регулированием бюджета
свободного времени.
Следовательно, характерными чертами
урока можно считать:
- дидактическую направленность, обусловленную
решением образовательных задач;
- постоянный контингент (однородный по возрасту и полу);
- постоянный контакт с учителем, являющимся организатором и руководителем урока;
- конкретизацию
целей и задач каждого
- целенаправленный
подбор средств и методов каждого урока
(с учетом возраста, пола, состояния здоровья,
уровня физической подготовленности учащихся);
- строгую регламентацию деятельности
занимающихся и дозирование нагрузки;
- квалифицированная помощь учителя;
- использование физкультурного актива класса.
Задачи
урока соответствуют общим
1) укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
2) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
3) развитие двигательных способностей;
4) приобретение
необходимых знаний в области физической
культуры и спорта;
5) воспитание потребности и умения самостоятельно
заниматься физическими упражнениями,
сознательно применять их в целях отдыха,
тренировки, повышения работоспособности
и укрепления здоровья;
6) содействовать воспитанию нравственных
и волевых качеств, развитию психических
процессов и свойств личности.
Следует отметить, что большинство
задач в период школьного обучения
решаются “спиралевидно” (концентрически),
т.е. периодически ставятся аналогичные
задачи, но на более высоком уровне физической
подготовленности учеников (формирование
двигательных умений и навыков, воспитание
физических качеств), с постепенным усложнением
требований.
По преимущественной направленности образовательных
задач различают учебные уроки (изучение
нового учебного материала), тренировочные
уроки (совершенствование изученного)
и контрольные уроки. В настоящее время
принято выделять 5 типов уроков: вводный,
учебный, тренировочный, контрольный и
смешанный.
Вводный
урок проводится в начале учебного года.
Учеников знакомят с предметом, сообщают
задачи на год и четверть, доводят до их
сведения требования, предъявляемые к
учащимся. На уроке выявляются особенности
класса, проводится проверка исходного
уровня физической подготовленности.
Могут сообщаться теоретические сведения
общего характера.
Учебные уроки изучения нового материала.
Основное внимание обращается на правильное
выполнение и предупреждение ошибок. Сообщаются
теоретические сведения. Обнаруженные
ошибки сразу же исправляются на занятии.
Обязательно обеспечивается страховка,
детей приучают к взаимопомощи. Этот тип
урока отличается низким объемом двигательной
деятельности в основной части (низкой
моторной плотностью).
Тренировочные уроки совершенствования
изученного. На таких уроках больше используется
групповой способ организации деятельности
учащихся. Происходит глубокое изучение
техники, упражнения выполняются в усложненных
условиях. Многократное повторение в разных
условиях ведет к увеличению объема и
интенсивности нагрузки, способствует
развитию физических качеств. Изменение
условий повышает активность занимающихся.
Контрольные уроки проводятся с целью
определения результатов обучения по
теме или разделу, а также для текущего
или итогового тестирования по определению
уровня развития физических качеств. Наилучший
эмоциональный фон достигается при проведении
уроков по типу соревнований с соответствующими
атрибутами.
Смешанный
урок встречается наиболее часто во
всех классах. Примерно в равной степени
он содержит элементы уроков других типов,
т.е. включает 2-3 разные задачи. Считается,
что данный тип урока создает наиболее
благоприятные условия для усвоения материала
школьной программы.
Уроки также разделяют по содержанию основной
части на 2 группы:
1) предметные (тематические уроки);
2) комплексные уроки.
В содержание
основной части предметных уроков включается
учебный материал из одного раздела
программы: гимнастики, легкой атлетики,
спортивных игр и т.д. Учащиеся последовательно
выполняют двигательные действия по
одному виду деятельности. Такие уроки
проводятся по плаванию, лыжной подготовке,
при углубленном разучивании сложного
двигательного действия или при совершенствовании
действий (формирование игровых тактических
способностей в старших классах). Предпосылкой
построения однопредметных уроков может
быть слабая материальная база, недостаточная
подготовленность учителя и др.
Комплексные уроки включают в основную
часть физические упражнения из разных
разделов программы. Комплексное содержание
занятия определяет наличие частей урока,
отличающихся не только содержанием, но
и внутренней структурой. Подбор упражнений
должен носить не формальный характер,
а отвечать определенным правилам. Так,
между упражнениями должна существовать
преемственность; определенный раздел,
обычно, является стержневым материалом.
Комплексные уроки более трудны по организации,
но и более эмоциональны, вызывают живой
интерес учащихся. Данный тип урока разносторонне
воздействует на учащихся.
Структура урока физической культуры.
Урочные формы занятий имеют наиболее
четкую структуру из всех форм занятий.
Структура - это рациональная взаимосвязь
и соотношение составляющих ее элементов.
Под структурой урока понимают относительно
устойчивый порядок построения каждого
отдельного занятия. Определенная последовательность
и взаимосвязь частей и компонентов урока
физической культуры обусловлены биологическими
закономерностями функционирования организма.
Определяющей для структуры урока является
логика развертывания учебно-воспитательного
процесса, которая предусматривает:
1) последовательность включения учащихся
в познавательную деятельность;
2) постепенное достижение необходимого
уровня физической работоспособности;
3) последовательное решение намеченных
на данный урок образовательных и воспитательных
задач;
4) обеспечение
послерабочего нормального состояния
организма.
Это и обусловливает деление урока на
3 части: подготовительную, основную и
заключительную. Структура урока не ограничивается
трехкомпонентным построением, она характеризуется
и определенным построением каждой из
составляющих ее частей. Продолжительность
урока - 45 мин., могут проводиться и сдвоенные
уроки, например, по лыжной подготовке.
Подготовительная
часть урока направлена на достижение
оптимальной оперативной подготовки организма
учащихся к деятельности в основной его
части. Существенными факторами, определяющими
содержание и параметры подготовительной
части являются:
- функциональное состояние занимающихся;
- необходимая величина и направленность его изменения.
В подготовительной части происходит
организация учеников, их психологический
настрой на сознательное и активное выполнение
упражнений, функциональная подготовка
организма к более высоким нагрузкам основной
части. Подготовительная часть может носить
не только вспомогательный характер, но
и решать образовательные задачи (т.е.
иметь самостоятельное значение): изучение
строевых упражнений, развитие силы при
выполнении общеразвивающих упражнений
с предметами и др. Продолжительность
подготовительной части - 8-15 мин. (I кл.-
до 25 мин.). Компоненты структуры:
- построение (в I-3 кл. строит учитель);
- рапорт (с IV класса), сообщение задач урока;
- проверка внешнего вида (возможно и присутствия по журналу).
Продолжительность 2-3 минуты.
- строевые
упражнения на месте (
- упражнения в ходьбе (в том числе фигурная
маршировка на гимнастике, танцевальные
шаги, строевые упражнения в движении);
- бег различными способами и передвижение
прыжками.
Продолжительность 3-4 минуты.
- ОРУ
(в средних и старших классах
использование подводящих или подготовительных
упражнений повышает интенсивность урока).
Следовательно, разминка может носить
общий характер или состоять из 2-х частей
при занятии тренировочного характера,
как и при занятиях спортом. Построение
занимающихся зависит от количества учеников,
размеров зала. Комплекс ОРУ выполняется
в парах, шеренгах, разомкнутых колоннах,
по кругу. Число ОРУ от 6-8 - до 10-20 (в зависимости
от времени, сложности упражнения, способа
проведения - раздельный или поточный);
каждое ОРУ повторяется 6-12 раз.
Следует обращать внимание, в младших классах особенно, на правильное сочетание дыхания и осанку.
Эмоциональный настрой и активность учащихся достигается разнообразием упражнений и способов их выполнения (упражнения в движении взявшись за руки, в колонне положив руки на плечи или талию впереди стоящего, игровым методом, под периодический подсчет учениками вслух, соревнуясь, чья колонна лучше), музыкальным сопровождением, четкими командами и образцовым показом упражнений учителем.
Специальная разминка обеспечивает профилированное врабатывание организма в предстоящую деятельность. Эффективность специальной разминки определяется оперативной готовностью занимающихся к результативному выполнению следующих за ней основных упражнений. Развернутая и глубоко избирательная разминка необходима, если основная часть начинается выполнением высокоинтенсивных и координационно-сложных физических упражнений.
Основная
часть урока определяет его содержание
и занимает преобладающую временную долю:
- 2/3 отведенного времени (30 мин. при 45-минутном
уроке). Задачами основной части урока
являются:
- формирование двигательных умений и
навыков, приобретение знаний по выполнению
программных физических упражнений;
- воспитание
потребности и умений к
- воспитание
физических качеств,
- содействие
волевому, нравственному и эстетическому
воспитанию учащихся.
Различают 2 типа структуры основной части
урока:
1) гомогенная
(однородная) структура в предметном
уроке - используются упражнения
одного раздела урочного
2) гетерогенная
(разнородная) структура
Подбор физических упражнений при комплексном
уроке должен оказывать разностороннее
воздействие на организм; последовательность
их выполнения должна основываться на
положительном переносе (исключить отрицательный
перенос: легкая атлетика - гимнастика,
сальто вперед-назад или прыжок в длину
- в высоту).
В начале
основной части изучаются новые,
координационно-сложные
Количество повторений выполнения упражнений
зависит от индивидуальных особенностей
учащихся, материальной оснащенности
урока, методов организации и управления
учащимися. Каждое упражнение должно выполняться
не менее 4-6 раз.
Информация о работе Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов