Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:17, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.
Введение………………………………………………………………………3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном
заведении………………………………………………………………….......4
Цели и задачи общей физической подготовки.
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки……………………………………………………....10
Общепедагогические задачи…………………………………………………16
Методические принципы физического воспитания.
Дидактические принципы…………………………………………………….17
Специфические принципы……………………………………………………20
Воспитание физических качеств.
Введение………………………………………………………………………..25
Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25
Гибкость и методика ее развития……………………………………………..29
Выносливость ………………………………………………………………….32
Ловкость и методы ее воспитания…………………………………………….34
Построение и структура учебно-тренировачного занятия.
Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43
Структура урока физической культуры……………………………………….47
Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке……52
Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55
Список литературы ……………………………………………………………..59
Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности. Условия доступности:
- постепенность (от простого к сложному, от легкого к трудному). Использование подводящих и подготовительных упражнений;
- преемственность ФУ (правила: от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному).
Иногда
в педагогических целях целесообразно
использовать и метод контрастных
заданий: броски предметов разного
веса или одного предмета на разные
расстояния, прыжки обычные и со
свинцовым поясом и др.
Принцип доступности неотделим от принципа
индивидуализации: использование средств,
методов и форм занятий с учетом функциональных
возможностей и морфологических особенностей
индивидуума, т.е. следует гибко индивидуализировать
процесс физического воспитания.
Проблема индивидуализации в системе
ФВ решается на основе органического сочетания
2-х направлений - общеподготовительного
(ОФП в средних школах, ПТУ, вузах и т.д.)
и специализированного (спортивного, ППФП).
Принцип систематичности рассматривается
в качестве отправных (исходных) установок,
регламентирующих системное построение
учебно-воспитательного процесса. Бессистемность,
неупорядоченность недопустимы, они приводят
к резкому снижению эффекта занятий и
всего процесса воспитания. (Система -
упорядоченная совокупность элементов,
представляющая целостный процесс физического
воспитания).
Специфические
принципы.
В теории и методике физического воспитания выделен ряд принципов, которые отражают специфические закономерности построения процесса физического воспитания.
1. Непрерывность процесса физического
воспитания.
Непрерывность
- необходимое условие процесса физического
воспитания, т.к. результаты процесса обратимы.
Принцип непрерывности помогает
обеспечить преемственность эффекта занятий
физическими упражнениями, не допускать
перерывов, разрушающих эффект занятий.
В основе этой преемственности лежат функциональные
изменения в организме под воздействием
физической нагрузки: ближайший и отставленный
(восстановление работоспособности до
исходного уровня и фаза суперкомпенсации)
эффекты. Непрерывная кумуляция эффекта
занятий происходит тогда, когда последующее
занятие проводится по “следам” предыдущего,
углубляя и закрепляя их. Оптимальная
кумуляция эффекта наблюдается при проведении
очередного занятия в фазе “суперкомпенсации”.
Увеличение интервала между занятиями
увеличивает и вероятность “угасания”
формируемых двигательно-координационных
связей.
2. Принцип
постепенного наращивания
функциональных воздействий.
Принцип постепенного наращивания функциональных
воздействий следует из теории развития
организма. Он гарантирует повышение уровня
функциональных возможностей организма
и физической подготовленности, повышенные
темпы развития двигательных способностей.
Реально на непривычное воздействие организм
реагирует с избытком (сверхкомпенсация
- биологическое явление организма).
Применение
стандартных упражнений и стандартных
нагрузок переводит организм в стадию
устойчивой адаптации, что снижает
развивающий эффект, т.к. степень
функциональной активности систем организма
уменьшается. Стандартизация должна быть
только временной для формирования двигательных
навыков и облегчения адаптации к предъявляемым
нагрузкам.
Прогрессирующее функциональное воздействие
достигается увеличением двигательной
активности путем прогрессирующего изменения
параметров физического упражнения (увеличения
скорости, темпа, мощности, разового объема
физической работы), обновления упражнений
и условий их выполнения в сторону повышения
функциональных требований к их выполнению,
возрастания объема и интенсивности нагрузок
в серии занятий и этапов физического
воспитания.
3. Принцип адаптивной
сбалансированност
и динамики суммарной
нагрузки.
Для динамики физических нагрузок в процессе
физического воспитания закономерно не
только их увеличение, но и относительная
стабилизация, а иногда и временное снижение
уровня. Общую ориентацию на регулирование
этих тенденций дает принцип адаптивного
сбалансирования динамики суммарной нагрузки
(регулирование наращивания относительной
стабилизации и временного снижения функциональных
воздействий). Следуя ему, нужно выполнять
следующие положения:
- суммарную
нагрузку на протяжении серии
занятий и этапов следует
- увеличивать суммарную нагрузку всякий раз после перехода приспособительных процессов в стадию “устойчивой адаптации” (уменьшаются функциональные сдвиги, т.к. наступает адаптивная экономизация реакции на нагрузку);
- после
существенного увеличения
4. Принцип
цикличности предполагает соблюдение
закономерностей циклической структуры
процесса, т.е. такой последовательности,
при которой занятия и серии занятий чередуются
в порядке “кругооборота”. Цикличность
характерна как для отдельных серий занятий
в пределах непродолжительного времени,
так и для целых его этапов и периодов.
Соответственно различают: малые - “микроциклы”
(недельные и как минимум 2-3 дня), средние
циклы - “мезоциклы” (обычно месячные)
и большие циклы - “макроциклы” (годичные).
Так как факторы и конкретные обстоятельства
в процессе физического воспитания не
остаются неизменными, то и структура
микроциклов вариативна. Цикличность
структуры процесса необходима для достижения
большего эффекта. Наиболее рельефно циклическая
структура выражена в спортивной тренировке.
Когда занятия редки и незначительны по
нагрузке (пр.: 2 раза в неделю со стандартными
нагрузками), микроциклы могут быть и не
выражены.
Для упорядочения жизни и в соответствии с естественными биоритмами человека мы соблюдаем цикличность и в повседневной трудовой деятельности: ограниченная законодательством продолжительность рабочего дня, недели, трудовые отпуска и т.д.
Для реализации
принципа цикличности в процессе
физического воспитания необходимо:
- строить систему занятий относительно
завершенными циклами, в которых соблюдается
регулярная повторяемость определенных
фаз, этапов и периодов этого процесса;
- серии
занятий микроциклов
- последовательность
стадий в средних и больших
циклах должна обеспечивать
5. Принцип возрастной
адекватности направлений
физического воспитания
заключается в изменении доминирующей
направленности процесса в различных
его стадиях применительно к периодам
возрастного физического развития организма.
Это не означает подчинения процесса физического
воспитания возрастным особенностям (плестись
“на поводу” возрастных функциональных
изменений свойств организма), а с учетом
их вывести организм на более высокую
ступень (оптимизировать возрастную динамику
индивидуальных возможностей и способностей).
В физиологии, психологии отмечают только возрастные особенности. Опыт показывает, что если строить тренировочный процесс юных спортсменов в единстве ОФП и СП, никакого дисбаланса нет.
Доминирующим направлением в физическом воспитании до возрастного созревания организма является общеподготовительное направление, формирующее большой фонд жизненно важных двигательных умений и навыков и всестороннее воспитание индивидуальных физических качеств. Эффективность ФВ в эти годы в значительной мере зависит от использования благоприятных возможностей для развития тех или иных физических качеств в “сенситивные” (чувствительные) периоды с более высокими темпами изменения физических качеств.
Юношеский
и I-й период зрелого возраста (до 35 лет)
наиболее благоприятен для предельного
проявления двигательных способностей.
Именно в этот период показывают, как правило,
высшие спортивные достижения.
В дальнейшем наблюдается возрастная
стабилизация функциональных возможностей
организма и уменьшение его адаптационных
возможностей. Доминирующим направлением
в процессе физического воспитания становится
поддержание достигнутого уровня физической
подготовленности и тренированности,
а затем и противодействие регрессивным
изменениям в организме (возрастной инволюции
его морфофункциональных свойств). Перестройка
процесса предполагает более строгую
регламентацию нагрузок. Занятия приобретают
физкультурно-кондиционную направленность
(на сохранение аэробных возможностей
организма и дееспособность опорно-двигательного
аппарата).
Таким образом, в многолетнем процессе физического воспитания можно выделить 3 тенденции с учетом возрастных особенностей:
1) реализация общих принципов в воспитании общества;
2) реализация
дидактических принципов (преимущественно
в школьной педагогике);
3) реализация специфических принципов
(преимущественно в спорте).
Специалист физической культуры должен
постоянно помнить о взаимосвязи принципов
и добиваться соблюдения всех закономерностей
процесса физического воспитания в своей
педагогической деятельности.
ГЛАВА 3.
Воспитание
физических качеств.
Введение.
Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.
Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.
Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях.
Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь.
Двигательные
качества формируются неравномерно
и неодновременно. Наивысшие достижения
в силе, быстроте, выносливости достигаются
в разном возрасте.
Понятие
о силе и силовых
качествах.
Люди всегда стремились быть сильными и всегда уважали силу.
Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного сечения мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть выполнено силовое упражнение или силовой прием. А силовая выносливость определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости.
Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий, рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным усилием необходимого упражнения. для развития скоростной силы необходимо стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на ней, как на платформе, формируется скоростная. Для развития силовой выносливости применяется метод «до отказа», заключающийся в непрерывном упражнении со средним усилием до полной усталости мышц.
Чтобы развить силу, нужно:
Информация о работе Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов