Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном
заведении………………………………………………………………….......4
Цели и задачи общей физической подготовки.
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки……………………………………………………....10
Общепедагогические задачи…………………………………………………16
Методические принципы физического воспитания.
Дидактические принципы…………………………………………………….17
Специфические принципы……………………………………………………20
Воспитание физических качеств.
Введение………………………………………………………………………..25
Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25
Гибкость и методика ее развития……………………………………………..29
Выносливость ………………………………………………………………….32
Ловкость и методы ее воспитания…………………………………………….34
Построение и структура учебно-тренировачного занятия.
Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43
Структура урока физической культуры……………………………………….47
Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке……52
Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55
Список литературы ……………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

на сайт.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Томский  Государственный  Педагогический Университет»

( ТГПУ ) 

Кафедра адаптивной физической культуры 
 
 
 
 
 
 

    Реферат 

    на  тему: 

    «Общая  физическая подготовка в системе 

    физического воспитания студентов». 
 
 
 

       

                Выполнила: Демченко А.В. .

                  Группа:573.

                  Проверил:. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Томск-2009

 

Оглавление. 

Введение………………………………………………………………………3

Физическая  культура как учебная дисциплина в высшем учебном

заведении………………………………………………………………….......4

Цели  и задачи общей  физической подготовки.

Функции физической культуры, обуславливающие цели и  задачи общей физической подготовки……………………………………………………....10

Общепедагогические задачи…………………………………………………16

Методические  принципы физического  воспитания.

Дидактические принципы…………………………………………………….17

Специфические принципы……………………………………………………20

Воспитание  физических качеств.

Введение………………………………………………………………………..25

Понятие о силе и силовых качествах…………………………………………25

Гибкость и  методика ее развития……………………………………………..29

Выносливость ………………………………………………………………….32

Ловкость и  методы ее воспитания…………………………………………….34

Построение  и структура учебно-тренировачного занятия.

Характерные черты и разновидности уроков физической культуры……….43

Структура урока  физической культуры……………………………………….47

Методы организации  и управления деятельностью учащихся на уроке……52

Особенности самодеятельных форм занятий…………………………………55

Список литературы ……………………………………………………………..59 

ВВЕДЕНИЕ.

 
 

Физическая  культура в высшем учебном заведении  является  неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы  гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является  одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

В основе  учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы  лежит комплексный, системный характер образования, воспитания  и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения,  общественно-политическое, трудовое, нравственное,  физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью человеческой культуры, истории, цивилизации.

Как не парадоксально это может показаться, именно высшая школа в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания.

Время доказало, что воспитание успешно  только тогда, когда оно системно.

В настоящее  время в высшей школе начинают складываться  гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

 

Физическая  культура как учебная  дисциплина

в высшем учебном заведении.

 
 

Физическая  культура как учебный предмет  имеет сложное строение, она включает в себя воздействие на физиологические  системы организма занимающихся, совершенствование физических и  морально-волевых качеств и психологической  устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы студентов.

Является  процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под  ответственным наблюдением и  руководством преподавателей, которые  призваны дать будущим специалистам знания и сформировать  у них глубокое понимание  социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру личности.

Большие  воспитательные и образовательные  возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим  образом не организован процесс преподавания.

Массовые  обследования анкетные опросы студенческой молодежи свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными  и  регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается еще значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме своей жизнедеятельности.

Физическая  культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении  по содержанию,  организации и  проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе.

С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была введена новая учебная программа  по физической культуре, содержание которой  отражало основные направления реформы  высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека.

В законе говорится:

«Образовательное  учреждение создает условия, гарантирующие  охрану и укрепление здоровья обучающихся».

(взято  из «Закона российской Федерации  об образовании»; учительская газета  №28, от 4 августа 1992 года)

Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно – профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие).

На основании  Закона, постановлением Совета Министров  – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года  №773 утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

В требованиях  Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших  обучение по всем специальностям, в  перечне знаний и умений по физической культуре записано:

  • понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
  • знать основы  физической культуры и здорового образа жизни;
  • владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре;
  • приобрести опыт использования физкультурно-спортивной  деятельности для достижения  жизненных и профессиональных целей.

    (взято  из: «Государственный образовательный  стандарт высшего профессионального  образования». Издание официальное.

     Государственный  комитет Российской Федерации  по высшему образованию. Москва, 1995 год. Страница 38 и далее по  каждому профессиональному направлению).

     Новая  учебная программа по физической  культуре  отражает также «Основы  законодательства Российской Федерации  о физической культуре и спорте»  (приняты постановлением Верховного  Совета Российской Федерации  27 апреля 1999 года).

    Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов (408 часа).

    Кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные курсы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время.

    В целом  это позволяет проводить учебные  занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех  годах обучения.

    Целью физического воспитания студентов  является формирование физической культуры личности.

    Для достижения поставленной цели предусматривается  решение  воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных  задач, соответствующих требованиям  Государственного стандарта.

    Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с  обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения.

    Именно  на это и направлена учебная программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника  высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

    Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни,  физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.

    Отличительными  особенностями учебной программы  являются ее широкая общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации.

    Профессиональная  направленность образовательно-воспитательного  процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую роль. 

    Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена  запросами и правами личности молодых людей, возрастными и  индивидуальными особенностями  их развития, постоянно изменяющимися  условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов.

    Этот  заказ предполагает обязательное наличие  у будущих специалистов общей  и профессиональной культуры, физического  и  психического здоровья, высокой  работоспособности, способности осваивать и обогащать  культурный потенциал общества.

    Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности  жизнедеятельности, позволяет успешно  противостоять ухудшающимся экологическим  условиям,  переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях.

    Однако  надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале  содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут  воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные, волевые, психические) качества,  поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс.

Информация о работе Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов