Методы воспитания гибкости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой обычно определяют термином «гибкость». Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.
Цель данной работы: выявить значение и сущность гибкости, а также охарактеризовать основные способы воспитания подвижности в суставах.

Содержание

Введение
Сущность и значение гибкости
Задачи развития гибкости
Воспитание подвижности в суставах
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по физре.docx

— 35.44 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Марийский государственный  университет»

 

 

 

Кафедра физической культуры

 

 

 

Методы воспитания гибкости

(реферат по физической культуре)

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

группы 27 ф/а , ФИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола - 2012

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Сущность и значение гибкости
  2. Задачи развития гибкости
  3. Воспитание подвижности в суставах

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вся двигательная деятельность человека определяется строением  и свойствами его тела. Многообразие свойств человеческого тела дает чрезвычайное богатство и разнообразие движений, которые проявляются в  перемещениях тела человека в пространстве и во времени.

Способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой обычно определяют термином «гибкость». Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств  человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного  аппарата и способностью выполнять  движения с большой амплитудой. Это  физическое качество необходимо развивать  с самого раннего детства и  систематически.

Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения  в мышцах, суставах, сердечнососудистой системе. Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко  выполнять различные движения, что  является свидетельством определенного  уровня физической подготовленности. В зависимости от степени развития гибкости человек может принять  нужное положение тела в пространстве, удерживать это положение определенное количество времени, выполнять движения с необходимой амплитудой. Снижение же способности свободно и естественно  принимать любую необходимую  позу, растяжимости мышечных и соединительных тканей – один из признаков наметившейся тенденции к ухудшению интегрального  физического состояния организма  человека.

Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в  осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у  спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике.

Цель данной работы: выявить значение и сущность гибкости, а также охарактеризовать основные способы воспитания подвижности  в суставах.

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и значение  гибкости

 

Гибкость — это способность выполнять движения с максимальной амплитудой в суставах. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность  движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения  отдельных звеньев тела.

Гибкость  нам нужна не только для демонстрации, она необходима нам по жизни. Свойство гибкости участвует не только в редких случаях сложных движений, а намного  чаще, чем нам кажется. Например, обеспечивает ровную осанку, когда  одни мышцы растягиваются при  напряжении других.

Взглянем  на свою повседневную жизнь. На работе в большей степени мы сидим. Сидим  мы за компьютером и корпим над  бумагами, кушаем в ресторане и  посещаем кинотеатр, едем в транспорте или просто отдыхаем, приходя домой. устраиваемся в кресло перед телевизором и снова сидим. Но не каждый задумывается над таким «сидячим» образом жизни, который может привести ко многим проблемам: избыточному весу, отеку ног, заболеваниям сосудов и многим другим. Однако все это уже последствия. Основная причина – утрата гибкости тела, вследствие отсутствия движений.

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в  суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и  скорости движений, выносливости, увеличивая энерготраты и снижая экономичность работы, и приводит к серьезным травмам мышц и связок.

Различают виды (формы проявления) гибкости – активная и пассивная.

Активная гибкость – это способность человека достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав (например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»).

Пассивная гибкость - понимают способность выполнять движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений. В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата является разница между показателями активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.

Различают также  динамическую и статическую гибкость. Первая проявляется во время движений, а вторая – в позах.

Различают также  общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность  во всех суставах тела и позволяет  выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная  гибкость - предельная подвижность  в отдельных суставах, соответствующая  требованиям конкретного вида деятельности и определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

По аналитическому признаку проявления гибкости можно  выделить гибкость шейных позвонков, плечевых суставов, поясничной части позвоночника, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Гибкость в различных суставах имеет неодинаковое значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на поясничную часть и тазобедренные  суставы.

Проявление  гибкости зависит от ряда факторов (Приложение).

Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Гибкость  зависит от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц, а также обусловлена напряжением мышц-антогонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движения, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации. Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей (т. е. их конгруэнтность), тем меньше их подвижность. Шаровидные суставы имеют три, яйцевидные и седловидные - две, а блоковидные и цилиндрические - лишь одну ось вращения. В плоских суставах, не имеющих осей вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой.

Ограничение гибкости связано и со связочным  аппаратом: чем толще связки и  суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем  больше ограничена подвижность сочленяющихся  сегментов тела. Кроме того, размах движений может быть лимитирован  напряжением мышц-антагонистов. Поэтому  проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся  суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с  напряжением мышц, производящих движение, то есть от совершенства межмышечной  координации. Чем выше способность  мышц-антагонистов к растяжению, тем  меньшее сопротивление они оказывают  при выполнении движений, и тем  «легче» выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в  суставах, связанная с несогласованной  работой мышц, вызывает «закрепощение» движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые  компоненты техники сложно-координированных движений вообще не могут быть выполнены  из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела.

Проявление  гибкости в тот или иной момент времени зависит и от общего функционального  состояния организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению). Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

И от внешних  условий: времени суток, температуры  мышц и окружающей среды, степени  утомления. На гибкость существенно  влияют внешние условия:

1) время суток  (утром гибкость меньше, чем днем  и вечером);

2) температура  воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5...10 °С);

3) проведена  ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до  разминки);

4) разогрето  ли тело (подвижность в суставах  увеличивается после 10 мин нахождения  в теплой ванне при температуре  воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).

Наибольшие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы для ее развития весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, а при повышении температуры внешней среды и под влиянием разминки, повышающей и температуру тела, увеличивается.

Зависит гибкость и от возраста. Гибкость в отличие от других качеств начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Причины в постепенном окостенении хрящевой ткани, уменьшении эластичности связок. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, и, как правило, стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной — 10-14 лет. Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте от 6 до 11 лет, поэтому целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет.

Гибкость  – одно из качеств, где девочки  имеют преимущество над мальчиками, которые опережают мальчиков  по ряду показателей примерно на 20-30%. У детей и подростков это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. И наоборот, практика показывает, что  даже в возрасте 40-50 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных  средств и методов, гибкость повышается, а у некоторых людей достигает  или даже превосходит тот уровень, который был у них в юные годы. Положительные эмоции и мотивация также улучшают гибкость.

К снижению гибкости может привести и систематическое  или концентрированное на отдельных  этапах подготовки применение силовых  упражнений, если при этом в тренировочные  программы не включаются упражнения на растягивание.

В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего  развития гибкости, которая позволяла  бы успешно овладевать основными  жизненно важными двигательными  действиями (умениями и навыками) и  с высокой результативностью  проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Трудно переоценить  значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при  коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д. Упражнения на гибкость можно легко и с  успехом, самостоятельно и регулярно  выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения  подвижности в суставах в сочетании  с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами  как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. В плане  лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих  заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов. Для занимающихся спортом выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

 

2.Задачи развития гибкости.

В физическом воспитании главной  является задача обеспечения такой  степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно  овладевать основными жизненно важными  двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью  проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.

В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний  выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается  задача совершенствования специальной  гибкости, т.е. подвижности в тех  суставах, которым предъявляются  повышенные требования в избранном  виде спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Воспитание подвижности в суставах

Гибкость  отмечается большим разнообразием  ее проявлений, требующих значительного  двигательного опыта, поэтому при  ее формировании нужно уделять внимание всем ее разновидностям, делая акцент на специфических для конкретного  вида деятельности. В основу упражнений для развития гибкости положены разнообразные движения: сгибания-разгибания, наклоны, повороты, махи, вращательные и круговые движения.

Информация о работе Методы воспитания гибкости