Методы, средство и формы физической подготовки футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Постоянное стремление к овладению мастерством, каждодневное его совершенствование - в этом смысл спорта. Каждый вид спорта требует этого по-своему. Выбор того или иного вида в значительной степени зависит от особенностей организма; занятия любимым видом спорта доставляют радость, ибо они наиболее отвечают возможностям спортсмена. Успех приносит радость, а это чувство, в свою очередь, стимулирует активность и стремление к совершенствованию мастерства. Футбол предъявляет самые различные требования к мастерству игроков. Это связано с различием их функций в команде и специфическими задачами, которые приходится решать в игре тому или иному игроку.

Работа содержит 1 файл

злщл.doc

— 612.00 Кб (Скачать)

              Тренер дополняет опыт игрока собственными советами. Игровая практика расширяет и закрепляет тактический опыт, развивает тактическое мышление. Коллективный разбор игры, ее анализ и обсуждение тактических вариантов расширяют кругозор игроков и обеспечивает четкость игровых действий. Первостепенное значение для приобретения зрелых тактических навыков имеет не теоретическое обсуждение, а стимулирование игроков и активизация их действий путем постановки перед ними практических игровых знаний. 

   Глава 4. ОСОБЕНОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

   Игры  с мячом отличаются: разнообразием возможностей свободного движения, что привлекает  ним людей всех возрастов. Основы и характер последующего развития двигательной одаренности закладываются в самом раннем детстве.  Ребенку в его развитии нужны двигательные раздражители и двигательные импульсы, проявляющиеся в «неистовстве» свободной игры. Чем больше имеется возможностей «побеситься» на игровых площадках, тем лучше для последующего биологического, и в том числе двигательного, развития ребенка. Таких жизненно важных свободных игровых площадок в городах крайне не хватает, а там, где они имеются, возможности их использования очень ограничены. Как правило, всякие игры с мячом запрещаются. Однако именно эти свободные игры формируют у детей те основы ловкости, сноровки и двигательной приспосабливаемости, которые оказывают решающее влияние на дальнейшее развитие самых разнообразных двигательных навыков. Любому таланту для его совершенствования нужна стимулирующая обстановка. Однако не все в равной мере одарены от природы и не все в одинаковой степени способны к учению. Поэтому мы должны ориентироваться не только на тех, кто уже добился существенных успехов, но и на игроков невысокой квалификации, которые тем не менее упорно стремятся к личному совершенствованию.

   Футбол  с его ошеломляющей сменой конфликтныx ситуаций, положений, где можно показать, кто на что способен, с его неизвестностью, кто же окажется победителем, вознаграждает ребенка, решившего принять участие в игре, бесконечным множеством самых разнообразных приключений, риском, волнениями, связаны с неудачей или радостью победы над соперником. Вновь и вновь борьба за мяч, вновь и вновь стремление забить его в ворота. Вот чего ждет ребенок от футбола, и этого нельзя не учитывать, ставя перед собой задачу повысить качество игры юных футболистов. На занятиях и на тренировках ребенок должен играть в футбол. Учебная работа должна как можно быстрее приносить ребенку радость. Путь к этому - разнообразие игровых форм занятий и тренировок.

   Свободная игра на полянке - важная основа развития футбольной одаренности. Здесь в обычном соперничестве за мяч, в борьбе за успех развивается целая палитра двигательных навыков.

   Именно  наличие больших возможностей для  развития «дикого» футбола в сельской местности объясняет, почему в сборных командах земельных объединений немецкого футбольного союза так много школьников из футбольных команд небольших городов и сел. Талантливые ребята имеют все возможности для занятия любимым видом спорта не менее, чем их сверстники в городах, подвергаются посторонним воздействиям.

   Поэтому столь велика роль этих свободных  игровых площадок, где ребенок  имеет возможность порезвиться  еще до того, как с ним начнет заниматься тренер или педагог. Разнообразие двигательных нагрузок в свободной игре является лучшей основой будущих занятий в команде, в ходе которых от ребят потребуется умелая игра. Тренировки во всех возрастных группах и на всех уровнях мастерства ведутся с целью совершенствования игры. Обучение самых юных футболистов в первую очередь направлено на развитие игровой ловкости.

   Менее существенным является вопрос о величине нагрузки. Физическая нагрузка в футболе не устанавливается заранее, не является запланированной заранее «неизбежной нагрузкой»; за каждым максимальным напряжением следует отдых. Эти варьируемые соотношения между упражнениями и отдыхом эффективность способствуют улучшению деятельности системы кровообращения и позволяют дозировать нагрузку таким образом, что нет никаких оснований опасаться утомления, не говоря уже о переутомлении в играх с нормальной мотивацией, т. е. в детском футболе. Ребенок подсознательно ощущает необходимость отдыха. Свидетельством тому - игры на крытых площадках, где мальчики часами гоняют мяч с неизменным энтузиазмом.

   Каждый  ребенок сам определяет характер игры применительно к своему возрасту. Здесь все зависит от индивидуальной одаренности, врожденных особенностей, от степени биологического развития и от накопленного игрового опыта. Действия ребенка на поле являются его реaкцией на весьма простой раздражитель - сопротивление соперника, вопреки которому необходимо забить возможно больше голов. Здесь игровой замысел предельно прост, но действует он весьмa интенсивно, так что именно у детей спортивный азарт является первейшим отличительным признаком их действий. Ребенок испытывает от игры удовольствие, именно это обстоятельство и подогревает его азарт. При этом техника владения мячом никакой роли не играет. Каждый ребенок играет как может, считает себя членом команды и участвует в борьбе за общую цель.[2] 

    

   Возраст до 8 лет.

   Маленький любитель футбола, пришедший в детскую  клубную команду, уже имеет вполне определенные желания и представления. Он хочет играть в футбол как играют его кумиры. Мы формируем из детей этого возраста небольшие по численности группы и комaнды, где каждый ребенок на виду и где дети привыкли к атмосфере игры и ко всем тем требованиям, которыe она предъявляет к спортсмену.

   Пока  еще нет речи ни о какой тактике  и ни о коком взаимодействии с партнерами. Ясна лишь цель: забить мяч в ворота соперника. Таков футбол в этом возрасте.

   Любые попытки привить в этом возрасте более зрелые представления о  технике и тактике отняли бы у детей радость, поскольку не соответствовали бы их представлениям об игре.

   Игра  и только игра! Игра столь разнообразна, что она пока сама развивает и  способности, и привычку к футболу. Это и должно стать основной целью  первоначальных занятий с детьми. Свободное преодоление простых стрессовых ситуаций вырабатывает у маленьких футболистов некоторый опыт, умение приспосабливаться, которые в дальнейшем научат видеть все многообразие игровой обстановки, научат понимать игровые взаимосвязи, дадут возможность сознательно постигать законы игры.  

   Возраст от 8 до 12 лет.

   Дети  этого возраста уже могут учиться играть сознательно, и эту черту необходимо развивать целеустремленно и настойчиво. Биологическое развитие дает возможность постигать общие законы тактики, и  развивается «моторная память позволяет обучать ребенка технике игры. Мальчики этого возраста любопытны и любознательны. Именно в этом возрасте они испытывают потребность в хорошем тренире; под его руководством они осваивают и закрепляют основы техники, тактики, развиваются физически. Возникает чувство партнера, начинают определяться игровые роли. Вначале дети весьма не критически относятся к собственным достижениям к 12, годам они начинают воспринимать, их более осмысленно. "Успехи и неудачи оказывают возрастающее воздействие на психику.

   Решающее  значение для становлении спортсмена имеет правильное методическое обучение игре именно в этом возрасте. Нельзя осваивать технику в отрыве от игры и сводить ее лишь к обучению движениям. Передачу внутренней или внешней стороной стопы нельзя рассматривать просто как отдельное движение, нельзя разучивать его в отрыве от игры как таковой. Способ, момент и направление передачи мяча всегда определяются действиями партнеров и соперников в данной игровой ситуации. Поэтому и поведение мальчика на тренировке должно определяться тем, как он понимает игровую ситуацию и какое решение принимает.

   Игра  невозможна без оценки обстановки и  без реакции на ее изменения. Значит, игровая ловкость должна шлифоваться под воздействием постоянно меняющихся стрессовых ситуаций, все новых и новых восприятий окружающей обстановки. В этом возрасте особое значение приобретает воспитание у ребенка психической устойчивости, позволяющей избегать нервозности, опрометчивости, потери контроля и уверенности в действиях. В этом возрасте вырабатываются уверенность в себе, целеустремленность и игровое настроение.

   Общие основы тактики, такие как бег  без мяча и опека соперника, единоборство, дриблинг и укрывание мяча туловищем, в конце этого возрастного периода должны восприниматься футболистами вполне сознательно, как элементы собственного игрового поведения. Опыт показывает, что не очень эффективен такой метод развития скоростных качеств, как игра трое против одного на ограниченном пространстве. Юные футболисты очень быстро постигают, что такое выход на свободное место, если им приходится убегать от защитника и таким образом включаться в игру.

   Силу  рекомендуется развивать только вместе с ловкостью. Здесь в качестве противовеса собственной массе ребенка используют мяч. Хорошие результаты приносят парные упражнения, иногда приходится преодолевать сопротивление партнера. Они доставляют большое удовольствие из-за ощущения соперничества. В конце этого возрастного периода ребенок, должен уметь управлять собственным весом в прыжке, падать на пружинящие руки после отбивания низко летящего мяча головой, использовать силу в момент единоборства. Главной целью занятий в этот период является выработка основ динамической мощной индивидуальной игры.  

   Возраст12-16 лет.

   В этой возрастной группе происходит закрепление всех основ мастерства, заложены ранее. Тренировочные нагрузки направляются на поддержку и стимулирование процесса естественного биологического развития и создание предпосылок для постепенного перехода юниоров в разряд взрослых спортсменов. К достижению этой цеди должен стремиться каждый талантливый юноша в возрасте от 16 до 18 лет.

   Юношам  необходимо тренироваться ежедневно - три дня в составе команды, а в остальные дни индивидуально, по собственной программе, в зависимости  от обстоятельств, связанных с работой или учебой. Большое значение в формировании чувства ответственности, уверенности в своих силах и целеустремленности приобретает воспитание у молодых футболистов самостоятельности в мышлении и в действиях.

   Разумеется, юноши этой возрастной категории различаются по степени физического развития, что весьма заметно сказывается и на уровне мастерства. Наиболее талантливым и развитым юношам для их дальнейшего развития необходимы занятия в сильном коллективе.

   Ограниченное  и умеренное использование юниоров во взрослых командах, при условии, что эти команды достаточно сильны и в спортивном отношении стоят на достаточно высоком уровне, не приводит перегрузкам физически развитого талантливого спортсмена, а, как показывает опыт зарубежных клубов, способствует развитию и совершенствованию таланта. Если же юноша попадает в слабую команду, то у него может сложиться неверное представление о своих возможностях, что может привести к переоценке собственного мастерства.

   Те  команды, которые слишком легко выигрывают все игры, останавливаются в своем развитии, у них пропадает стимул к дальнейшему совершенствованию мастерства. Следовательно, необходимо иметь организационные возможности для формирования из наиболее талантливых и сильных молодых спортсменов классных команд, во встречах между которыми могло бы совершенствоваться мастерство юниоров. Время игры в этом случае должно составлять два тайма по 45 минут для юниоров 16 лет, а для старших возрастов продлеваться на 5 минут каждый тайм по сравнению с обычной продолжительностью для данного возраста. Совершенствование мастерствa невозможно без участия в соревнованиях с равными или более сильными соперниками. Состязание и тренировка лишь тогда эффективно дополняют друг друга, когда высокие требования, предъявляемые к спортсмену в соревновании, являются мерилом уровня и комплексности тренировочных нагрузок. Они готовят спортсмена не только к  физиологическим, но и к психологическим нагрузкам, возникающим в ходе соревнования, готовят к многообразию этих нагрузок. Цeль обучения - не выполнение всесторонне проанализированного и разученного движения, а коллективное участие в непрерывно меняющейся игровой обстановке.

        Тренировки юниоров должны быть максимально приближены к условиям   соревнований. Однако лишь игры с равным по силам соперником развивают игровое мышление, игровую активность.[4] 

Информация о работе Методы, средство и формы физической подготовки футболистов