Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:38, курсовая работа
Постоянное стремление к овладению мастерством, каждодневное его совершенствование - в этом смысл спорта. Каждый вид спорта требует этого по-своему. Выбор того или иного вида в значительной степени зависит от особенностей организма; занятия любимым видом спорта доставляют радость, ибо они наиболее отвечают возможностям спортсмена. Успех приносит радость, а это чувство, в свою очередь, стимулирует активность и стремление к совершенствованию мастерства. Футбол предъявляет самые различные требования к мастерству игроков. Это связано с различием их функций в команде и специфическими задачами, которые приходится решать в игре тому или иному игроку.
В деятельности тренера по спорту, используется и термин «методический прием).
Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Прием - это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.
Конечно,
многие из этих методов реализуют
одновременно в той или иной мере
образовательную, воспитательную и развивающую
функции. Однако, несмотря на все это, каждый
из них имеет свои доминирующие функции,
которые дают весомое основание отнести
его при классификации к той или иной группе
методов формирования физической культуры
личности.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.
Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:
1.
Закономерностями формирования
двигательных навыков и
2.
Поставленными целями и
Характером содержания учебного материала, применяемых средств.
Возможностями занимающихся - их возрастом, состоянием здоровья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.
5.
Возможностями самих
6.
Временем, которым располагает
7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышение уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление).
8. Структурой отдельных занятий и их частей, периодов, циклов тренировки.
Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.
Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.
Рассказ - это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.
Беседа - представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может про водиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п., он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых совместным, коллективным.
Описание - это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать.
Объяснение
предполагает раскрытие существенных
закономерностей выполняемых движений.
Главная особенность этого метода - теоретические
доказательства обсуждаемого вопроса
(эффективности предлагаемого способа
решения двигательной задачи, предлагаемого
учебного задания и др.). В процессе объяснения
обеспечивается глубокое понимание обучаемыми
изучаемого учебного материала, осуществляется
побуждение их к активной мыслительной
деятельности, а также привлечение учащихся
к рассуждениям, вопросам.[1]
Глава 3. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ
Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного про ведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно законченной частью, очередным и самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть связано с аналогичными предшествующими и последующими звеньями и должно вносить определенный вклад в решение задач физического воспитания. Это становится возможным лишь при проведении их в соответствии с системой задач и тщательной организацией по содержанию и форме.
Построение занятий не может быть однозначным, одинаково пригодным на все случаи педагогической практики. В зависимости от возраста, пола, физического состояния, личных интересов, внешних условий изменяются частные задачи и содержание педагогического процесса, в связи чем построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы. К настоящему времени сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы:
1. Урочные.
11. Неурочные.
Несмотря на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обусловливается подчиненность их по роения общим закономерностям и педагогическим требованиям.
Уроки спортивной тренировки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.
Предметное содержание, а отчасти и построение тренировок в различных областях и видах спортивной специализации характеризуются специфическими особенностями.[5]
Тренировка.
В процессе тренировки игрок учится преодолевать высокие игровые нагрузки, максимально используя при этом все свои силы. Одна из важнейших задач тренера состоит в подведении игроков к активному участию в тренировочном процессе. Именно здесь соревнование -лучший учитель. Игра состоит из свободных движений. Любая ситуация требует свободного, творческого поведения, соответствующего игровой обстановке. Здесь никто не поможет, ни в одной книге нет всего обилия вариантов игровой обстановки и их решения. Игрок сам отвечает за свои действия в той или иной ситуации, в условиях тех или иных действий партнеров и соперников; перед игроком стоит одна задача - обеспечить своей команде владение мячом, без чего нельзя добиться победы.
С развитием футбола повышаются требования к самостоятельности спортсмена, чтобы каждый игрок вносил как можно больший вклад в действия команды. Возрастает темп игры, а это приводит к постоянной смене позиций и задач, необходимости все время бороться за инициативу в игре. Требования к спортсменам становятся все более комплексными.
Все эти факты должны учитываться и на тренировках.
От
игроков требуется большая
Такая целеустановка в тренировочном процессе требует от тренера большой личной отдачи, он становится партнером каждого игрока. Каждый игрок должен чувствовать, что тренер занимается лично с ним, что тренер понимает все его возможности. Никто из спортсменов не должен затеряться в группе или оказаться вне поля зрения тренера, любой игрок, должен осознавать значение собственной формы для успеха всей команды. Это сознание повышает у спортсменов чувство ответственности и способствует их стремлению добиваться лучших результатов.
Все это укрепляет доверие между тренером и игроками.
Никто не должен чувствовать себя обойденным и забытым только из-за того, что тренер особое внимание уделяет «звезде». Обсуждение заданий на игру и поведения на поле с каждым игроком повышает моральный настрой всех игроков, равно как, и авторитет тренера. Таким образом, тренировку следует рассматривать не только как, физическую игроков к состязанию; она вместе с тем направлена на улучшение психической формы спортсмена (силы воли, целеустремленности, понимания смысла любого маневра на поле, уверенности в себе, и, наконец, радости от собственного успеха).
Поскольку и в тренировочном процессе действует закон экономного расходования, продуманного распределения и напряжения сил cпopтсменов с максимальной отдачей, то от тренера требуется знание основ методики, биологии и психологии, чтобы иметь возможность оказывать каждому игроку индивидуальную помощь в достижении им такой формы, которая обеспечивает наивысший успех в состязании. Тренировка не должна быть в тягость и не должна восприниматься как наказание за проигранный матч; не следует расточать угрозы на случай возможного проигрыша. Такие моменты искажают сам смысл тренировочного процесса, у спортсмена появляется чувство подневольности в своих действиях, и как следствие игра ухудшается и нарушается доверие между ним и тренером.
Тренировочная нагрузка в целом измеряется нагрузками, за единицу времени. Она определяется:
1)Формой.
2)Целью.
3)Нагрузками
в состязаниях,
4)
Индивидуальными
Создание на тренировке условий, приближенных к условиям игры, имеет, кстати, и то преимущество, что в этом случае обеспечиваются строго индивидуальные нагрузки. У игроков старшего возраста нагрузки должны быть более частыми, чем у молодежи, но менее интенсивными и с более продолжительными перерывами между сериями нагрузок.
Однако зрелая игра приходит только после достаточно частого участия в состязаниях со всеми присущими им элементами, которых нет в тренировочном процессе, такими, как соперничество, стремление к победе, влияние зрителей и т. п.
Техника, в сущности, сводится к умению распорядиться мячом в сложной ситуации и не потерять его при проходе к воротам противника. Нет ни одного другого вида спорта, где техника движений была бы столь многообразной, как, в футболе. Чем упорнее защита, тем более умелой должна быть игра с мячом. Причем столь важный игровой компонент, как, техника, должен вырабатываться в стрессовых ситуациях, приближенных к игре. Игрок обязан научиться владеть мячом в самых различных условиях действий партнеров и соперников. Практически невозможно добиться концентрации внимания игрока на одном лишь мяче. Способ и момент передачи, другие действия с мячом всегда единомоментны и определяются обстановкой на поле. И здесь следует отдать должное бразильцам. Основой их мощи является не система, более чем простая и продиктованная жарким южным климатом, а индивидуальное техническое превосходство игроков в борьбе за мяч на узком участке поля, в обстановке скученности игроков. При исполнении технических приемов они частенько отходят от рекомендаций школьных учебников. Основы бразильской: техники закладываются в детстве, в состязаниях на «диких» площадках. Освоенные приемы являются ориентиры для их методики. Наша методика призвана компенсировать отсутствие «дикого» футбола. Поэтому освоить технику владения мячом можно в игре, а не заучиванием стереотипных и далеких от игры шаблонов.[7]
Тактика в любом соревновании суть планомерное использование всех индивидуальных сил и средств ради победы над соперником. Это достигается за счет индивидуальной, групповой и командной тактики, действий на поле отдельных спортсменов или групп, а также взаимосвязи всех звеньев команды для наибольшей эффективности в нападении и в защите. Правильная тактика не ограничивается выполнение игроками их основных функций как, защитников или нападающих; в зависимости от обстановки нападающим приходится участвовать в обороне собственных ворот, а защитникам атаковать ворота соперника. Подобные требования современного футбола заставляют игроков действовать на поле за границами своего таланта и склонностей. Любому игроку вне зависимости его амплуа необходимо знание основ как в нападении, так и защиты. Сознательная доведенная до совершерства тактика игры складывается лишь в процессе самостоятельного решения спортсменов игровых ситуаций.
Информация о работе Методы, средство и формы физической подготовки футболистов