Методы, средство и формы физической подготовки футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Постоянное стремление к овладению мастерством, каждодневное его совершенствование - в этом смысл спорта. Каждый вид спорта требует этого по-своему. Выбор того или иного вида в значительной степени зависит от особенностей организма; занятия любимым видом спорта доставляют радость, ибо они наиболее отвечают возможностям спортсмена. Успех приносит радость, а это чувство, в свою очередь, стимулирует активность и стремление к совершенствованию мастерства. Футбол предъявляет самые различные требования к мастерству игроков. Это связано с различием их функций в команде и специфическими задачами, которые приходится решать в игре тому или иному игроку.

Работа содержит 1 файл

злщл.doc

— 612.00 Кб (Скачать)

   В деятельности тренера по спорту, используется и термин «методический прием).

   Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ  понимают способы  реализации того или  иного метода в  конкретной педагогической ситуации.

   Прием - это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

   Конечно, многие из этих методов реализуют  одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако, несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классификации к той или иной группе методов формирования физической культуры личности.  

   МЕТОДИЧЕСКИЙ  ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

   МЕТОДИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ - это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

   Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор  определяется:

   1. Закономерностями формирования  двигательных навыков и развития физических способностей и вытекающими из них методическими принципами.

   2. Поставленными целями и задачами  обучения, воспитания и развития личности занимающихся.

   Характером  содержания учебного материала, применяемых  средств.

   Возможностями занимающихся - их возрастом, состоянием здоровья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физическим и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.

   5. Возможностями самих преподавателей - их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, способностями в применении определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами.

   6. Временем, которым располагает преподаватель.  Например, беседа требует больше  времени, чем описание.

   7. Этапами обучения двигательным  действиям, фазами развития физической работоспособности (повышение уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление).

   8. Структурой отдельных занятий  и их частей, периодов, циклов тренировки.

   Их  определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.

   Первую  группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

   Рассказ - это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.

   Беседа - представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может про водиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п., он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых совместным, коллективным.

   Описание  - это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать.

   Объяснение  предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода - теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 3. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ             

   Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного про ведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно законченной частью, очередным и самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть связано с аналогичными предшествующими и последующими звеньями и должно вносить определенный вклад в решение задач физического воспитания. Это становится возможным лишь при проведении их в соответствии с системой задач и тщательной организацией по содержанию и форме.

   Построение  занятий не может быть однозначным, одинаково пригодным на все случаи педагогической практики. В зависимости от возраста, пола, физического состояния, личных интересов, внешних условий изменяются частные задачи и содержание педагогического процесса, в связи чем построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы. К настоящему времени сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы:

   1. Урочные.

   11. Неурочные.

   Несмотря  на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обусловливается подчиненность их по роения общим закономерностям и педагогическим требованиям.

   Уроки спортивной тренировки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

   Предметное  содержание, а отчасти и построение тренировок в различных областях и видах спортивной специализации характеризуются специфическими особенностями.[5]

   Тренировка.

   В процессе тренировки игрок учится преодолевать высокие игровые нагрузки, максимально используя при этом все свои силы. Одна из важнейших задач тренера состоит в подведении игроков к активному участию в тренировочном процессе. Именно здесь соревнование -лучший учитель. Игра состоит из свободных движений. Любая ситуация требует свободного, творческого поведения, соответствующего игровой обстановке. Здесь никто не поможет, ни в одной книге нет всего обилия вариантов игровой обстановки и их решения. Игрок сам отвечает за свои действия в той или иной ситуации, в условиях тех или иных действий партнеров и соперников; перед игроком стоит одна задача - обеспечить своей команде владение мячом, без чего нельзя добиться победы.

        С развитием футбола повышаются требования к самостоятельности спортсмена, чтобы каждый игрок вносил как можно больший вклад в действия команды. Возрастает темп игры, а это приводит к постоянной смене позиций и задач, необходимости все время бороться за инициативу в игре. Требования к спортсменам становятся все более комплексными.

   Все эти факты должны учитываться и на тренировках.

   От  игроков требуется большая активность, самостоятельность, более высокая ответственность за повышение результативности тренировок. Тренировка не муштра, а тренер не надсмотрщик. Тренер - режиссер, который умело способствует раскрытию индивидуальных склонностей и возможностей спортсменов.

   Такая целеустановка в тренировочном  процессе требует от тренера большой личной отдачи, он становится партнером каждого игрока. Каждый игрок должен чувствовать, что тренер занимается лично с ним, что тренер понимает все его возможности. Никто из спортсменов не должен затеряться в группе или оказаться вне поля зрения тренера, любой игрок, должен осознавать значение собственной формы для успеха всей команды. Это сознание повышает у спортсменов чувство ответственности и способствует их стремлению добиваться лучших результатов.

   Все это укрепляет доверие между  тренером и игроками.

   Никто не должен чувствовать себя обойденным и забытым только из-за того, что  тренер особое внимание уделяет «звезде». Обсуждение заданий на игру и поведения на поле с каждым игроком повышает моральный настрой всех игроков, равно как, и авторитет тренера. Таким образом, тренировку следует рассматривать не только как, физическую игроков к состязанию; она вместе с тем направлена на улучшение психической формы спортсмена (силы воли, целеустремленности, понимания смысла любого маневра на поле, уверенности в себе, и, наконец, радости от собственного успеха).

   Поскольку и в тренировочном процессе действует  закон экономного расходования, продуманного распределения и напряжения сил cпopтсменов с максимальной отдачей, то от тренера требуется знание основ методики, биологии и психологии, чтобы иметь возможность оказывать каждому игроку индивидуальную помощь в достижении им такой формы, которая обеспечивает наивысший успех в состязании. Тренировка не должна быть в тягость и не должна восприниматься как наказание за проигранный матч; не следует расточать угрозы на случай возможного проигрыша. Такие моменты искажают сам смысл тренировочного процесса, у спортсмена появляется чувство подневольности в своих действиях, и как следствие игра ухудшается и нарушается доверие между ним и тренером.

   Тренировочная нагрузка в целом измеряется нагрузками, за единицу времени. Она определяется:

   1)Формой.

   2)Целью. 

   3)Нагрузками  в состязаниях, предшествовавших  тренировке.

   4) Индивидуальными биологическими  особенностями игроков, их склонностями и возрастом.

   Создание  на тренировке условий, приближенных к  условиям игры, имеет, кстати, и то преимущество, что в этом случае обеспечиваются строго индивидуальные нагрузки. У игроков старшего возраста нагрузки должны быть более частыми, чем у молодежи, но менее интенсивными и с более продолжительными перерывами между сериями нагрузок.

   Однако  зрелая игра приходит только после достаточно частого участия в состязаниях со всеми присущими им элементами, которых нет в тренировочном процессе, такими, как соперничество, стремление к победе, влияние зрителей и т. п.

   Техника, в сущности, сводится к умению распорядиться мячом в сложной ситуации и не потерять его при проходе к воротам противника. Нет ни одного другого вида спорта, где техника движений была бы столь многообразной, как, в футболе. Чем упорнее защита, тем более умелой должна быть игра с мячом. Причем столь важный игровой компонент, как, техника, должен вырабатываться в стрессовых ситуациях, приближенных к игре. Игрок обязан научиться владеть мячом  в самых различных условиях действий партнеров и соперников. Практически невозможно добиться концентрации внимания игрока на одном лишь мяче. Способ и момент передачи, другие действия с мячом всегда единомоментны и определяются обстановкой на поле. И здесь следует отдать должное бразильцам. Основой их мощи является не система, более чем простая и продиктованная жарким южным климатом, а индивидуальное техническое превосходство игроков в борьбе за мяч на узком участке поля, в обстановке скученности игроков. При исполнении технических приемов они частенько отходят от рекомендаций школьных учебников. Основы бразильской: техники закладываются в детстве, в состязаниях на «диких» площадках. Освоенные  приемы являются ориентиры для их методики. Наша методика призвана компенсировать отсутствие «дикого» футбола. Поэтому освоить технику владения мячом можно в игре, а не заучиванием стереотипных и далеких от игры шаблонов.[7] 

   Тактика в любом соревновании суть планомерное  использование всех индивидуальных сил и средств ради победы над соперником. Это достигается за счет индивидуальной, групповой и командной тактики, действий на поле отдельных спортсменов или групп, а также взаимосвязи всех звеньев команды для наибольшей эффективности в нападении и в защите. Правильная тактика не ограничивается выполнение игроками их основных функций как, защитников или нападающих; в зависимости от обстановки нападающим приходится участвовать в обороне собственных ворот, а защитникам атаковать ворота соперника. Подобные требования современного футбола заставляют игроков действовать на поле за границами своего таланта и склонностей. Любому игроку вне зависимости его амплуа необходимо знание основ как в нападении, так и защиты. Сознательная доведенная до совершерства тактика игры складывается лишь в процессе самостоятельного решения спортсменов игровых ситуаций.

Информация о работе Методы, средство и формы физической подготовки футболистов