Методы физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 05:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить виды и назначение методов физической культуры, используемых при обучении и воспитании, и систематизировать накопленную информацию.
Задачи исследования:
1. Определить понятие метод, методический приём и их классификацию.
2. Выявить методические особенности и назначение методов слова
3. Выявить методические особенности и назначение методов наглядного восприятия
4. Выявить методические особенности и назначение методов физического воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие о методах обучения и их классификация……………………….......4
2. Методы использования слова………………………………………………….6
3. Методы наглядного восприятия……………………………….…….…….…11
3.1. Показ двигательного действия……………………………………………..12
3.2. Демонстрация наглядных пособий…………………………….….…….…14
3.3. Звуковая и световая сигнализации…………………………………………16
4. Методы физического воспитания……………………………………………17
4.1. Соревновательный метод…………………………………….…………..…17
4.2. Игровой метод…………………………………………………….………...18
4.3. Переменный метод………………………………………………………….20
4.4. Повторный метод………………………………………………………...….20
4.5. Интервальный метод……………………………………………………......21
4.6. Круговая тренировка………………………………………………….….....22
4.7. Целостный метод…………………………………………………….…...…23
4.8. Метод расчлененного упражнения………………………………….……..23
4.9. Равномерный метод…………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы…………………………………………………………..…..26

Работа содержит 1 файл

Копия Методы ФК.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

      Плакаты обязаны отражать те моменты в действии, которые трудно акцентировать на показе, тем более доходчиво объяснить. Поэтому изображение необходимо освобождать от деталей, которые могут отвлекать учеников от главного. Для проверки результатов наглядного восприятия полезны вопросы учителя и ответы учеников.

      Единых требований к технике демонстрации плакатов существовать не может. В зависимости от возникающих задач обучения развешивать плакаты можно перед очередным уроком для предварительного ознакомления с ними по ходу урока по мере необходимости концентрировать внимание на конкретной задаче.

       Рисунки мелом на доске, если учитель способен их выполнить достаточно эстетично, обладают некоторыми преимуществами перед

плакатами, хотя и не могут полностью заменить их. Во-первых, последовательно изображая отдельные элементы действия, а следовательно, поочерёдно сосредоточивая внимание учеников на этих элементах, можно создать более запоминающееся представление о последовательности фаз движений, об основе и деталях техники. Во-вторых, рисунок может быть очень простым, не загромождённым частностями, отвлекающими внимание ребёнка. В-третьих, рисунки на доске очень оперативный метод демонстрации. В-четвёртых, способность учителя рисовать – немаловажный фактор эмоционального и эстетического воздействия на учеников.

      Зарисовки, выполняемые учениками в виде контурных фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры действия,  образно продумать выполнение, найти свои ошибки.

      Предметные пособия обладают сравнительно ограниченными дидактическими возможностями, но могут оказать достаточно сильное эмоциональное воздействие, особенно на детей младшего школьного возраста (кукла на уроке – это всегда интересно!).

      Кинофильм при всех технических трудностях его демонстрации в ходе педагогического процесса обладает огромными дидактическими возможностями. С помощью кинофильма можно многократно демонстрировать исполнения действия на уровне высшего спортивного мастерства, причём в разных плоскостях, в общем плане и в крупном плане для акцентирования деталей. Большое значение для наглядного восприятия движений имеет так называемая рапидная съёмка – киносъёмка движений с повышенной частотой. Проекция полученной киноплёнки со скоростью меньшей, чем скорость съёмки даёт на экране замедленное движение, что позволяет рассмотреть его во всех деталях. 

3.3. Звуковая и световая сигнализации. 

      Звуковая и световая сигнализации  создают необходимые слуховые  и зрительные ориентиры для  начала и окончания действия (или  движения), создают определённый  темп и ритм движений, направление, амплитуду и  т. д. Простейшими способами подобной сигнализации являются удары метронома, отметки на грунте, колышки флажки, определяющие длину и направление разбега и метания и  т. д. Широкое распространение начинают получать электрозвуколидеры, электромишени, специальные устройства для срочной информации о выполняемом действии. (Б. М. Шиян, Б. А. Ашмарин)

4. Методы физического  воспитания.

 

      Под широким понятием «физическое воспитание» подразумевается взаимосвязанная деятельность педагогов и учеников при решении воспитательных, образовательных задач, и задач физического развития. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал.

4.1. Соревновательный метод 

      Главная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.

      Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно имеет значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

      Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. д.). Но она всегда присутствует при использовании соревновательного метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами соревнований, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.  (5) 

4.2. Игровой метод. 

      Игровая деятельность, как форма и метод обучения, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.

      Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей. Младшие школьники, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям.

      Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.

      Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Игра сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, а методом является комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости. В игровом методе можно выделить подражательно-игровой и классический игровой методы.

      Игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений.

Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Упражнения, выполняемые в игровой форме  – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия  на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения, поставленных перед занимающимися, задач. (5) 

4.3. Переменный метод. 

      Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движения, изменение техники. Одним из преимуществ этого метода является то, что снижается монотонность в работе. Данный метод применяется для развития общей и специальной выносливости, а также для развития скоростных возможностей. Варианты метода:

  • С ритмичным изменением интенсивности и длительности работы
  • С не ритмичным изменением интенсивности и длительности работы («фартлек»  –  игра скоростей)
  • С неритмичными колебаниями интенсивности в зависимости от определённых технико-тактических задач. (отработка тактики «рваного бега») (Курамшин Ю. Ф.)                           

 

4.4. Повторный метод. 

      Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений через такие интервалы времени, в течение которых, происходит полное восстановление работоспособности. Длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, кол-во повторений зависят от решаемых задач. Данный метод применяется для развития физических качеств и психической устойчивости. Используется как циклических, так и в ациклических упражнениях. Варианты метода:

  • Повторная тренировка на коротких, средних и длинных отрезках
  • Повторная работа с предельной (95% от максимальной) и не придельной (40-90% от максимальной) интенсивностью                 
 

4.5. Интервальный метод. 

      Интервальный метод характеризуется  многократным серийным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха между повторениями и между сериями повторений. Широко применяются в спорт практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. Варианты метода:

  • Интенсивный интервальный метод

Этот  метод отличается повышенной интенсивностью при нагрузке 60–75% от максимальной.

1. Упражнения каждой серии выполняются в высоком и максимально высоком темпе в течение 20–30 сек. Критерием нагрузки является число повторений упражнения за установленное время. Паузы, как правило, короче, чем при экстенсивной интервальной работе. В зависимости от величины нагрузки они составляют 10–60 сек. Отдых между кругами – до трех минут.

2. Каждое упражнение выполняется 10–15 раз без ограничения времени в плавном непрерывном темпе. Длительность пауз между сериями – от 30–90 сек. Повышение нагрузки достигается за счет постепенного сокращения времени выполнения упражнений или ускорения темпа их выполнения. Для развития общей выносливости лучше всего использовать метод длительной работы. Тренировка продолжается 40–45 минут в аэробном режиме, пульс – 150–160 уд./мин. Выполняется большой объем работы с использованием наибольшего количества упражнений.

  • Экстенсивный интервальный метод

Тренировка  протекает с индивидуальной дозировкой в 50–60% от максимального теста (МТ).

1. В активном тренировочном темпе за 15 секунд выполнить как можно большее количество повторений упражнения с нагрузкой в 50% МТ. Затем следует активная пауза в 30 сек., и упражнение повторяется вновь в течение 15 сек. и т.д. Серия может состоять из 3–5 подходов. Для перехода к выполнению следующего упражнения с таким же количеством серий, пауза уже 30–90 сек. в зависимости от интенсивности выполнения упражнения и физической подготовленности занимающегося. Паузы между кругами могут быть от трех до пяти минут.

Информация о работе Методы физической культуры