Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 05:25, курсовая работа
Цель исследования. Выявить виды и назначение методов физической культуры, используемых при обучении и воспитании, и систематизировать накопленную информацию.
Задачи исследования:
1. Определить понятие метод, методический приём и их классификацию.
2. Выявить методические особенности и назначение методов слова
3. Выявить методические особенности и назначение методов наглядного восприятия
4. Выявить методические особенности и назначение методов физического воспитания.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие о методах обучения и их классификация……………………….......4
2. Методы использования слова………………………………………………….6
3. Методы наглядного восприятия……………………………….…….…….…11
3.1. Показ двигательного действия……………………………………………..12
3.2. Демонстрация наглядных пособий…………………………….….…….…14
3.3. Звуковая и световая сигнализации…………………………………………16
4. Методы физического воспитания……………………………………………17
4.1. Соревновательный метод…………………………………….…………..…17
4.2. Игровой метод…………………………………………………….………...18
4.3. Переменный метод………………………………………………………….20
4.4. Повторный метод………………………………………………………...….20
4.5. Интервальный метод……………………………………………………......21
4.6. Круговая тренировка………………………………………………….….....22
4.7. Целостный метод…………………………………………………….…...…23
4.8. Метод расчлененного упражнения………………………………….……..23
4.9. Равномерный метод…………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы…………………………………………………………..…..26
воспитательных задач. Эмоциональность речи усиливает значение слов и помогает понять их смысл. Она показывает отношение учителя к предмету изучения, к самим ученикам, что, естественно, стимулирует их интерес, уверенность в своём успехе, желание преодолеть трудности и т. п.
Эмоциональность
достигается смысловым
Почти все разновидности
Рассказ – повествовательная форма изложения, чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельности учеников.
Описание – это способ создания у ребёнка представления о действии. При описании даётся перечень характерных признаков действия, говорится, что надо делать, но не указывается, почему так надо делать. Используется оно при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда ученики могут использовать свои знания и опыт.
Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения к действиям, так как призвано вскрыть основу техники, отвечать на главный вопрос: «Почему?»
Беседа помогает, с одной стороны, повысить активность, а с другой – помогает учителю узнать своих учеников, оценить проделанную работу. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Вторая разновидность более активна, но доступна только ученикам с высоким уровнем знаний и большим двигательным опытом.
Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только учитель, или двусторонним – в виде беседы с участием учеников. Вторая форма позволяет решать образовательные и воспитательные задачи более эффективно.
Задание предусматривает постановку задачи перед уроком или частных задач по ходу урока.
Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения. Это повысит уверенность учеников в возможности выполнения задачи. Через указания ученики получают точную ориентацию в способах её решения, в приёмах исправления ошибки, но без обоснования.
Оценка является результатом анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса, а поэтому имеют несколько разновидностей.
1. Оценка путём сравнения со стандартной техникой выполнения применяется, как правило, на начальных этапах обучения, когда возможности учеников ограничены способностью подражать образцу. По мере накопления опыта и знаний отклонения от заданного образца могут быть
индивидуальными проявлениями, а не ошибками (особенно если результативность упражнения прогрессирует).
2. Оценка путём сравнения с техникой исполнения другого ученика является своеобразной конкурсной оценкой. Она призвана стимулировать интерес ученика к упражнению, к систематическим занятиям, но часто не может служить показателем качества исполнения.
3. Оценка путём определения результативности действия обладает, как правило, наибольшей дидактической ценностью. Она заставляет ученика сопоставлять технику своего выполнения с достигнутым результатом и искать способы её индивидуализации. Однако подобная оценка пригодна лишь для хорошо подготовленного ученика, умеющего критически оценивать свои действия и понимающего роль техники исполнения в эффективности физического воспитания.
Категории оценки выражаются
в различного рода замечаниях
учителя, отражающих его
Подобные односложные
Команда – специфический и наиболее распространённый метод использования слова в физическом воспитании. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или к изменению темпа движений. Применяются строевые команды, принятые в армии, и специальные – в виде судейских реплик, стартовых команд и т. п. При работе с детьми дошкольного возраста команда не применяется, а при работе с детьми младшего школьного возраста используется с ограничением.
Подсчёт позволяет задавать
3. Методы наглядного восприятия.
Методы данной группы
Методы наглядного восприятия
являются главными (но не единственными)
в реализации принципа
Наибольшую трудность и
Наглядность у незрячих и
Наглядность и глухих и
Принцип наглядности при
Результативность методов во многом определяется соответствием их возрасту обучающегося. Особенно большое значение эти методы имеют при работе с детьми. У них сильно развиты способность к подражанию, стремление к следованию живым примерам, причём неодинаково в разных возрастах. Например, в младшем возрасте особенно сильно развито
чувственное восприятие.
Использование методов
этапе совершенствования их используют для исправления появившихся ошибок.
При всех перечисленных
3.1. Показ двигательного
действия.
Прямая наглядность
1. Показать надо всё упражнение или его части. В любом случае показ должен служить точным образцом того, что должен воспроизвести ученик. Здесь не подходит чрезмерно хороший вариант выполнения. Например, прыжок в высоту любым способом рекомендуется показать на зачётной для учеников высоте.
2. Следует широко использовать имитационный показ, содействующий лучшему восприятию сложных упражнений. Имитацию можно осуществлять различными способами.
3. Не следует показывать упражнение вообще. При каждом показе необходимо акцентировать внимание учеников на определённых частях упражнения.
4. Каждое упражнение имеет наиболее выгодные зоны обзора. Об одних упражнениях создаётся наилучшее представление при наблюдении спереди, о других – сверху. Этим надо пользоваться при первой демонстрации для создания общего представления об изучаемом упражнении. В дальнейшем двигательное действие следует наблюдать в различных ракурсах. Например, при создании представления о прыжке в длину или метании мячика следует наблюдать сбоку, находясь приблизительно в 10 – 15 мерах от места
отталкивания или броска. Это позволяет держать в поле зрения всё упражнение от начала до конца. В дальнейшем это упражнение занимающиеся будут наблюдать сзади для определения качества разбега, у места приземления для восприятия движений в полёте и т. д.
5. Показ упражнений следует комментировать, сопровождать вопросами, способными активизировать восприятие.
Эти требования относятся
и к показу изучаемых
6. Можно специально прибегнуть к демонстрации ошибок. Но это доступно лишь тогда, когда педагог уверен, что он точно скопирует ошибку ученика. Если такой уверенности нет, то прибегать к этому приёму не рекомендуется, так как в противном случае можно ещё больше усугубить положение, дезинформировать ученика.
К прямой наглядности относят
и образное описание
3.2.Демонстрация
наглядных пособий.
Демонстрация наглядных
Подчиняясь требованиям,
Демонстрация каждого вида