Методика занятия со студентами, имеющие отклонения по состоянию здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:14, реферат

Описание работы

В работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, особое значение придается врачебно-педагогическому контролю, который осуществляется на уроках физической культуры.

Содержание

Введение
Преамбула: Понятие «Метод занятия» и его виды
Глава I. Физические занятия с детьми.
Три группы функциональной подготовки
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам
Система реабилитации
Формы физической культуры
Способность к восприятию физических нагрузок
Тесты для оценки функционального состояния
Глава II. Специальные медицинские группы.
Заболевания сердечно - сосудистой системы
Заболевания органов дыхания
Функциональные нарушения осанки и сколиозы
Заболевания органов пищеварения
Болезни почек и мочевых путей
Эндокринные и обменные заболевания
Болезни суставов
Миопия (близорукость)
Заключение

Работа содержит 1 файл

Методология.docx

— 290.42 Кб (Скачать)
    1. Заболевания органов пищеварения

     Наиболее  часто встречаются гиперацидный гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститы и дискинезии желчных путей, колиты (чаще у женщин). Kроме того, нередки опущения желудка. Характер влияния тренировок на пищеварение  различен: слабые (небольшие, умеренные) нагрузки стимулируют, сильные (интенсивные, длительные) угнетают функцию желудочно-кишечного  тракта (двигательную, секреторную  и всасывательную). Kроме того, физические упражнения оказывают положительное  воздействие на регенеративные процессы в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом улучшается микроциркуляция  в тканях слизистой, в мышцах, увеличивается  объем циркулирующей крови (ОЦK).

     Восстановление  условно-рефлекторной деятельности желудочно-кишечного  тракта начинается через час после  приема пищи и достигает максимума  лишь через 3—3,5 часа после еды. Чувство  сытости сопровождается снижением  возбудимости скелетной мускулатуры. Таким образом, выполнение физических упражнений вскоре после еды нарушает естественные процессы пищеварения. Несоблюдение этих правил ведет к ухудшению  функциональных и регенеративных процессов  в желудочно-кишечном тракте.

     Занятия проводятся в период ремиссии. В  занятие включают ходьбу, бег (их сочетание), дыхательные и общеразвивающие  упражнения, подвижные игры (или  элементы спортивных игр), плавание, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и  др. В первое время следует щадить брюшной пресс, избегать упражнений на тренажерах. Лучше включать общеразвивающие  упражнения в положении сидя, с  выполнением дыхательных упражнений («дыхание животом»).

     При повышенной раздражительности и  нарушении сна — занятия целесообразно  проводить в сопровождении музыки (или цветомузыки). В домашних условиях, после выполнения УГГ показан  душ или обтирание прохладной водой.

 

    1. Болезни почек и мочевых  путей

     Наиболее  часто встречаются следующие  заболевания: гидронефроз, гломерулонефрит, пиелит, пиелонефрит, почечнокаменная  болезнь, цистит, опущение почки и  др.

     Занятия физкультурой проводятся в период ремиссии. В занятие включают дозированную ходьбу, бег, подвижные игры (или  элементы спортивных игр), лыжные прогулки, общеразвивающие и дыхательные  упражнения, занятия на тренажерах. В летнее время — езда на велосипеде (при мочекаменной болезни предварительно выпить 0,5—0,75 л жидкости), ходьба по пересеченной местности. При опущении почки исключают прыжки, подскоки и подобные упражнения, выполняется  специальный комплекс общеразвивающих  упражнений и плавание.

     Следует избегать переохлаждения (плавание в  осенне-зимний период в бассейне, прием  холодного душа или обливание  холодной водой), которое может спровоцировать обострение болезней.

 

    1. Эндокринные и обменные заболевания

     K наиболее распространенным заболеваниям  желез внутренней секреции и  обмена веществ относятся сахарный  диабет, ожирение, подагра и др. Заболевания  связаны с нарушением обмена  веществ (углеводного, жирового, белкового), неправильным питанием, интоксикацией организма, гиподинамией. Мышечная деятельность оказывает  регулирующее влияние на обменные  процессы.

     Лечебное  действие физических упражнений при  нарушении обмена веществ обусловлено  их мощным трофическом влиянием. Систематические  тренировки способствуют нормализации (восстановлению) моторно-висцеральных рефлексов, оказывающих регулирующее влияние на обмен веществ и  железы внутренней секреции.

     В зависимости от заболевания в  занятие включают ходьбу и бег (сочетание  бега, ходьбы и дыхательных упражнений), общеразвивающие, дыхательные упражнения, занятия на тренажерах, подвижные  игры и др. В летнее время включают езду на велосипеде, плавание, игры, зимой  — лыжные прогулки, игру на снегу  в футбол (для больных ожирением).

     Выбор физических упражнений, их объем и  интенсивность зависят от клинического течения заболевания, сопутствующих  болезней и погоды, условий занятия  и других факторов. При ожирении нагрузки зависят от степени ожирения (I—IV ст.), возраста, пола и сопутствующих  заболеваний (гипертоническая болезнь, диабет и др.). Для больных сахарным диабетом опасны переутомления, перегрузки. Больший эффект наблюдается при  применении циклических видов (бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание, прогулки на лыжах, гребля и др.). В  осенне-зимний период следует избегать проведения занятий плаванием в  бассейне из-за опасности переохлаждения и обострения заболевания, а при  ожирении, наоборот, включают плавание, гидрокинезотерапию, сочетание ходьбы и бега, тренировки на тренажерах, сауну, диету и др.

 

    1. Болезни суставов

     По  данным ВОЗ, каждый пятый житель планеты  имеет нарушение функции суставов или предъявляет жалобы на боли в  них. Из многочисленных заболеваний  суставов наиболее распространены воспалительные заболевания (артриты) и дегенеративные (артрозы).

     K первой группе заболеваний относятся:  артриты инфекционные, артрит ревматоидный  и др. Kо второй — деформирующий  остеоартроз, периартриты и др.

     Артриты — системное заболевание соединительной ткани, проявляющееся главным образом  хроническим прогрессирующим воспалением  суставов, ограничением движений в  суставе (суставах), атрофией мышц и  др. При прогрессировании заболевания  ограничение движений нарастает, боли в суставе возникают не только при нагрузке, но и в покое.

     Роль  тренировок в период ремиссии особенно велика. Под влиянием физических упражнений активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного  аппарата, нормализуется обмен веществ, улучшается подвижность в суставе, увеличивается сила мышц, исчезает боль.

     Активные  движения следует выполнять в  облегченных условиях (в положении  лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др.). Выполнение упражнений не должно сопровождаться болевыми ощущениями.

     При инфекционных артритах в занятие  включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и  дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями  и пр.) в положении лежа и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также  плавание в осенне-зимний период из-за опасности обострения заболевания.

     При артрозах показаны занятия на тренажерах, гидрокинезотерапия, плавание. Kроме того, в занятие включают подвижные  игры (или элементы спортивных игр), ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде, греблю и др.

     При проведении самостоятельных занятий  включают УГГ, езду на велосипеде (велотренажере), ходьбу на лыжах и закаливающие процедуры.

    1. Миопия (близорукость)

     В настоящее время близоруких среди  студентов 30—40% от числа учащихся. У  девушек этот показатель выше, по нашему мнению, из-за меньшей двигательной активности. В технических вузах  близоруких больше, чем, например, в  физкультурных.

     В зависимости от степени близорукости, не показаны упражнения на поднятие тяжестей (штанги, гири и пр.), прыжковые упражнения, прыжки в воду (или на лыжах с  трамплина) при миопии более минус  пять. А если у студента, кроме  того, гипертония, то занятия физкультурой ограничены в еще большей степени. В этом случае показаны ходьба, медленный  бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание в бассейне, езда на велосипеде.

     Занятия физкультурой в специальных медицинских  группах целесообразно проводить  в течение всего периода обучения студента в вузе. Летом желательно санаторно-курортное лечение в  той климатической зоне, которая  более всего ему показана.

     Необходимы  и теоретические занятия, на которых  преподаватель рассказывает о роли физической культуры, закаливания в  поддержании здоровья студентов, о  рациональном питании, о самоконтроле, о самостоятельных занятиях (УГГ, лыжные прогулки, езда на велосипеде, катание  на коньках, дозированная ходьба и бег  и др.).

     Важным  является врачебно-педагогический контроль за эффективностью занятий физкультурой и закаливанием, который осуществляет врач и преподаватель физкультуры (по определенным тестам см. раздел «Оценка  функционального состояния организма».

 

Заключение

     Занятия АФК дают возможность ребенку  освоить физические упражнения, которые  помогают ему превозмочь болезнь.

     Преодоление собственной слабости формирует  волю, характер; преображает личность: исчезают скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных  задач АФВ для учащихся СМГ  является залогом успеха в процессе их адаптации к условиям школы, дальнейшей жизни.

     Знание  учителем индивидуальных особенностей ребенка, анамнеза болезни, резервных  возможностей организма в сочетании  с тактом, доброжелательностью и  заинтересованностью может способствовать реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья. Эти дети, более чем кто-либо, нуждаются  в моральной поддержке и руководстве  со стороны старших. Главное требование к учебным занятиям - это разнообразие методических приемов и интересное содержание с учетом специфики медицинских  групп, т.е. с учетом особенностей заболеваний  или сочетанных хронических болезней.

     Организация занятий АФК обучающихся и  воспитанников, отнесенных по состоянию  здоровья к разным медицинским группам, основывается на врачебно-педагогическом контроле, что способствует предупреждению прогрессирования болезни и коррекции  отклонений в состоянии здоровья детей и тем самым - включению  в социальную жизнь общества более  здорового подрастающего поколения. 
 
 
 

Информация о работе Методика занятия со студентами, имеющие отклонения по состоянию здоровья