Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:14, реферат
В работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, особое значение придается врачебно-педагогическому контролю, который осуществляется на уроках физической культуры.
Введение
Преамбула: Понятие «Метод занятия» и его виды
Глава I. Физические занятия с детьми.
Три группы функциональной подготовки
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам
Система реабилитации
Формы физической культуры
Способность к восприятию физических нагрузок
Тесты для оценки функционального состояния
Глава II. Специальные медицинские группы.
Заболевания сердечно - сосудистой системы
Заболевания органов дыхания
Функциональные нарушения осанки и сколиозы
Заболевания органов пищеварения
Болезни почек и мочевых путей
Эндокринные и обменные заболевания
Болезни суставов
Миопия (близорукость)
Заключение
Тест со ступеньками наиболее физиологически обоснован. Обычно используется стандартная двойная ступенька.
Для
определения субмаксимального нагрузочного
уровня при тесте со ступеньками
используются показатели (см. табл. Субмаксимальные
нагрузки при степ-тесте). Указано
число подъемов на двойную ступеньку
за минуту на протяжении 4 мин, соответствующее
75% максимального потребления
K
специальным функциональным
Стандартные комплексы лечебной гимнастики со строго регламентированной физической нагрузкой, выполняемые больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (острый инфаркт миокарда, недостаточность кровообращения и другие).
Спирографические
и пневмотахометрические тесты
для функционального
Ортостатическая и клиностатическая пробы для исследования вегетативной нервной системы.
Тесты
для определения нарушений
Средства
физической культуры, применяемые в
специальных медицинских
В зависимости от функционального состояния, тренированности и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем — средней. Kонтроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляют по пульсу, частоте дыхания, самочувствию, цвету кожных покровов, потливости и др.
Занятие
состоит из трех частей: вводной, основной
и заключительной. Содержание и продолжительность
зависят от характера заболевания,
его течения и частоты
Физиологическая кривая урока должна представлять собой линию, поднимающуюся в основной части урока (волнообразно) и заметно снижающуюся к концу урока. Незначительный подъем, почти горизонтальная линия в основной части урока свидетельствует о недостаточной нагрузке и т.д.
Занятия
проводятся по расписанию, согласно программе
для вузовских специальных
Занятия
в специальной медицинской
Это особенно важно при проведении занятий на лыжах, коньках. Студентам надо чаще напоминать о правильном (носовом) дыхании.
Преподаватель
физкультуры должен иметь специальную
подготовку, знание основ патологии
и влияния физических нагрузок на
больной организм. Он обязан соблюдать
указания врача, поставившего диагноз
и рекомендуемые средства физической
культуры, дозировку, частоту и продолжительность
занятий, а также учитывать
Определение
двигательной (моторной) плотности
урока физкультуры
Проверка величины нагрузок и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий и построения физиологической кривой урока. Для этого подсчитывают пульс за 15 с до начала занятий, в начале занятия и в конце каждой его части (вводной, основной, заключительной). На основании полученных данных чертят физиологическую кривую урока, по вертикали — реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
При проведении занятий со студентами важен постоянный врачебный контроль. Студенты должны вести дневник самоконтроля, а преподаватель по пульсу, частоте дыхания и субъективным показателям контролировать их самочувствие и переносимость физических нагрузок (см. табл. Внешние признаки утомления; Дневник самоконтроля; Дневник самоконтроля в процессе закаливания).
Внешние признаки утомления (переутомления)
Признаки | Проявления |
Окраска кожи | Покраснение или побледнение |
Потливость | Резкая, чрезмерная, общая |
Kоординация движений | Нарушается в ходьбе, беге, при выполнении гимнастических упражнений и пр |
Внимание | Отсутствие интереса, рассеянность, трудность восприятия (объяснения преподавателя) команд, показа упражнений и др. |
Дыхание | Учащенное, аритмичное, одышка, дыхание ртом и др. |
Самочувствие | Плохое, нежелание заниматься и др. |
Глава II. Специальные медицинские группы.
У студентов, занимающихся в специальных медицинских группах, выделяют четыре типа реакции сердечно-сосудистой системы:
1. Гипертонический
тип реакции, для которого
2. Гипотонический
(астенический) тип реакции характеризуется
незначительным повышением АД
и значительным увеличением
3. Ступенчатый
тип реакции — подъем АД, снижение
АД (ниже, чем на второй или
третьей минутах
4. Дистонический
тип реакции характеризуется
существенным (значительным) повышением
пульса и повышением
В дальнейшем данные физического тестирования используют при обосновании нагрузок в курсе ЛФK, в специальных медицинских группах, выборе программы физической тренировки и определении оптимального тренировочного пульса у занимающихся (тренирующихся) больных.
При проведении нагрузочных тестов для занимающихся ЛФK и в специальных группах можно использовать степэргометрию. Этот вид нагрузки позволяет измерять проделанную работу и менять ее интенсивность, а также вовлекать в работу крупные мышечные группы, что необходимо для интенсификации транспортирования кислорода.
Для
студентов с заболеваниями
В процессе занятий необходим контроль за пульсом, дыханием, цветом кожи и общим состоянием студента. Очень важны утренняя гимнастика и закаливание. В осенне-весенний период — витаминизация (особенно показан прием витаминов С и Е). Если есть возможность, рекомендуется проводить УФО.
Занятия необходимо проводить групповым методом на свежем воздухе, в зимнее время (если ветреная погода и холодно) — занятия в помещении, следует проветривать зал, сделать влажную уборку, и если есть возможность, провести кварцевание помещения.
В занятие включают ходьбу, дозированный бег, игры, различные эстафеты, упражнения с набивными мячами, гимнастическими палками, в зимнее время (при безветрии и слабом морозе) — лыжные прогулки, катание на коньках и др. В холодную, ветреную погоду не следует проводить занятия на улице, особенно страдающим бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале акцент делается на правильное ритмичное дыхание, а также на дыхание с акцентом на выдохе (бронхиальная астма, обструктивный бронхит и др.).
Функциональные нарушения осанки — это мышечный дисбаланс. Они связаны с функциональными изменениями ОДА (слабостью мышц, связок и пр.) при гиподинамии (ограничении движений), неправильной рабочей позе и др. Нарушение осанки проявляется в уменьшении или увеличении физиологической кривизны позвоночного столба (см. рис. Признаки нормальной осанки).
Признаки нормальной осанки
Признаки
нормальной осанки (а); определение
искривления позвоночника (б). Виды
сколиоза: 1 — правосторонний; 2 —
левосторонний; 3 — S-образный.
Для предупреждения дефектов осанки и ее нормализации необходимы ежедневные занятия физкультурой (УГГ, упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа, полулежа, плавание, специальные упражнения у гимнастической стенки и др.). Исключаются упражнения с гантелями в исходном положении стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Большое место должны занимать плавание и гидрокинезотерапия. При регулярных занятиях (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки.
Сколиоз
— прогрессирующее заболевание
позвоночника, характеризуется его
искривлением. Деформация позвоночника
ведет к многочисленным нарушениям
деятельности внутренних органов. Одна
из важных задач физкультуры —
приостановление
В зависимости от степени сколиоза применяют тот или иной комплекс физических упражнений: ходьба, ходьба в приседе, общеразвивающие и дыхательные упражнения. Упражнения с гантелями, набивными мячами выполняются в положении лежа. Гидрокинезотерапия, плавание (способом брасс), упражнения с гимнастической палкой, упражнения на растяжение, на гимнастической стенке и другие успешно тренируют мышцы. В занятие включают также упражнения на координацию, равновесие и ряд общеразвивающих упражнений для мышц спины, живота, ягодиц и др. Регулярные занятия физкультурой дают возможность остановить прогрессирование болезни, ликвидировать мышечную асимметрию и т.п.
Информация о работе Методика занятия со студентами, имеющие отклонения по состоянию здоровья