Методика занятия со студентами, имеющие отклонения по состоянию здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:14, реферат

Описание работы

В работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, особое значение придается врачебно-педагогическому контролю, который осуществляется на уроках физической культуры.

Содержание

Введение
Преамбула: Понятие «Метод занятия» и его виды
Глава I. Физические занятия с детьми.
Три группы функциональной подготовки
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам
Система реабилитации
Формы физической культуры
Способность к восприятию физических нагрузок
Тесты для оценки функционального состояния
Глава II. Специальные медицинские группы.
Заболевания сердечно - сосудистой системы
Заболевания органов дыхания
Функциональные нарушения осанки и сколиозы
Заболевания органов пищеварения
Болезни почек и мочевых путей
Эндокринные и обменные заболевания
Болезни суставов
Миопия (близорукость)
Заключение

Работа содержит 1 файл

Методология.docx

— 290.42 Кб (Скачать)
 

   Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

   Абсолютные  противопоказания: недостаточность  кровообращения II—III степени; острый инфаркт  миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт трансмуральный; аневризма  аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная недостаточность; тахикардия покоя, экстрасистолия и  другие нарушения ритма; стеноз аорты  и почечной артерии; миопия (близорукость) более 7 диоптрий.

   Относительные противопоказания: суправентрикулярные  нарушения ритма сердца; миопия (близорукость) более -5; системная или легочная гипертензия; умеренно выраженный стеноз аорты; неконтролируемые заболевания  обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и др.); выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; токсикоз беременных; гипертония II—III степени, ретинопатия III степени; пороки сердца, с выраженным цианозом; резко  выраженная анемия; значительное выраженное ожирение (III ст.), протекающее с одышкой; почечная и печеночная недостаточность; заболевания ОДА, ограничивающие двигательную активность; заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.).

   Уроки физкультуры в специальных медицинских  группах проводятся при следующих  заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов  дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевыводящих  путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические  болезни; хирургические болезни; травматология  и ортопедия; глазные болезни  и ЛОР-органов; кожные болезни.

 

    1. Система реабилитации
 

   Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия  ЛФK, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

   Подготовка  должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и  эндокринной систем — упражнения в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом), лыжные прогулки, катание  на коньках и др.

   При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного  аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функции ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать  чрезмерных нагрузок (особенно в положении  стоя, подъеме тяжестей, выполнения упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем  позвоночник режиме, лежа, и с  включением в конце занятий упражнений на растягивание и релаксацию.

   Занятия в специальных медицинских группах  проводятся по программе физического  воспитания для высших учебных заведений. В ней имеется раздел «Учебный материал для специального отделения», в котором указаны задачи физического  воспитания студентов специальных  медицинских групп, средства физического  воспитания и примерные зачетные требования.

   Программа специальных медицинских групп  ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости  от заболевания включаются циклические  виды спорта (лыжные прогулки, бег в  сочетании с ходьбой, плавание, катание  на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной  системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработка правильной осанки. Исключаются  упражнения с гантелями, тяжестями  в положении стоя.

   Неотъемлемой  частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением  о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (Утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего это ежегодные  углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог  и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования) всех студентов, флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭKГ), клинический  анализ крови, мочи и тестирование. Kроме того, ежегодно (поквартально, или  по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов. С  теми, кто болел в последнее  время, проводится тестирование и решается вопрос о времени возобновления  ими физкультурных занятий.

 

    1. Формы физической культуры
 

   Существует  много форм физической культуры, которые  используются для нормализации функционального  состояния и осанки студентов, а  также для профилактики заболеваний.

   Утренняя  гигиеническая гимнастика (УГГ) —  одно из средств физической культуры. Она развивает силу, гибкость, координацию  движений, улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнения выполняются под  музыку. УГГ лучше выполнять утром  в сочетании с закаливанием (см. рис. Примерный комплекс гантельной гимнастики), но не очень рано, особенно больным с заболеванием сердечно-сосудистой системы.

Примерный комплекс гантельной гимнастики

 
 
 
 

     Подвижные и спортивные игры являются хорошим  средством физического развития, нормализации психоэмоционального  состояния, совершенствования координации  движений. Включая игры в урок физкультуры, можно значительно повысить нагрузки за счет эмоционального фактора, а если их проводить на берегу реки, озера, моря, то эффективность возрастает еще и за счет закаливающего и эмоционального факторов.

     Ходьба  и бег имеют огромное значение в нормализации обменных процессов, функционального состояния кардиореспираторной  системы. 

     Ходьба  как физическое упражнение — ценное средство для улучшения деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной  систем. Если ее регулярно совершать  по пересеченной местности (вдоль берега моря, реки, озера, в парке и пр.), то имеет место тренирующий эффект и профилактика (превентивный эффект) заболеваний. Положительные эмоции при этом благоприятно влияют на ЦНС  больного. Во время ходьбы дыхание  должно быть ритмичным, глубоким, не следует  задерживать дыхание и разговаривать  во время ходьбы. Дышать надо через  нос, особенно зимой. Ходьба должна быть продолжительной (до появления испарины на лбу), но не утомительной.

     Бег — физическое упражнение с большой  нагрузкой. Он развивает выносливость, особенно полезен для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить  днем или вечером, а во время урока  — в основной и заключительной частях.

     Применение  ходьбы, бега и их чередование дадут  эффект только в том случае, если занятия будут проводится 3—4 раза в неделю (по 35—45 мин) и при ежедневных самостоятельных занятый (УГГ, прогулки, дозированная ходьба, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках  и др.). Процентное соотношение ходьбы и бега в первые две-три недели занятий — 3:1. Постепенно, по мере адаптации  к физическим нагрузкам время  ходьбы в тренировочном цикле  сокращается и увеличивается  время бега. Потом включаются ходьба и дыхательные упражнения. И только затем постепенно увеличивается  темп и ритм бега при частоте сердечных  сокращений не больше 130—145 уд/мин. Сочетание  ходьбы и бега дает тренирующий и  профилактический эффект для больных  сердечно-сосудистыми заболеваниями  и заболеваниями легких, эндокринной  системы.

     Велосипедный  спорт способствует усилению обмена веществ, тренировке кардиореспираторной  системы и др. Велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нарушении  обмена веществ, а также при последствиях травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах.

     Kатание  на коньках рекомендуется при  многих заболеваниях сердечно-сосудистой  системы, легких, обмена веществ,  неврозах и др. для нормализации  обменных процессов, улучшения  функционального состояния и  тренировку сердечно-сосудистой  системы. Kроме того, катание на  открытом воздухе обладает еще  и закаливающим эффектом. Дышать  следует через нос, одежда должно  соответствовать погоде, не стеснять  движений.

     Плавание  — отличное тренирующее и закаливающее средство. Если плавание сочетать с  прогулками (воздушные, солнечные ванны), играми, то оздоравливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает  деятельность кардиореспираторной  системы и обмен веществ, а  при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к уменьшению (исчезновению) болей и улучшению подвижности  в суставах. Осторожность следует  проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период из-за опасности переохлаждения и обострения заболеваний или  возникновения простуды.

     Особенно  важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для студентов, имеющих  отклонения в состоянии здоровья, так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также  ведут к усилению закаливания  и предупреждают простудные заболевания.

     Пагубно сказывается на студентах специальных  медицинских групп гиподинамия (малоподвижность). Она замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы метаболизма. Только систематические (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) занятия физкультурой могут  служить фактором профилактическим, нормализовать функциональное состояние  пациента, способствовать его выздоровлению  или вызывать длительную ремиссию.

     Во  время мышечной работы увеличивается  циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что  в состоянии покоя от 25 до 40% крови  находится в так называемом депо (печень, селезенка, кожа и др.), около 50% капилляров не функционируют, снижена  вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови  из депо поступает в общий поток  и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ.

 

    1. Способность к восприятию физических нагрузок
 

     Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного  применения физическая культура оказывает  положительное влияние на организм.

     Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и др.

     Способность к восприятию физических нагрузок у  студентов специальных медицинских  групп различна.

     Преподавателю физкультуры следует помнить, что  у больных способности к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены. И если физические нагрузки не будут адекватны возможностям человека, то могут возникнуть серьезные  осложнения, физкультура вместо пользы принесет вред. Не следует включать в занятия сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые  студенту трудно освоить и выполнить  из-за сниженной физической работоспособности  и состояния здоровья.

     Регулярные (систематические) физические нагрузки способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардиореспираторной, эндокринной  и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма.

Информация о работе Методика занятия со студентами, имеющие отклонения по состоянию здоровья