Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:14, реферат
В работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, особое значение придается врачебно-педагогическому контролю, который осуществляется на уроках физической культуры.
Введение
Преамбула: Понятие «Метод занятия» и его виды
Глава I. Физические занятия с детьми.
Три группы функциональной подготовки
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам
Система реабилитации
Формы физической культуры
Способность к восприятию физических нагрузок
Тесты для оценки функционального состояния
Глава II. Специальные медицинские группы.
Заболевания сердечно - сосудистой системы
Заболевания органов дыхания
Функциональные нарушения осанки и сколиозы
Заболевания органов пищеварения
Болезни почек и мочевых путей
Эндокринные и обменные заболевания
Болезни суставов
Миопия (близорукость)
Заключение
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.
Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения II—III степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт трансмуральный; аневризма аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная недостаточность; тахикардия покоя, экстрасистолия и другие нарушения ритма; стеноз аорты и почечной артерии; миопия (близорукость) более 7 диоптрий.
Относительные
противопоказания: суправентрикулярные
нарушения ритма сердца; миопия (близорукость)
более -5; системная или легочная
гипертензия; умеренно выраженный стеноз
аорты; неконтролируемые заболевания
обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз,
микседема и др.); выраженный стеноз
трехстворчатого клапана
Уроки
физкультуры в специальных
Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФK, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.
Подготовка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем — упражнения в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом), лыжные прогулки, катание на коньках и др.
При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функции ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнения упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем позвоночник режиме, лежа, и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и релаксацию.
Занятия
в специальных медицинских
Программа специальных медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой, плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработка правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.
Неотъемлемой
частью физического воспитания является
врачебный контроль, который проводится
в соответствии с «Положением
о врачебном контроле за физическим
воспитанием населения» (Утверждено
приказом Минздрава СССР № 986 от 1977
г.). Прежде всего это ежегодные
углубленные медицинские
Существует много форм физической культуры, которые используются для нормализации функционального состояния и осанки студентов, а также для профилактики заболеваний.
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) — одно из средств физической культуры. Она развивает силу, гибкость, координацию движений, улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнения выполняются под музыку. УГГ лучше выполнять утром в сочетании с закаливанием (см. рис. Примерный комплекс гантельной гимнастики), но не очень рано, особенно больным с заболеванием сердечно-сосудистой системы.
Примерный комплекс гантельной гимнастики
Подвижные
и спортивные игры являются хорошим
средством физического
Ходьба
и бег имеют огромное значение
в нормализации обменных процессов,
функционального состояния
Ходьба
как физическое упражнение — ценное
средство для улучшения деятельности
ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной
систем. Если ее регулярно совершать
по пересеченной местности (вдоль берега
моря, реки, озера, в парке и пр.),
то имеет место тренирующий эффект
и профилактика (превентивный эффект)
заболеваний. Положительные эмоции
при этом благоприятно влияют на ЦНС
больного. Во время ходьбы дыхание
должно быть ритмичным, глубоким, не следует
задерживать дыхание и
Бег
— физическое упражнение с большой
нагрузкой. Он развивает выносливость,
особенно полезен для профилактики
заболеваний сердечно-
Применение
ходьбы, бега и их чередование дадут
эффект только в том случае, если
занятия будут проводится 3—4 раза
в неделю (по 35—45 мин) и при ежедневных
самостоятельных занятый (УГГ, прогулки,
дозированная ходьба, прогулки на лыжах,
езда на велосипеде, катание на коньках
и др.). Процентное соотношение ходьбы
и бега в первые две-три недели
занятий — 3:1. Постепенно, по мере адаптации
к физическим нагрузкам время
ходьбы в тренировочном цикле
сокращается и увеличивается
время бега. Потом включаются ходьба
и дыхательные упражнения. И только
затем постепенно увеличивается
темп и ритм бега при частоте сердечных
сокращений не больше 130—145 уд/мин. Сочетание
ходьбы и бега дает тренирующий и
профилактический эффект для больных
сердечно-сосудистыми
Велосипедный спорт способствует усилению обмена веществ, тренировке кардиореспираторной системы и др. Велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нарушении обмена веществ, а также при последствиях травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах.
Kатание
на коньках рекомендуется при
многих заболеваниях сердечно-
Плавание — отличное тренирующее и закаливающее средство. Если плавание сочетать с прогулками (воздушные, солнечные ванны), играми, то оздоравливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к уменьшению (исчезновению) болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период из-за опасности переохлаждения и обострения заболеваний или возникновения простуды.
Особенно
важно сочетание физических нагрузок
с закаливанием для студентов, имеющих
отклонения в состоянии здоровья,
так как такие занятия повышают
общую тренированность
Пагубно
сказывается на студентах специальных
медицинских групп гиподинамия (малоподвижность).
Она замедляет процесс
Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что в состоянии покоя от 25 до 40% крови находится в так называемом депо (печень, селезенка, кожа и др.), около 50% капилляров не функционируют, снижена вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови из депо поступает в общий поток и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 44% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ.
Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм.
Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и др.
Способность
к восприятию физических нагрузок у
студентов специальных
Преподавателю
физкультуры следует помнить, что
у больных способности к
Регулярные (систематические) физические нагрузки способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардиореспираторной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма.
Информация о работе Методика занятия со студентами, имеющие отклонения по состоянию здоровья