Методика воспитания осанки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:37, реферат

Описание работы

Воспитание осанки у детей - очень трудоемкий, кропотливый процесс, результаты которого сказываются не сразу. Осанка определяет будущее детей. Решающую роль в воспитании осанки играет физический труд, физическая культура и спорт.
Хорошее здоровье немыслимо без тренировки мышц, суставов, связок, то есть всего того, что называется опорно-двигательным аппаратом человека. Хорошо развитая скелетная мускулатура обеспечивает ребенку равномерную волнообразность позвоночника, а физические упражнения помогут снять любого вида усталость.

Работа содержит 1 файл

Алексей 2 физ.doc

— 97.50 Кб (Скачать)


План

 

 

Введение

Воспитание осанки у  детей - очень трудоемкий, кропотливый  процесс, результаты которого сказываются  не сразу. Осанка определяет будущее  детей. Решающую роль в воспитании осанки играет физический труд, физическая культура и спорт.

Хорошее здоровье немыслимо  без тренировки мышц, суставов, связок, то есть всего того, что называется опорно-двигательным аппаратом человека. Хорошо развитая скелетная мускулатура  обеспечивает ребенку равномерную волнообразность позвоночника, а физические упражнения помогут снять любого вида усталость.

 

1. Общая характеристика осанки

 

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без  излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

Массовый характер нарушений  осанки и искривлений позвоночника – одна из наиболее злободневных проблем  современного общества. Е.В. Давиденко, Р.В. Чудной (2003) установлено, что к 11 классу как минимум 60 % учеников имеют искривление осанки и деформацию позвоночника. А по данным исследований начала ХХI века (Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И., 2005), более

75 % школьников имеют нарушения осанки. Наиболее часто встречающиеся дефекты осанки – асимметрия и сутулость. Нарушение осанки не является заболеванием, поэтому при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях оно не прогрессирует и обратимо. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Нарушение осанки становится одной из причин многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата. Заболевания, связанные с искривлением позвоночника, значительно снижают уровень работоспособности уже начиная с юношеского возраста. Типично «детские» болезни позвоночника – юношеский кифоз и сколиоз – считаются системными (то есть

общими) заболеваниями, которые  часто сопровождаются нарушениями  обмена веществ. Но в очень многих случаях эти болезни можно если не предупредить, то хотя бы не дать им прогрессировать.

Поэтому борьбу с дефектами  осанки следует рассматривать как  дело общего оздоровления организма.

Доминирующую роль в  формировании правильной осанки играет воспитание и систематическое воздействие физических упражнений.

В предлагаемом учебно-методическом пособии рассмотрена проблема осанки, систематизированы и научно обоснованы средства и методы ее оценки и коррекции, в популярной, краткой и доступной  форме представ-

лены современные знания, которые необходимы для формирования здорового образа жизни, и показана главенствующая роль физической культуры в поддержании здоровья.

2. Методика воспитания осанки

 

Правильная осанка человека определяется воображаемой вертикальной линией. Она проходит через вершину черепа и пересекает линии, соединяющие уши, плечевые, бедренные, коленные суставы и лодыжки.

Подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. В этом положении спина сохраняет свои естественные мягкие изгибы, а тело поддерживается суставами бедер и ног, стоящих слегка врозь с напряжением в пятках. Все это можно выразить одним словом: «Выпрямись!».

Чтобы определить свою осанку, встаньте в купальном костюме перед большим зеркалом и критически осмотрите себя со всех сторон — спереди, сбоку, сзади, используя для этого дополнительное ручное зеркало.

Проанализируйте дефекты  своей осанки.

Приступая к методике воспитания осанки, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры:

1) сиденье стула,

2) спинка стула,

3) пол или подножка.

Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого  следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении  он должен равняться прямому.

Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз - стол высок, ниже - стол низок.

При использовании мебели, которая по размерам ниже ростовых показателей учащихся, под столы  и стулья подбиваются деревянные бруски.

Контроль за соответствием  мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раз за учебный год.

Вместе с тем следует  признать, что изложенные рекомендации вынужденно приспособлены к низкой шкале возможных материальных затрат, к которой на практике прибегает  большинство современных школ. По санитарным же нормам и правилам, каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано пятью размерами школьной мебели (на рост учащихся от 115 см до более 175 см), причем с учетом потребности в каждом ростовом размере.

Второе, чему нужно внимание в профилактике нарушений осанки - это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдения правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стола на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого нужно показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудиной и краем стола.

Особое внимание необходимо обратить и на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.

Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток.

Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы обучающихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей, при этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока. Главное достоинство стоячей позы состоит в том, что она обеспечивается преимущественно работой мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе. И еще одно достоинство работы в стоячей позе. Оно состоит в том, что в положении стоя происходит раздражение большого числа рефлексогенных зон стопы и, как следствие этого, стимуляция физиологических систем организма. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки.

Идея работы учащихся за кафедрами  и надстольными тумбами принадлежит педагогам-новаторам Н.Н. Дубинину, В.И. Агаркову, что дает полное право относить эти технологии к валеологическим.

Изучение влияния различных  способов письма на рабочую позу учащихся показало, что при обучении прямому  письму (вертикальное начертание букв относительно горизонтального края тетради) частота правильной рабочей позы на уроках у первоклассников составляла в сентябре 33%, в ноябре - 60%, в январе - 53% в марте-51%.

При обучении же наклонному письму правильную рабочую позу в эти же месяцы наблюдений удерживали на уроках всего 16-27% школьников.

Среди школьно средовых факторов, воздействующих на формирование опорно-двигательного  аппарата школьников заслуживает внимания ежедневная переноска в портфелях  и ранцах учебных комплектов для  занятий. Работа многих школ по экспериментальным программам с их дополнительными методическими пособиями, введение в школы, начиная с младших классов, новых дисциплин с соответствующими учебниками, произвольное изменение отдельными учителями расписания уроков в начальной школе - все это вынуждает младших школьников ежедневно носить в школу весь арсенал учебных материалов, что превращает их ранцы в рюкзаки запасливых туристов. А между тем известно, что переноска больших тяжестей также способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и в первую очередь - плоскостопия (опущение продольного и/или поперечного свода стопы).

Даже для более старших школьников (начиная с 14 лет) санитарными правилами  и законодательством о труде  нормируется переноска тяжестей. К сожалению, гигиенисты не проводили таких исследований применительно к интересам здоровья младших школьников. Поэтому учителю предстоит самостоятельно провести подобное исследование: взвесить ранцы младших школьников, поинтересоваться соответствием их весового содержания задачам учебного дня, найти аргументы для обсуждения этого вопроса на педсовете и с родителями.

Немалую роль в профилактике нарушений  опорно-двигательного аппарата у  школьников может сыграть их валеологическое  воспитание, т.е. научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки. Можно посоветовать следующее:

1. Ходить нужно так, как ходят  манекенщицы, приводя в движение  мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов.

2. При сидении не следует класть  ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т.д. и т.п.

3. Спать нужно на жестком,  плоском, но достаточно эластичном  матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать свои собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна.

Усвоение указанных поз формирует  у школьников, по определению медиков, стереотип правильной осанки, т.е. свободное  соблюдение ее основных характеристик  без всяких усилий со стороны внутренних контролирующих механизмов.

При этом в формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Известные зарубежные специалисты П.С. Брэгг и Р. Нордемар предлагают начинать формирование мышечно-суставного чувства правильной осанки с такого упражнения:

встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить;

затылок, плечи, икры и пятки заставить  касаться стены;

прижаться к стене так, чтобы  расстояние между стеной и поясницей  было не больше толщины пальца;

подобрать живот, вытянуть немного  шею вверх и приподнять слегка плечи;

проанализировать "чувства" всех частей тела, особенно мускулов спины  и живота. Другими словами, спрограммировать свой позвоночный "компьютер" на положении нормальной осанки.

Выполнять это упражнение они рекомендуют  как можно чаще в течение дня.

Как только ребенок сможет удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без  утомления, ему разрешается идти вперед, сохраняя ту же осанку.

Отечественные ортопеды среди комплекса методов лечения  дефектов осанки и искривлений позвоночника также большое место отводят развитию у детей мышечно-суставного чувства правильной осанки.

Выработка у школьников указанного чувства хорошо вписывается  в систему популярных в профилактике многих заболеваний аутотренингов, построенных на возможности саморегулировать состояние разных физиологических функций и процессов.

И последнее, о чем  следует помнить при профилактике заболеваний опорно-двигательного  аппарата у школьников. Это вопросы  индивидуальной и массовой спортивно-оздоровительной  работы с учащимися в условиях образовательного учреждения.

Самым действенным средством  профилактики и устранения недостатков  в осанке служат физические упражнения.

Комплексы художественной корригирующей гимнастики составляются в зависимости от особенностей возрастного  развития детей.

Важно учитывать, что  у детей 6-10 лет слабо развиты  мышцы и связки, особенно мышцы  спины и живота. Позвоночник у  них гибкий, податливый к привычным  изменениям положения туловища, плечевого  пояса и ног.

Информация о работе Методика воспитания осанки