Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 18:06, реферат
Основная форма тренировочных занятий для всех студентов-спортсменов - индивидуальный или групповой учебно-тренировочный урок.
В каждом современном высшем учебном заведении, вне зависимости от его профиля, уделяется большое внимание физическому развитию и совершенствованию будущего специалиста.
1. Введение…………………………………………………….……………....3
2. Общая структура занятий……………………………….….…...…………4
3. Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия…6
4. Методика построения урока……………………………………………..7
5. Основные формы самостоятельных занятий……………………………..8
6. Заключение……………..…………………………………………………..9
7. Литература ………………………………………………………..………..9
Содержание
Основная
форма тренировочных занятий
для всех студентов-спортсменов - индивидуальный
или групповой учебно-
В каждом современном высшем учебном заведении, вне зависимости от его профиля, уделяется большое внимание физическому развитию и совершенствованию будущего специалиста.
В последнее время наблюдается смещение акцента от общей физической подготовки студента к профильным занятиям выбранным видам спорта.
Помимо этого используются дополнительные занятия: ежедневная утренняя тренировка, обычно с небольшой нагрузкой ("зарядка"), занятия в виде кроссового бега, ходьбы на лыжах, спортивных игр, плавания. Одной из форм занятий являются спортивные соревнования.
Учебно-тренировочное
занятие в отличие от занятий
общей физической подготовкой и
профессионально-прикладной физической
подготовкой используется в работе
с занимающимися избранным
Учебно-тренировочные
занятия подразумевают
Тренерско-
В
каждом конкретном случае они имеют
специфическую методику проведения,
изложенную в курсах теории и методики
отдельных видов спорта. Такие
занятия требуют совместного творчества
тренера и спортсмена, особого внимания
к дозировке нагрузок, профилактике травматизма.
Основные правила проведения учебно-тренировочных
занятий включают постепенное увеличение
тренировочной нагрузки, выполнение основной
работы и в заключение - снижение нагрузки.
При этом физиологическая кривая нагрузки
имеет постепенный подъем, затем остается
некоторое время на высшем уровне и потом
довольно круто снижается. Такая кривая
обязательна для любого учебно-тренировочного
занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.
Общая
структура занятий физическими
упражнениями в основном определяется
типичными изменениями
Представленная
выше динамика работоспособности в
течение одного занятия отражает
эволюционно сложившийся
Учитывая эти закономерности, принято выделять вводную, подготовительную, основную и заключительную части занятия.
Это дает возможность, во-первых, обеспечить в каждом конкретном случае оптимальные условия для врабатываемости, основной работы и ее завершения, во-вторых, позволяет управлять работоспособностью, учиться возможно дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро врабатываться и рационально заканчивать работу.
Необходимость овладения этим умением при проведении учебно-тренировочных и других занятий обязательна.
Задача вводной части - организация занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания урока, перестроение для выполнения физических упражнений, упражнения на внимание.
Задачи подготовительной части - общее разогревание организма занимающихся и их подготовка к предстоящей работе (нагрузке): предварительная "проработка" мускулатуры, повышение подвижности в суставах, улучшение координации движений, ознакомление с элементами спортивной техники. При проведении занятий с малотренированными студентами (новичками) в подготовительную часть обычно включаются общеразвивающие упражнения, а с более тренированными - еще и специальные упражнения. Подготовительная часть занимает больше времени - 30 мин в подготовительном периоде тренировки, меньше в соревновательном - примерно 15 мин.
Для более подготовленных студентов-спортсменов вместо вводной и подготовительной частей занятия проводят разминку - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Установлено, что студенты-спортсмены, пренебрегающие разминкой, достигают повышенной работоспособности лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. Физиологически это объясняется тем, что организм человека и его отдельные системы обладают известной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Чем большую силу мышц, быстроту движений, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его органов и систем. Как показывает опыт, для повышения общей работоспособности, усиления вегетативных функций, разогревания организма наиболее эффективна достаточно продолжительная, умеренной мощности работа - бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание и тому подобное, включающая в действие по возможности весь организм спортсмена. Считают, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как начинается потоотделение. В практике спорта "разогревающая" работа обычно продолжается до тех пор, пока "капли пота не заблестят на лбу". Однако часто это разогревание недостаточно для повышения работоспособности тех групп мышц, к которым в предстоящем занятии предъявляются повышенные требования. В соответствии со спецификой вида спорта подбирают несколько разогревающих упражнений (6-8), выполняемых по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны с теми, которые спортсмен будет делать на учебно-тренировочном занятии. Начинать надо с разогревания тех мышц, которые меньше всего участвуют в данном тренировочном занятии, в "проработке" мускулатуры следует идти от меньших мышечных групп к большим.
Далее выполняются упражнения, улучшающие подвижность в суставах, принимающих участие в движениях, которые будут выполняться в основной части занятия. Эти упражнения состоят из постепенно увеличивающихся по амплитуде движений, растягивающих мышцы, в особенности антагонисты мышц, активно участвующих в предстоящих движениях спортсмена. Разработка многих мышечных групп, улучшение их эластичности - важнейшее условие предупреждения травм.
"Настройка"
на предстоящую деятельность
осуществляется путем
Необходимо внимательно подходить к выбору упражнений для разминки. При их неудачном выборе эффект от разминки может быть незначительным и даже отрицательным. В разминку не следует включать упражнения, требующие больших усилий. Ни в коем случае нельзя заменять в разминке плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой. Задача разминки - возможно выше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.
Главная задача основной части занятия - повысить у занимающихся всестороннюю физическую и специальную подготовленность посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Содержание основной части изменяется в весьма широких пределах в зависимости от подготовленности занимающихся, периода тренировки, специализации, возраста, пола и других причин. Физические упражнения основной части располагаются в определенной последовательности и в зависимости от преимущественной направленности упражнений. Целесообразна такая последовательность: 1) упражнения преимущественно для обучения технике или тактике и совершенствование в ней; 2) упражнения, направленные на развитие быстроты; 3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы; 4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.
Подготовленные
спортсмены, совершенствуясь в технике,
очень часто увязывают это
с одновременным развитием
Заключительная
часть обязательна в любых
учебно-тренировочных занятиях. С
ее помощью решается очень важная
задача - постепенное снижение нагрузки,
приведение организма в состояние, близкое
к норме. Резкий переход от тренировочной
работы к покою, как правило, вызывает
чувство неудовлетворенности от занятий,
ухудшает самочувствие, может привести
к нарушению кровообращения. Если нагрузка
снижается постепенно, обеспечивая плавный
переход к состоянию покоя, отрицательных
явлений не возникает. Лучшее средство
для заключительной части - работа в спокойном,
равномерном темпе (например, бег). Полезны
упражнения на расслабление с более редким
и глубоким дыханием.
Продолжительность урока (занятия) обычно составляет 90 мин. Как правило, распределение этого времени в групповом занятии, состоящем из трех частей, следующее:
разминка - 15-20 мин;
основная часть - 65-70 мин;
заключительная часть - 5-7 мин.
При проведении занятий следует выполнять ряд общих требований:
1.
Обучение и воспитание
2. Следует избегать методических шаблонов. Необходимость в разнообразии содержания и методики уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме и психике занимающихся, изменчивостью внешних условий.
3.
Надо постепенно вовлекать
4.
Воздействие урока должно быть
всесторонним - оздоровительным,
5.
Перед уроком следует ставить
конкретные задачи, которые можно
решить именно на данном
Основное место в первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается легко дозируемыми, не требующими длительного времени на подготовку упражнениями. К ним относятся ходьба, подскоки, общеразвивающие упражнения, простейшие танцевальные шаги, игры и другие движения, хорошо знакомые занимающимся из предыдущих занятий. При выполнении комплексов общеразвивающих упражнений, руководствуясь принципом постепенности, обычно придерживаются такой последовательности: потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.
Обычно
наиболее сложные задачи, связанные
с овладением новым материалом, движениями
большой координационной
Информация о работе Методика физического воспитания студентов