Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:37, реферат
Воспитание осанки у детей - очень трудоемкий, кропотливый процесс, результаты которого сказываются не сразу. Осанка определяет будущее детей. Решающую роль в воспитании осанки играет физический труд, физическая культура и спорт.
Хорошее здоровье немыслимо без тренировки мышц, суставов, связок, то есть всего того, что называется опорно-двигательным аппаратом человека. Хорошо развитая скелетная мускулатура обеспечивает ребенку равномерную волнообразность позвоночника, а физические упражнения помогут снять любого вида усталость.
В этом возрасте далеко не завершено развитие нервной системы и процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Внимание детей неустойчиво, у них недостаточно развита воля.
Школьники 1-3-го классов очень подвижны, но вместе с тем нетерпеливы. Они быстро утомляются при однообразной относительно длительной работе. Естественную потребность детей в движениях надо направлять в правильное русло, воспитывать у них привычку ежедневно делать зарядку и заниматься физическими упражнениями.
Дети 6-10 лет предрасположены к плоскостопию, поэтому в каждый комплекс для них следует включать специальные упражнения, направленные на профилактику и исправление плоскостопия.
Известно, что у девочек очень рано появляется интерес к танцевальным движениям. Услышав музыку или пение, они непроизвольно пружинят ножками, кружатся, стараясь подчинить свои движения характеру музыки. Этой стремление не покидает их всю жизнь. При составлении комплексов для занятий дома учтена эта естественная потребность. Желание выполнять красивые танцевальные движения повышает интерес к занятиям. Девочки начинают заниматься физическими упражнениями с увлечением.
Сознательное отношение к выполняемым движениям и систематическое их усвоение способствуют быстрому овладению новыми упражнениями, развитию координационных способностей, силы, выносливости, укреплению сердечно-сосудистой и других систем организма.
В 11-14-летнем, так называемом переходном, возрасте происходит бурное развитие всего организма: увеличивается рост, возрастает сила мышц, повышается интенсивность работы сердца.
Укрепляя организм школьников и гармонически развивая их мышечную систему, надо наряду с этим формировать у них правильную осанку. Важно помнить, что неправильные привычные позы тела очень опасны: они закрепляются и приводят к нарушениям осанки.
У школьниц среднего возраста происходят и психологические изменения: значительно расширяется кругозор, меняются интересы, стремления. Желание скорее быть взрослыми или хотя бы похожими на них приводит к подражанию мамам, папам, учителям, спортсменам и др.
В комплексы корригирующей гимнастики для детей среднего школьного возраста необходимо включать динамические упражнения, такие, как ходьба, бег, прыжки, а также элементы и связки танцевальных движений. В этом возрасте большое внимание уделяется воспитанию координационных способностей школьников.
Плавание - один из немногих видов спорта, гармонически развивающих все группы мышц, доступно человеку с раннего детства и до глубокой старости. Упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют мышцы рук, ног, туловища. Квалифицированные пловцы - это высокие, пропорционально сложенные люди с хорошей осанкой и мягкими движениями. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению тела, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание служит прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим различные нарушения в осанке.
Плавание - один из важнейших этапов комплексного лечения. Во время плавания снимается нагрузка на позвоночник, устраняется ассиметричная работа межпозвонковых мышц, создаются условия для нормального роста позвонков.
Самовытяжение позвоночника при скольжении усиливает эффект разгрузки зон роста. Плавание способствует также закаливанию организма.
Методика занятий лечебным
плаванием предусматривает
В зале «сухого плавания»: для коррекции осанки: ходьба «слоники»- на четырёх конечностях - на руках и ногах; пройти круг, затем подняться и потянуться двумя руками к «солнышку». Для коррекции плоской спины: сидя, упор сзади: согнуть ноги в коленях, коснуться носиком коленок. Для коррекции круглой и кругло-вогнутой спины: лёжа на животе. Приподнять плечи и голову, сделать хлопок над головой, опустить голову - хлопок за спиной. Для коррекции сколиоза:
-лёжа на животе, ноги разведены врозь. Делать движения, имитирующие плавание брасом, голову и плечи поднять повыше.
Выполнить упражнение
«жабка», имитирующие прыжки
Стоя лицом и спиной к бортику, руками держаться за края бортика. Движения ногами - «фонтанчик» над водой.
Лёжа на груди и на спине, в вытянутых руках - доска. Ноги двигаются как при плавании кролем (разгрузка и вытяжение позвоночника, коррекция осанки). На занятиях по лечебному плаванию необходим индивидуальный подход со строгой дифференцировкой нагрузок (темп, характер упражнений, последовательность, длительность) в соответствии с диагнозом и функциональным состоянием организма ребёнка. Инструктор по плаванию должен быть подготовлен как методист лечебной физкультуры.
Сегодня разработаны фитнес-программы, которые можно выполнять где угодно, они не требуют снарядов и спецснаряжения, популярна фито и гидротерапия. В таблице 1 приведены основные принципы сохранения правильной осанки, способы её коррекции и методы лечения.
Таблица1- Методы коррекции неправильной осанки.
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
-не держать ребенка во время
прогулки за одну руку |
|
|
-постель должна быть |
|
|
-правильно устроенные парты,
компьютерные столы, верстаки, применение
пюпитров. |
|
|
|
|
| |
|
|
-способствует приведению |
|
|
оказывает стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяет добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Возможны занятия по избранной программе. |
|
|
-лечебная гимнастика, упражнения в воде, массаж, коррекция положением, элементы спорта (плавание стилем “БРАСС” после предварительного обучения. Элементы волейбола показаны детям с компенсированным течением сколиоза), ношение корсетов. |
|
|
|
|
|
-плавание и купание летом
в морской воде |
6. |
Общеразвивающая гимнастика |
Направлена на равномерное развитие всех звеньев тела |
|
|
-используется в различных |
|
|
|
|
| |
|
|
-используется в |
|
|
-методика самооздоровления |
|
|
-доступна каждому, независимо
от возраста, веса , спортивной подготовки
и болезней.В основе методики-
физические упражнения при |
Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой многих болезней.
Чтобы достичь наилучших результатов, вам следует выполнять упражнение сбалансированного покоя по меньшей мере два раза в день. Вы можете делать это утром, сразу после пробуждения, или в конце дня, когда вы приходите с работы домой, или вечером перед сном. Процедура сбалансированного покоя особенно полезна, когда вы чувствуете, что слегка перетрудились или подверглись чрезмерному стрессу, а также до и после физических упражнений. Если вы будете практиковать ее более или менее регулярно, это поможет вам выработать идеально прямую, естественную и непринужденную осанку, которая является непременной предпосылкой гармонии и изящества во всем, что вы делаете.
1.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991. -543 с.
2.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть I. Введение в общую теорию физической культуры): Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений: М.: РГАФК. 2002. – 176 с.
3.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977.
4.Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования.– М.:ФГУП Издательство «Известия»УД П РФ, 2001 – 322 с.
5.Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для физкультурных вузов. – М.: «Физическая культура», 2005. – 544 с.