Методика проведения внешкольной работы по физическому воспитанию с учащимися младших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Внешкольные формы физического
воспитания 5
1.1 Методические особенности организации физического
воспитания в спортивных школ 6
1.2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста по месту жительства 8
1.3 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях 9
1.4 Опыт работы зарубежных стран 9
1.5 Физическое воспитание в семье 11
ГЛАВА 2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста 15
2.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста 15
2.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста 15
2.3 Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

основы современной методики воспитания скоростно-силовых.docx

— 75.61 Кб (Скачать)

       Основатель  научно обоснованной теории физического  воспитания П.Ф.Лесгафт одним из основных заданий физического воспитания считал формирование у детей умения с наименьшей затратой усилий и в  наименьший промежуток времени сознательно  выполнять наибольшую работу. Совокупность названных выше качеств и определяет уровень «двигательной культуры» ребенка. Высокое развитие таких умений и качеств необходимо для обучения, для многих современных профессий, а также для бытовых действий и военного дела. Развитие умения эффективно осуществлять двигательные действия является важным компонентом всестороннего гармоничного развития личности.

       Развитие  двигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультурой развивать у учеников скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесно связан с формированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характером двигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки, метание, плавание и др.

       В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются  интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца  как орган ощущения созревает  раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются  наибольшие сдвиги в развитии координации  движений. Учитывая это, важно правильно  определить содержание и методы физического  воспитания, которые бы содействовали  развитию у детей двигательных качеств  в соответствии с их возрастными особенностями. [12. стр. 23-27]

       Формирование  интереса и привычки к занятиям физкультурой – необходимое условие успешного осуществления физического воспитания школьников.

       В младшем школьном возрасте активно  развиваются интересы и привычки. Каждому школьнику следует привить  желание заниматься физкультурой. Только в том случае, если ученики с  интересом относятся к урокам физкультуры, по собственной инициативе посещают занятие в группах или в спортивных секциях, дома выполняют упражнения и процедуры, направленные на закалку организма, можно достичь их всестороннего физического развития и укрепления здоровья. [13. стр. 13]

       Большое значение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет позиция  семьи в этом вопросе. Интерес  возникает и станет стойким, если родители привлекают детей дошкольного  и младшего школьного возраста к  занятиям физкультурой, создают для  этого необходимые условия.

       Воспитание  позитивных морально-волевых  качеств является одним из важных заданий, что осуществляется в процессе занятий физкультурой. А. С. Макаренко в своих «Лекциях о воспитании детей» писал: «Дисциплинированный гражданин может быть воспитан только всей суммой правильных влияний, среди которых самое выдающееся место должны занимать: широкое политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и даже такие вроде бы второстепенные вещи, как игра, развлечение, отдых». [13. стр. 18]

       Специфика влияния занятий физкультуры  на воспитание морально-волевых качеств  заключается в том, что ученики  для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизировать в нужный момент свои физические и духовные силы. В то же время на занятиях физкультурой преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и тому подобное. Следует стремиться достичь такого уровня сознания, чтобы в процессе занятий, соревнований между командами, классами ученик получал моральное удовольствие не только от своей ловкости, но и от того, что он сделал это в интересах коллектива, во имя коллектива. В процессе совместной практической деятельности дети приучаются к правильному поведению в соответствии с нормами морали. Правильно организованное выполнение упражнений группами, командные игры, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами коллектива.

       При выполнении физических упражнений ученикам часто приходится выявлять волевые  усилия, чтобы преодолевать неуверенность  и даже страх. В результате постоянной тренировки у учеников воспитываются  смелость, решительность, настойчивость. Вместе с волевыми качествами одновременно воспитываются моральные черты  личности, а моральное воспитание невозможно без проявления волевых усилий.

       Постоянное  выполнение физических упражнений приводит к выработке системы привычных  действий и эмоционально-психических  состояний. Когда ученик начинает изучать  какое-то упражнение, особенно сложное, он часто чувствует неуверенность, страх. В процессе освоения упражнения эти чувства проходят, вместо этого  появляется удовольствие от умения выполнять  усвоенные действия. Однако сама система  привычных действий и эмоционально-психических  состояний еще не обеспечивает морального развития личности. Для достижения этого у учеников формируют моральное сознание, которое определяет направленность их деятельности. Используя приобретенные знания и умения во время соревнований между командами, классами или школами, ученик переживает удовольствие не только от своих эффективных практических действий, но и от сделанного им в интересах коллектива. Такая организация дела ставит всех учеников в условия личной ответственности за успех коллектива. 

       2.3 Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста

       Программа по физической культуре для учеников начальных классов уделяет большое  внимание развитию двигательных качеств  школьников. В каждом ее разделе, посвященном  формированию и совершенствованию  двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных качеств. В работе по развитию двигательных качеств необходимо учитывать особенности  индивидуального и возрастного  развития ребенка. Если целенаправленное развитие двигательных качеств осуществляется в период ускоренного возрастного  развития, то педагогический эффект оказывается  значительно выше, чем в период замедленного роста. Поэтому целесообразно  осуществлять направленное развитие тех  или других двигательных качеств  у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается наиболее интенсивный  возрастной рост их. [1. стр. 78-79]

       Развитие  физических качеств осуществляется в процессе обучения детей двигательным действиям, в единстве с формированием  двигательных навыков. Для развития ловкости и координации движений необходимо использовать разные сочетания  элементарных движений рук и ног, постепенно усложняя их, танцевальные движения, ритмичную ходьбу, прыжки со скакалкой с дополнительными  движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большим  мячом — передачи, перекидывание  и тому подобное.

       У детей 7—8 лет быстро совершенствуется способность к разным точным движениям. Этому помогают метания в цель, упражнения с малым мячом —  удары о пол и броски о стенку со следующей ловлей, подбрасывание  и ловлю мяча с дополнительными движениями.

       Одним из проявлений ловкости является умение хранить равновесие в статическом  положении и во время движения. Основными упражнениями для формирования равновесия является ходьба по лавочке  и колоде разными способами, с  дополнительными заданиями, а также  гимнастические упражнения и игры. [1. стр. 81]

       Силу  развивают главным образом за счет динамических упражнений. Учителю  необходимо следить, чтобы нагрузки не были предельные, потому что максимальные напряжения связаны с большими энергозатратами, что может привести к общей задержке роста. Упражнения на силу не должны приводить к длительному применению силы, поскольку это повышает внутренне-грудное давление, что ведет к сдавливанию полых вен и утрудняет доступ крови к сердцу. В результате повышения внутрилегочного давления происходит сдавливание легочных капилляров, ухудшается легочное кровообращение, что может привести к анемии мозга и потере сознания. Поэтому для развития силы лучше применять игры, что требуют от детей кратковременных скоростно-силовых напряжений и умеренных нагрузок.

       Для развития статической выносливости целесообразно использовать упражнения с достаточно длительным удерживанием определенных поз: мешаные виси, упоры, упражнения на равновесие на одной  ноге. [7. стр. 65]

       Упражнениями, которые развивают выносливость динамического характера, являются многократные повторения сгибания и  разгибания рук в положении мешаных  висов и упоров, приседания.

       Для формирования выносливости применяют  упражнения, которые дают физическую нагрузку на организм ребенка, немного  больше той, которую он привык переносить. Постепенно его организм адаптируется к большему объему работы, приобретает  способность дольше выполнять то или другое движение (бег, серии прыжков) и быстро возобновлять силы после  физических нагрузок. Выносливость, прежде всего, развивается во время бега, прыжков, ходьбы на лыжах. Это так  называемая специальная выносливость, которая имеет свойство переходить на другие виды деятельности такого же характера, интенсивности и длительности. Так происходит повышение общей выносливости ребенка. [7. стр. 69]

       Наилучшее средство для формирования выносливости младших школьников — игры с короткими  повторениями действий и с непрерывным  движением, связанным со значительной затратой сил и энергии. Однако общее  количество повторных действий должно быть небольшое — их следует чередовать с короткими перерывами для отдыха.

       Основные  направления развития скорости: увеличение скорости одиночных простых движений и частоты движений в локомоторных, то есть связанных с перемещением всего тела в пространстве, действиях. Простые двигательные реакции —  это движения-ответы на известные  сигналы, которые появляются внезапно. В жизни они имеют большое  значение, например, во время действий в тяжелых условиях местности, при  управлении механизмами. Переход от уже произведенных двигательных реакций к новым достаточно быстрым: быстрая реакция в одних условиях стимулирует такую же реакцию и в других.

       Скорость  реакции ребенка в значительной мере зависит от типа его нервной  системы и является прирожденным качеством, но ее можно развить с  помощью определенных упражнений.

       Не  менее важны для детей младшего школьного возраста сложные двигательные реакции. Основные из них — реакция  на объект, что двигается и реакция выбора . Чтобы усовершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами предмет, что двигается, учитель использует подвижные игры с большим и малым мячами. Упражнения можно усложнять, увеличивая скорость полета, неожиданными бросками или сокращая дистанцию между игроками. Постепенно у детей производится умение предусматривать направление и скорость движения предмета, одновременно развиваются скорость и точность соответствующего движения. [6. стр. 110]

       Реакция выбора — это нахождение наилучшего (из нескольких возможных вариантов) ответа на действии «противника». Большинство  движений с целью тренировки реакции  выбора целесообразно включать в подвижные игры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Специфика воспитания младших школьников обусловлена  их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Одно из ведущих мест в системе средств физического  воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит  игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательных способностей.             

       Внешкольные формы физического воспитания детей  младшего школьного возраста включают в себя четыре направления:

       1) систематические учебно-тренировочные  занятия в детско-юношеских спортивных  школах, спортивных обществах, спортивных  секциях и кружках при Дворцах  творчества детей и молодежи;

       2) учебно-тренировочные занятия, массовые  физкультурно-оздоровительные мероприятия  в оздоровительных, спортивных  и туристских лагерях; 

       3) физкультурные занятия и спортивные  соревнования по месту жительства (ЖЭК, ДЭЗ), в спортивных клубах;

       4) физкультурно-спортивные мероприятия  в парках культуры и отдыха, на детских площадках, на лыжных  базах, лодочных станциях и  в других местах массового  отдыха.

            Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Ведь в комплексе воспитательных мероприятий каждый элемент должен четко выполнять свои функции. В другом случае система не сработает. Большинство родителей, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий физическими упражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот вид деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козленко Н.П., Вильчковский Е.С., Цвек С.Ф. Теория и методика физического воспитания. – К., 1984. – 220 с.

Информация о работе Методика проведения внешкольной работы по физическому воспитанию с учащимися младших классов