Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Внешкольные формы физического
воспитания 5
1.1 Методические особенности организации физического
воспитания в спортивных школ 6
1.2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста по месту жительства 8
1.3 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях 9
1.4 Опыт работы зарубежных стран 9
1.5 Физическое воспитание в семье 11
ГЛАВА 2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста 15
2.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста 15
2.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста 15
2.3 Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Физическое
воспитание в семье и занятия
физическими упражнениями по месту
жительства должны быть направлены на
обеспечение оптимальной
– утренняя гигиеническая гимнастика, преследующая преимущественно гигиенические задачи, связанные с ликвидацией застойных явлений после сна, активизацией работы сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма;
– закаливающие процедуры и самомассаж, применяемые после зарядки, прогулки или перед сном;
– физкультурные паузы, практикуемые во время выполнения домашних заданий через каждые 45–60 минут работы;
– активный отдых на открытом воздухе, подвижные игры и другие виды двигательной деятельности продолжительностью от 1,5 до 3 часов (прогулки, катание на велосипеде, на лыжах, бег трусцой, атлетическая гимнастика, спортивные игры и т.д.);
– пешие походы и экскурсии в выходные дни. [4. стр. 18-21]
Утренняя гигиеническая гимнастика – одна из самых действенных форм физического воспитания школьников. Правильно организованные ежедневные занятия утренней гимнастикой способствуют решению оздоровительных задач, благоприятствуют оптимальной активизации нервных процессов и, следовательно, создают хорошее настроение, обеспечивают готовность к учебному труду. Систематические занятия физическими упражнениями после сна стимулируют развитие мышц, особенно тех групп мышц, которые обеспечивают правильную осанку, развивают органы дыхания и кровообращения, улучшают обмен веществ. Прием воздушных ванн во время выполнения этих упражнений и проведение после них водных процедур закаляет организм. К тому же ежедневное выполнение утренней зарядки будет способствовать воспитанию организованности, дисциплинированности, пунктуальности, появятся интерес и привычка к занятиям физической культурой в по вседневной жизни.
Например, комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей младшего школьного возраста состоит в основном из общеразвивающих упражнений и выполняется в такой последовательности:
1) ходьба на месте или в
2) упражнения в потягивании;
3) повороты туловища, движения руками, наклоны туловища;
4) приседания, сочетание движений ног и рук;
5) прыжки на месте;
6)
ходьба на месте, движения
Для
того чтобы школьники ежедневно
выполняли утреннюю гимнастику, необходима
продуманная система
Закаливание – систематическое использование специальных мероприятий и процедур для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Самое главное в закаливании – регулярность, постепенное увеличение времени, соблюдение гигиенических требований.
Физкультурные паузы в значительной степени способствуют повышению умственной работоспособности учащегося во время выполнения домашнего задания. Комплексы упражнений для физкультурной паузы должны составляться и выполняться таким образом, чтобы физические упражнения воздействовали на группы мышц, которые наиболее утомились в процессе приготовления уроков (мышцы рук, спины, плечевого пояса, ягодичные мышцы). Каждое упражнение выполняется с малой интенсивностью не менее 4–5 раз.
Прогулки и подвижные игры на открытом воздухе способствуют закаливанию организма, повышению сопротивляемости к заболеваниям, улучшают аппетит, положительно влияют на деятельность нервной системы, умственную работоспособность и здоровый сон. Чтобы польза от них была максимальной, прежде всего необходимо воспитать у детей правильное отношение к таким занятиям. Научные и социологические исследования показывают, что многие школьники проводят на воздухе значительно меньше времени, чем предусмотрено нормами гигиены, ведут малоподвижный образ жизни, проводя большую часть времени за компьютером. [10. стр. 5-7]
Спортивные соревнования в семье в большей мере, чем какие-либо другие мероприятия, положительно влияют на физическое и нравственное развитие школьника. Во многих семьях такие соревнования устраивают даже по отдельным видам спорта (шашки, шахматы, бадминтон, настольный теннис, дартс, армрестлинг, катание на коньках, на горных лыжах и т.п.). Все мероприятия планируются заранее, обсуждаются на семейном совете. При этом самым младшим создаются равные со старшими условия (гандикап).
Примером, первыми «учителями» для детей должны становиться их родители, поскольку именно в семье закладываются первые знания, навыки движений, отношение к учебе и своему здоровью. Правильная организация занятий физическими упражнениями в семье в значительной мере способствует выявлению у детей спортивных наклонностей и способностей. Поэтому двигательная активность детей в значительной степени зависит и от готовности родителей помочь своим детям в этом. [14. стр. 54]
В заключение необходимо отметить, что существующая в стране достаточно многогранная система в состоянии эффективно решать задачи физического воспитания подрастающего поколения только при условии единства усилий педагогического коллектива школы, родителей и педагогов внешкольных учреждений. Такое единство во многом зависит от центральной фигуры в физическом воспитании школьников – учителя физической культуры. Именно он обязан осуществлять всю сложную работу по организации и координации физкультурно-массовой и спортивной работы всех трех звеньев: школы, семьи и внешкольных учреждений.
Глава 2
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
2.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием. [1. стр. 65-66]
Специфика
воспитания младших школьников обусловлена
их анатомо-физиологическими и психологическими
особенностями – это
С
началом учебы значительно
Рационально
организованные мероприятия по физическому
воспитанию в режиме дня расширяют
функциональные возможности организма
ребенка, повышают производительность
умственного труда, уменьшают утомляемость.
2.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Задачи физического воспитания младших школьников:
1)
укреплять здоровье и
2)
формировать двигательные
3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;
4) развивать двигательные (физические) качества;
5)
формировать интерес к
6)
воспитывать позитивные
Успешное
решение задач физического
Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные. [4. стр. 40-46]
Правильное
физическое воспитание учеников —
необходимое условие
Задача
укрепления здоровья ребенка предусматривает
закаливание его организма. Важным
показателем нормального
Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимым условием нормального развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их. Недаром говорят, что мышца воспитала мозг, нервную систему. Существует тесная взаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием. [6. стр. 8]
Выполнение целеустремленных двигательных действий занимает важное место в жизни детей младшего школьного возраста и является одним из действенных факторов развития их эмоционально-волевой сферы, источником позитивных эмоций. И. И. Павлов назвал удовольствие, которое получает человек от двигательной деятельности, «мускульной радостью».
Формирование двигательных умений и навыков у учащихся младших классов проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.
Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия.
Формируя у учеников жизненно важные умения и навыки, следует уделять надлежащее внимание выработке у них умения быстро и точно выполнять мелкие движения пальцами рук, умело взаимодействовать обеими руками, быстро перестраивать движения в соответствии с условиями. Развитие у младших школьников движений руки, этого основного органа предметных действий человека, является важным заданием начальной обучения. На развитие движений руки ученика влияют разные виды деятельности: письмо, рисование, ручной труд, самообслуживание, занятие физической культурой. Следует подчеркнуть, что занятия физкультурой играют специфическую роль в развитии движений руки и, в частности, в развитии произвольной регуляции их. Именно на этих занятиях ставятся и выполняются задания развития у учеников точных и согласованных между собой движений рук с помощью упражнений с предметами (с большими и малыми мячами, со скакалкой, с палками, флажками и др.), а также с помощью специальных упражнений для развития дифференцированных движений пальцев рук. [6. стр. 10]