Методика проведения внешкольной работы по физическому воспитанию с учащимися младших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Внешкольные формы физического
воспитания 5
1.1 Методические особенности организации физического
воспитания в спортивных школ 6
1.2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста по месту жительства 8
1.3 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях 9
1.4 Опыт работы зарубежных стран 9
1.5 Физическое воспитание в семье 11
ГЛАВА 2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста 15
2.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста 15
2.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста 15
2.3 Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

основы современной методики воспитания скоростно-силовых.docx

— 75.61 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО  «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина» 

                   
                   
                  Кафедра теории и методики физического  воспитания
                   
                   
                   
                   

Курсовая  работа 

Методика  проведения внешкольной  работы по физическому  воспитанию с учащимися  младших классов 
 

                    Выполнил: 
                    студент 4 курса 3 группы 
                    факультета физической культуры

                    Ярохович  Александр Михайлович 
                     

                  Научный руководитель: 
                  Блоцкий Александр Сергеевич
                   
                   
                   
                   

Оценка:  

      оценка, дата сдачи, подпись 
 
 
 

Мозырь 2011 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Внешкольные  формы физического

воспитания 5

    1.1 Методические особенности организации физического

воспитания в  спортивных школ 6

1.2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста по месту жительства 8

1.3 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях 9

1.4 Опыт работы зарубежных стран 9

1.5 Физическое воспитание в семье 11

ГЛАВА 2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста 15

2.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста 15

2.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста 15

2.3 Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность  работы: физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.

       Работа  по физическому воспитанию как в школе так и вне отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.

       Физическое  воспитание младших школьников имеет  свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в  школу, ученики попадают в новые  условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно  растет объем умственного труда  детей и в то же время ощутимо  ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем  школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего  гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения  его умственной работоспособности

       Физическое  воспитание детей и молодежи школьного  возраста организуется вне школы  объединенными усилиями органов  образования, профсоюзных и спортивных организаций с привлечением представителей широкой общественности и молодежного  физкультурного актива. Проводимая во внешкольное время организованная работа по физической культуре и спорту среди детей играет существенную роль во всестороннем воспитании подрастающего поколения, подготовке его к жизни, труду и обороне Родины.    Направленность и отправные положения в организации этой работы характеризуются прежде всего:

  • тесным контактом и согласованностью между всеми ведомствами, учреждениями, организациями, непосредственно заинтересованными в этой работе, общественностью и семьей;
  • преемственностью по отношению к школьному физическому воспитанию, всемерной помощью школе в закреплении, углублении и расширении у учащихся знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, в организации здорового содержательного отдыха; активным участием школы (кадровая помощь, помощь в предоставлении материально-технических условий, методическая помощь и т. д.);
  • использованием разнообразных, соответствующих интересам, возрастным особенностям и уровню подготовленности контингента форм работы (физкультурно-массовой, спортивной, рекреационной и т. д.);
  • упорядоченностью основных форм работы в соответствии с плановыми началами (система детских и юношеских соревнований, закрепленная официальным спортивным календарем, организация работы детских спортивных секций и школ по утвержденным программам и т. д.).
  • постоянным обогащением содержания, творческим поиском новых путей (например, таких, как «Веселые старты», «Спортландия », клубные формы и др.) наряду с использованием наиболее удачного, оправдавшего себя опыта.
  • направленным, все более широким вовлечением детей с помощью действенных средств массовой информации (печать, радио, телевидение), агитации и пропаганды.
  • Последовательным проведением курса на то, чтобы первоначальные личные мотивы приобщения детей к внешкольным занятиям превращались в органическую потребность самостоятельного использования средств физического воспитания в быту, повседневной жизни.
  • Постоянной опорой на сознательную инициативу, активную заинтересованность детей и молодежи; педагогически оправданным регулированием самодеятельных начал детско-юношеского физкультурного и спортивного движения; использованием его как общественной школы воспитания у детей и молодежи организаторских способностей, стремления добровольно участвовать в общественно полезных делах, деятельности на общую пользу.

    Обеспечением  всех основных форм внешкольных занятий  по физической культуре и спорту квалифицированным  методическим руководством (непосредственным, консультативным, через методические пособия и т. д.) и системой врачебного контроля.

 

     ГЛАВА 1

Внешкольные формы физического

воспитания 

       В настоящее время  основными государственными задачами в сфере физической культуры и  спорта являются создание научно обоснованной системы оздоровления и физического  воспитания подрастающего поколения, развитие детского и юношеского спорта, пропаганда ценностей физической культуры и здорового образа жизни. В системе  физического воспитания младших школьников значительное место отводится внешкольной форме организации занятий физическими упражнениями, которая состоит из ряда взаимосвязанных между собой подсистем. С одной стороны, эта организационная подсистема обеспечивает общую физическую подготовку учащихся (спортивные секции и кружки во Дворцах творчества детей, физическое воспитание в семье и детских оздоровительных лагерях), с другой, – подготовку спортивного резерва  (спортивные школы). [1. стр. 15-17]

       Внешкольные формы физического воспитания детей  младшего школьного возраста включают в себя четыре направления:

       1) систематические учебно-тренировочные  занятия в детско-юношеских спортивных  школах, спортивных обществах, спортивных  секциях и кружках при Дворцах  творчества детей и молодежи;

       2) учебно-тренировочные занятия, массовые  физкультурно-оздоровительные мероприятия  в оздоровительных, спортивных  и туристских лагерях; 

       3) физкультурные занятия и спортивные  соревнования по месту жительства (ЖЭК, ДЭЗ), в спортивных клубах;

       4) физкультурно-спортивные мероприятия  в парках культуры и отдыха, на детских площадках, на лыжных  базах, лодочных станциях и  в других местах массового  отдыха.

       Важное  значение в процессе физического  воспитания младших школьников имеет спортивная подготовка. Обеспечивая развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, она формирует навыки спортивного стиля жизни, совершенствует культуру двигательной и спортивной активности, которые способствуют повышению физической работоспособности, а также психофизической подготовке к будущей профессиональной деятельности и подготовке спортивного резерва. В решении этих задач очень важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей спортивной направленности, которые являются одной из наиболее эффективных форм подготовки спортивного резерва, формирования у юных спортсменов потребности в здоровом образе жизни, воспитания ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями. [2. стр. 10-11]

       Учреждения  дополнительного образования спортивной направленности  - это новая образовательная  инфраструктура сферы физической культуры и спорта, созданная обществом. Данная система функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей. Она обеспечивает преемственность в использовании культурных и духовных ценностей и, кроме того, в передаче навыков и норм социального поведения, связанных с ценностями физической культуры и спорта.  

1.1 Методические особенности организации физического

воспитания  в спортивных школах

       В общей системе организации внешкольного физического воспитания подрастающего  поколения значительное место занимают детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), к которым относятся также специализированные классы по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах. Спортивные школы составляют организационную структуру детско-юношеского спорта. [6. стр. 8-10]

       В Республике Беларусь ДЮСШ и СДЮШОР действуют на основании Закона РБ «Об образовании» и являются учреждениями дополнительного образования детей спортивной направленности. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в них определены положениями и программами по видам спорта. Спортивные школы призваны:

       1) вовлекать максимально возможное  число детей в систематические  занятия спортом, выявлять их  способности для дальнейших занятий  спортом; 

       2) формировать у детей потребность  в здоровом образе жизни, осуществлять  гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и  профессионального самоопределения  в соответствии с индивидуальными  способностями; 

       3) обеспечить повышение уровня  общей и специальной физической  подготовленности в соответствии  с требованиями учебных программ  по видам спорта.

       В настоящее время особенно важно  осознать, что в конечном итоге  роль спортивных школ заключается не в однобокой ориентации на подготовку спортивного резерва в сборные  команды РБ, а в обеспечении социального статуса учащихся, их способности конкурировать и быть физически дееспособными при самоопределении в будущей взрослой жизни. Следовательно, в спортивных школах должны быть созданы необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения как детей младшего школьного возраста, так подростков и юношей, а также обеспечены условия для их адаптации к самостоятельной жизни, формирования у них общей культуры. [9. стр. 15-17]

       Как известно, контингент учащихся спортивных школ в зависимости от уровня спортивной подготовленности подразделяется на группы: спортивно-оздоровительные, начальной подготовки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, так и из учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта. Это дает возможность приобщать детей, подростков и юношей, независимо от их успехов в спорте, к систематическим занятиям физическими упражнениями. [10. стр. 105]

       В группы начальной подготовки принимаются  все желающие, начиная с 6 лет. Рекомендуемый  минимальный возраст для зачисления детей в группы начальной подготовки по видам спорта определяется в соответствии с требованиями к учреждениям дополнительного образования детей младшего школьного возраста спортивной направленности. Родители, желающие определить своего ребенка в спортивную школу и особенно на занятия популярными видами спорта (теннис, футбол, хоккей, фигурное катание и др.), должны понимать, что не только достижение будущих громких побед в спорте, но и перспектива физического и нравственного здоровья детей, их социализация средствами физической культуры и спорта станут гарантией успеха в жизни. [10. стр. 115-118]

       Основными критериями работы групп начальной  подготовки являются:

       – стабильность состава учащихся;

       – положительная динамика индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;

       – уровень овладения основами техники  в избранном виде спорта;

       – индивидуальные склонности и способности  в избранном виде спорта.

       Учебно-тренировочное  занятие на начальном этапе многолетней  спортивной подготовки направлено в  основном на всестороннее совершенствование  кондиционных и координационных  способностей юного спортсмена и  имеет общефизическую направленность. По своей структуре такое занятие  не отличается от урока физической культуры или спортивной секции. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной (разминка), основной и заключительной (заминка). Однако занятие может продолжаться от 1,5 до 2,5 часов.

       Учащиеся, прошедшие необходимую подготовку в течение не менее одного года на этапе начальной подготовки, могут  быть переведены на учебно-тренировочный  этап при условии выполнения контрольных  нормативов по общей и специальной  физической подготовке, установленных  учебными программами. Он осуществляется в учебно-тренировочных группах, которые создаются из учащихся, имеющих  спортивную подготовку на уровне программных  требований и нормативов по определенной спортивной подготовленности.

Информация о работе Методика проведения внешкольной работы по физическому воспитанию с учащимися младших классов