Методика проведения внешкольной работы по физическому воспитанию с учащимися младших классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Внешкольные формы физического
воспитания 5
1.1 Методические особенности организации физического
воспитания в спортивных школ 6
1.2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста по месту жительства 8
1.3 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях 9
1.4 Опыт работы зарубежных стран 9
1.5 Физическое воспитание в семье 11
ГЛАВА 2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста 15
2.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста 15
2.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста 15
2.3 Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

основы современной методики воспитания скоростно-силовых.docx

— 75.61 Кб (Скачать)

       Основными формами работы ДЮСШ и СДЮШОР являются учебно-тренировочные занятия, которые  проводятся в спортивной школе, на учебно-тренировочных  сборах и в оздоровительно-спортивных лагерях, а также спортивные соревнования. Соревнования среди учащихся спортивных школ организуются на различных уровнях – от соревнований в группах и отделениях до участия в международных встречах. Выбор объема тренировочной нагрузки, средств воздействия и форм организации занятий обусловлен общими закономерностями физического воспитания детей младшего школьного возраста.

       В процессе многолетних тренировочных  занятий реализуются не только общие  принципы обучения и воспитания юного  спортсмена, но и принципы, которые  присущи только системе спортивной подготовки: направленность на совершенствование  физических качеств и их максимальное проявление, единство общей и специальной  физической подготовки, непрерывность  и волнообразность динамики тренировочных  нагрузок, цикличность учебно-тренировочного процесса. [3. стр. 41-43]

       Совершенствование организационно-методических принципов  построения многолетней подготовки юных спортсменов позволит существенно  обогатить и расширить диапазон их двигательных умений и навыков, значительно  сократить ошибки и просчеты при  определении ими вида спорта или  спортивной специализации и повысить эффективность учебно-тренировочного процесса на всех этапах подготовки. Таким  образом, физическое воспитание подрастающего  поколения в спортивных школах позволяет  развивать индивидуальные склонности и способности детей к спорту, достигать высокого уровня общей  физической подготовленности, оптимального уровня физического совершенства. 

1.2 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста по месту жительства

       В советские годы в нашей стране был накоплен огромный опыт физического  воспитания детей младшего школьного возраста по месту жительства, что является одной из важных форм их активного отдыха. Многочисленные спортивные секции, кружки и клубы по месту жительства дали возможность тысячам детей заниматься спортом по интересам. Завершающим этапом спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися по месту жительства стали спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Чудо-шашки», «Белая ладья», «Юные мушкетеры», «Олимпийская смена» и другие. Однако с развалом СССР и дальнейшей ее политической и социально-экономической перестройкой многие начинания и положительные примеры были утрачены. В настоящее время в нашей республике предусматривается создание сети спортивных клубов по месту жительства для лиц, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, а также увеличение доли самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом до 35% от общей численности населения. [11. стр. 88]

       Руководство всей спортивной и физкультурно-оздоровительной  работой по месту жительства учащихся должны осуществлять инструкторы - организаторы или тренеры дворовых спортивных команд. В круг их обязанностей входит составление плана работы, содержание и эксплуатация спортивных сооружений, создание групп здоровья, спортивных секций, команд по видам спорта и проведение в них систематических занятий. Для проведения тренировочных занятий по видам спорта приглашаются тренеры, оплачиваемые за счет занимающихся. [11. стр. 22]

       Таким образом, в микрорайонах, где проживают  дети как младшего школьного возраста, так и среднего и старшего организуется внешкольная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, формы, методы и средства которой постоянно совершенствуются, создавая оптимальные условия для активного отдыха детей и родителей. 

1.3 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях

       Физическое  воспитание в детских оздоровительных  лагерях является одной из важных составных частей летнего отдыха детей младшего школьного возраста. Здесь, как и во всей системе физического воспитания, основная роль принадлежит специалисту по физической культуре и спорту (инструктору по физической культуре). [13. стр. 13-19]

       Физическое  воспитание детей в оздоровительном  лагере осуществляется согласно плану, составленному инструктором по физической культуре. Он позволяет определить формы физического воспитания детей  в оздоровительном лагере:

       – физкультурные мероприятия в  режиме дня;

       – физкультурная работа в отрядах;

       – спортивно-массовая работа;

         – учебно-тренировочные занятия  по различным видам спорта;

         – общественно-полезный труд;

       – агитационно-пропагандистская работа по физической культуре.

       Следует отметить, что в детских оздоровительных  лагерях спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная  работа занимает значительное место, что  позволяет за летний период повысить уровень физической подготовленности школьников и укрепить их здоровье. [13. стр. 21] 

1.4 Опыт работы зарубежных стран

       Во  многих странах внешкольные формы  физического воспитания детей младшего школьного возраста осуществляются в рамках программы «Спорт для всех», которая включает в себя:

       – спортивные игры и соревнования;

       – активный отдых на свежем воздухе;

       – ритмическая гимнастика и упражнения эстетической направленности;

       – физические упражнения общего характера, направленные на повышение физической работоспособности и улучшение  общего самочувствия.

       В Скандинавских странах  работа по программе «Спорт для всех» получила общее название «Трим». Специалистами Дании разработана программа «Школьный трим», в рамках которой по всей стране регулярно проводятся школьные «Тримиады». Их программа включает в себя бег или ходьбу, езду на велосипеде, плавание, лыжный и конькобежный спорт. [5. стр. 8-10]

       В Ирландии разработаны и реализуются две программы, пользующиеся популярностью среди детей младшего школьного возраста и молодежи. Первая, под названием «Триатлон», представляет собой форму участия в трех видах двигательной активности: плавание, езда на велосипеде и бег. Программа может проводиться как в виде соревнований для подготовленных участников, так и в виде оздоровительного мероприятия не соревновательного характера для всех желающих. Основная идея программы – разносторонняя физическая подготовка детей.

       Вторая  программа, «Прогулка под радугой», представляет собой программу вовлечения в активный отдых детей и подростков, не занимающихся регулярно физической культурой. Программа содержит 12 уровней последовательно возрастающей беговой нагрузки для ежедневных индивидуальных занятий. Основная задача первого уровня программы – формирование мотивации для регулярных занятий бегом. Содержит в себе создание базы знаний о пользе физкультурных занятий путем ответа на вопросы, которые возникают у начинающих, особенно у детей: «зачем мне заниматься?», «что мне дадут занятия бегом в плане здоровья и физической подготовки, будущей профессии, общественной репутации, общения со сверстниками?» и т.п. [7. стр. 36-37]

       Второй  уровень помогает определить стартовую  беговую нагрузку.

       Третий-восьмой  уровни составляют беговую программу  оздоровительной направленности.

       Девятый-двенадцатый  уровни предназначаются для достигших  заметных успехов в беге и желающих дальнейшего совершенствования  своих возможностей. После 16 недель занятий по программе любой человек  может принять участие в фестивале «Прогулка над радугой». Он включает в себя массовый забег с общего старта и беговой тест на 1 милю, наиболее популярный среди участников. Преимущество программы состоит в том, что она не требует спортивных сооружений и особого спортивного инвентаря, представляет собой занятия на свежем воздухе, способствует общению с природой.

       Интересная  разновидность внешкольной формы  организации занятий физической культурой и спортом для младших школьников под названием «Школа доверия» используется в Болгарии. Чтобы привлечь ребят к самостоятельным занятиям спортом, на страницах газеты «Народный спорт» был опубликован цикл лекций с рекомендациями по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Участникам «Школы доверия» были разосланы карточки, которые заполняются после выполнения определенного норматива и высылаются в редакцию газеты. Выпускникам школы были выданы «Дипломы доверия».

       В Германии в работе с детьми младшего школьного возраста в летний период применяется «Паспорт каникул», имея который школьники могут бесплатно посещать стадионы, парки, плавательные бассейны, записываться в различные спортивные секции, кружки, ходить в кино, музеи, на выставки, принимать участие в конкурсах спортивного рисунка или фотографии.

       В Австралии с конца 80-х годов прошлого века в рамках национальной физкультурно-оздоровительной программы «Ближе к жизни» проводится локальная кампания «Найди 30», смысл которой заключается в стимулировании каждого австралийца с раннего возраста уделить 30 минут в день для активного отдыха. [12. стр. 5]

       В Австрии осуществляется национальная кампания «Делай с нами – будешь в форме!». В рамках этой кампании проводятся национальные соревнования по бегу и ходьбе – «Фитлауф» и «Фитмар».

       В Бельгии проводится кампания «Семейный километр», суть которой заключается в том, чтобы каждый член семьи пробегал в день определенное расстояние и при этом общая дистанция для всей семьи составляла не менее одного километра.

       В Голландии организована кампания «Спортреал» – спортивный отдых для всех, в Канаде – кампания «Партисипакшн», цель которой – обратить внимание всех жителей страны на важность физической подготовки, сделать двигательную активность частью своего образа жизни.

       Для современного этапа характерно увеличение многообразия внешкольных форм физкультурно-спортивной деятельности. Широкое распространение  получили: новые формы двигательной активности (аэробика, акробатический рок-н-ролл, брейк-данс, черлидинг и др.); новые технологии физической тренировки; новые виды спорта (армрестлинг,виндерсфинг, дартс, скейтборд, фристайл, скипинг и т.п.); все более популярными становятся восточные боевые искусства (айкидо, каратэ, кекусинкай, таэквондо, ушу и т.д.). [12. стр.7]

1.5 Физическое воспитание  в семье

     Исключительная  роль в решении задач физического  воспитания детей принадлежит семье. Семья наряду со школой является базовым  социальным институтом, формирующим  личность, приобщающим новые поколения  к ценностям отечественной и  мировой культуры, в том числе  и физической, делающим человека цивилизованным. В общении с родителями, в их взаимоотношениях формируются взгляды  детей на окружающую действительность, убеждения, воспитываются привычки. К тому же поистине массовое развитие физической культуры и спорта среди  школьников возможно лишь там, где родители являются активными участниками  работы по физическому воспитанию. [13. стр. 96-97]

     Физическое  воспитание учащегося в семье  эффективно тогда, когда родители проводят его не только активно, но и достаточно целенаправленно, системно. Успех зависит от умения родителей использовать соответствующие средства, методы и организационные формы. Более того, для выработки у детей привычки разумно проводить досуг и для формирования у них гигиенических навыков семья имеет еще больше возможностей, чем школа.

     Однако  научные и социологические исследования, а также педагогическая практика показывают, что большинство родителей  физическому воспитанию своих детей  внимания практически не уделяют. Их в первую очередь заботят успеваемость в школе и поведение. Между тем школа может и должна обеспечить педагогическое руководство физическим воспитанием детей в семье, влияя и на учащихся, и на их родителей. Для этого учителя и медицинские работники обязаны провести разъяснительную работу с родителями по таким вопросам, как организация правильного режима дня школьника, проведение физкультурных занятий в семье, формирование у детей правильной осанки, соблюдение санитарно-гигиенических условий, закаливание детского организма. Чтобы действия школы и семьи в физическом воспитании школьников были согласованы, следует систематически обсуждать этот вопрос на родительских собраниях, иногда с приглашением родителей на открытые уроки физической культуры. [4. стр. 15-17]

Информация о работе Методика проведения внешкольной работы по физическому воспитанию с учащимися младших классов