Методика применения подвижных игр на занятиях по физической культуре с учащимися начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Апанасенко Г.Л., 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды для обеспечения физиологических функций. По Вернадскому B.И., организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников………………………………………………………….6
Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам развития физических качеств в программе по физической культуре……………………………………………………………..7
1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов..10
1.4. Особенности развития физических качеств у учащихся младших классов в процессе подвижных игр…………………………………………………12

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В МЛАДШИХ КЛАССАХ
. Подбор и организация подвижных игр…………………………….15
2.2. Формирование интереса к игре……………………………………..21
. Объяснение игры…………………………………………………….21
. Распределение ролей в игре…………………………………………23
. Руководство ходом игры…………………………………………….24
. Подведение итогов…………………………………………………...25
Выводы…………………………………………………………………….26
Практические рекомендации……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 050904.docx

— 54.60 Кб (Скачать)

В обязанность руководителя помимо изучения игры входит и подготовка для нее места, обеспечение игры инвентарем.

Организация играющих – важная предпосылка для дальнейшего успешного хода игры. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры – первое важное условие. Прежде всего, выбирают водящего или разделяют играющих на команды. Лучше, если водящего назначит сам руководитель или его изберут играющие, но предварительно руководитель объясняет какими качествами должен обладать водящий (хорошо владеть мячом, быть быстрым, сообразительным, внимательным и т.д.). Иногда можно применять считалку, определять начинающего по жребию. Последующие водящие обычно выявляются в ходе игры или по результату прошедшей игры.

Командные игры – наиболее эффективное  средство закрепления навыков, а  также восприятия коллектива. Однако нужно учитывать, что играть интересно, когда команды равны по силам.

Для оценки действий играющих в ряде случаев необходим помощник судьи. Руководитель может назначить его сам, а затем заменить, чтобы он тоже мог принять участие в игре.

Капитанов команд (если они нужны) выбирают обычно сами занимающиеся. Капитану дается право распределять роли в  команде. Капитан следит за соблюдением  правил и дисциплины. Он является помощником руководителя в своей команде.

Объяснение игры проходит, когда  участники построены и распределены по командам. Изложение игры надо сопровождать показом. При проведении в младших классов игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее. Перед игрой детям сообщается о всех командах или сигналах, которые применяются в игре.

Чтобы убедиться, понятна ли игра, учитель спрашивает у донного  – двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. Учащиеся должны знать, что даст им, помимо удовольствия, та или иная игра, они должны быть уверены, что  игра тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляет мускулы, формирует выносливость, смекалку, инициативу и самостоятельность.

Одна из наиболее важных задач руководителя – суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Только при таком отношении к  игре можно активно влиять на детей, решать нужные педагогические задачи. С окончанием игры обрываются игровые  связи, почти полностью исчезает не формальная игровая сфера. Однако остается главное – доверие ребенка  к педагогу, который, пренебрегая  взрослостью, может войти в детский  мир, оставаясь вместе с тем справедливым авторитетом.

Руководителю важно следить  за психологической атмосферой подвижной  игры. Нельзя допускать пререканий, грубости, следует спрашивать помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. Развитие выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели – важная задача руководителя.

Не менее важно следить за выполнением основного приема игры, на закрепление которого она в  основном направлена. Давать сигнал к  окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее  удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить. Неожиданное для учеников окончание  игры может вызвать отрицательную  реакцию.

Подведение итогов игры, определение  ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. После игры полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке. Наблюдая за игрой и  подводя ее итоги, учитель может  оценить: знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно и  согласованно действовать в игре; умение использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия.

Объективный обзор игры со стороны  учителя приучает школьников к правильной самооценке. К разбору полезно привлекать помощников из числа занимающихся. Это приучает критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, интерес к дальнейшему участию в играх.

Педагогические наблюдения в процессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми, также имеют  важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности. Наблюдения в процессе игры – один из источников совершенствования педагогического мастерства, связанный с познанием своих учеников.

 

 

    1. Формирование интереса к игре

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес  детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам  сбора детей. Иногда это одно и  то же. Например, интригующий вопрос к малышам: "Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!..."

Огромный  эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: "Смотрите дети какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...", или: "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!" Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших  группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

 

2.3.Объяснение  игры

 

Объяснение  игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все  средства выразительности - интонация  голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти  целесообразное применение в объяснениях  для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и  придать целенаправленность игровым  действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Содержание  объяснения зависит от возраста, подготовленности детей, и вида игры.

Для детей  младшего возраста объяснение ведется  поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного  рассказа. Например, игра "Самолеты": "Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в  полет. Вот приходит командир(воспитательница надевает фуражку): "Готовьтесь к полету!", или игра "Воробышки и кот": "Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки..."

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учетом возросших психологических  возможностей детей. Это учит их планировать  свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала - условие, потом - вопрос. В  практике, к сожалению, распространена ошибка, когда объяснение начинается с назначения ребенка на главную  роль, в результате чего внимание детей  к инструкции падает, отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичное возникает, когда детям перед объяснением игры раздают атрибуты.

Последовательность  объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить  движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если  в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если  игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные  важные моменты. В остальном схема  действий воспитателя сохраняется.

 

2.4.Распределение  ролей в игре

 

Роли  определяют поведение детей в  игре. Ведущая роль - всегда соблазн. Поэтому во время распределения  ролей случаются разные конфликты.

Распределение ролей следует использовать как  удобный момент для воспитания поведения  детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность  воспитателя в том, что ребенок  выполнит важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: "Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша. У него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?" Или: "Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница..." Или: "Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису..."

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот  будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой  считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить  роли можно при помощи "волшебной" палочки, всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т. д.

Все названные  приемы используются, как правило, в  начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием  является качество выполнения движений и правил. Например: "Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить". Или: "Дети, какая  Света молодчина: и от волка легко  увернулась, и Валю выручила. Теперь она будет волком..."

 

 

2.5. Руководство  ходом игры

 

В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.

Педагогу  необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний  о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому  делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, тем  более, исключать из игры. Лучше похвалить  того, кто действовал правильно. В  доброжелательных реакциях воспитателя  особенно нуждаются ослабленные  дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить  из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю - подержать второй конец веревочки, под которую  подлезают "цыплятки").

Повторение  и продолжительность игры для  каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое  положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным  моментом руководства является участие  воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога в игре, который  чаще всего сам выполняет главную  роль, в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. С  детьми старшего возраста руководство  опосредованное. Но иногда воспитатель  участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее  число играющих.

Итог  игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно  похвалить.

 

2.5. Подведение  итогов

 

При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто  нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в  игре. Подведение итогов игры должно проходить  в интересной и занимательной  форме. К обсуждению проведенной  игры надо привлекать всех детей, это  приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение  к выполнению правил игры.

По мере накопления детьми двигательного опыта  игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при  этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными  хорошо знакомые игры.

 

Варьируя  игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличивать дозировку (повторность  и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать). К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

  1. Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств.
  2. Подвижные игры оказывают положительное влияние  в большей степени на такие физические качества, как быстрота, ловкость и выносливость, а в меньшей на силу и гибкость.

Информация о работе Методика применения подвижных игр на занятиях по физической культуре с учащимися начальных классов