Методика применения подвижных игр на занятиях по физической культуре с учащимися начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Апанасенко Г.Л., 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды для обеспечения физиологических функций. По Вернадскому B.И., организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников………………………………………………………….6
Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам развития физических качеств в программе по физической культуре……………………………………………………………..7
1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов..10
1.4. Особенности развития физических качеств у учащихся младших классов в процессе подвижных игр…………………………………………………12

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В МЛАДШИХ КЛАССАХ
. Подбор и организация подвижных игр…………………………….15
2.2. Формирование интереса к игре……………………………………..21
. Объяснение игры…………………………………………………….21
. Распределение ролей в игре…………………………………………23
. Руководство ходом игры…………………………………………….24
. Подведение итогов…………………………………………………...25
Выводы…………………………………………………………………….26
Практические рекомендации……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 050904.docx

— 54.60 Кб (Скачать)

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«белгородский государственный  университет»

 

 

 

 

Факультет физической культуры

 

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

Методика применения подвижных игр на занятиях по физической культуре с учащимися начальных классов

 

 

 

 

Курсовая  работа

студентки дневного отделения 2 курса группы 050904-Б

 

Сазоновой Светланы Юрьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Собянин Ф.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      БЕЛГОРОД 2011

 

                                   Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников………………………………………………………….6
    2. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам развития физических качеств в программе по физической культуре……………………………………………………………..7

1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов..10

1.4. Особенности развития физических качеств у учащихся младших классов в процессе подвижных игр…………………………………………………12

 

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В МЛАДШИХ КЛАССАХ

    1. . Подбор и организация подвижных игр…………………………….15

2.2. Формирование интереса к игре……………………………………..21

    1. . Объяснение игры…………………………………………………….21
    2. . Распределение ролей в игре…………………………………………23
    3. . Руководство ходом игры…………………………………………….24
    4. . Подведение итогов…………………………………………………...25

Выводы…………………………………………………………………….26

Практические  рекомендации……………………………………………..27

 Литература………………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень  физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической  основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции  физического (соматического) здоровья (Апанасенко Г.Л., 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды для обеспечения физиологических функций. По Вернадскому B.И., организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом .

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают  неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется  противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом  жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно  повысить результаты жизненно необходимых  физических качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся .

Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные  перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности  и высокой заболеваемости среди  них. Следует подчеркнуть, что в  современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении  работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование средств и методов физической подготовки .

Сложившаяся в республике за последние годы экологическая  ситуация, привела к увеличению заболеваемости в два раза, поэтому одной из важнейших проблем становится поиск  средств, способствующих повышению  устойчивости организма к воздействию  неблагоприятных факторов окружающей среды. Школьный возраст является ответственным  периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и  культурных навыков, обеспечивающих его  укрепление, совершенствование и  сохранение в будущем. Поэтому результатом  физкультурного образования школьников младших классов должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.

Игра  – вид деятельности ребенка, который  представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной  играющим. В игре удовлетворяются  физические и духовные потребности  ребенка, в ней формируются его  ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок  ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей  его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность  в работе с детьми .

Игра  оказывает большое влияние на умственное развитие школьника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Cреда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной .

Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной темы работы.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры, как фактор повышения физических качеств учащихся младших классов.

Цель исследования – обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие физических качеств учащихся младших  классов.

Задачи исследования:

  1. С помощью анализа литературных источников изучить особенности методики развития  физических качеств при проведении  подвижных игр у учащихся младших классов.
  2. Выявить направленность воздействия подвижных игр на развитие физических качеств.

        Гипотеза: организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности.

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1. Роль и значение подвижных  игр для физического совершенствования  школьников

 

Формирование  человека на всех этапах эволюционного  развития проходило в неразрывной  связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели  важную биологическую роль в его  жизнедеятельности.

Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат  игры – это радость и эмоциональный  подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют  развитию физических качеств у учащихся. Игровые виды и действия требуют  всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять  движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних  в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать  и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

Уровень развития физических качеств  в настоящее время находится  на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным  требованиям, предъявляемым к физкультурному образованию в школе. Поэтому, проблема развития физических качеств весьма актуальна и требует дальнейшего  ее совершенствования.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством  комплексного совершенствования физических качеств. Они же в наибольшей степени  позволяют совершенствовать такие  качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физкультурного образования. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

За последние годы подвижные  все решительнее завоевывает  симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне  вводить игру или ее элементы в  повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что  приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям  другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися  в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники  движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования  физических качеств и неоднократное  повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность  наиболее экономно и целесообразно  выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно  полагать, что использование учащимися  старших классов подвижных игр  различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно  повысят уровень и темп развития учащихся.

 

1.2. Классификация и содержание  подвижных игр применительно  к задачам развития физических  качеств в программе по физической культуре

 

Вопрос о классификации  подвижных игр применительно  к задачам развития физических качеств  у школьников является одним из самых  важнейших в плане выработки  педагогических рекомендаций по практическому  применению подвижных игр в школе.

Исходя из учета главных  мотивов игровой деятельности и  взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой целей разделили на три группы:

Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы  других участников.

Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.

Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.

Анализ классификации  игр по многочисленным литературным источникам, с точки зрения исторического  развития, дает возможность выделить несколько направлений:

I. Классификация, которая  зависит от задач, решаемых  в процессе проведения игр.

II. Игры с особенностями  взаимосвязи участников.

III. Группы игр с особенностями  организации и содержания.

Игры, которые имеют общую  мысль и ход, в отдельных группах  идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти по дидактическому принципу: от простых  форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для развития силы и ловкости; игры для развития умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях.

Исходя из специфических  условий проведения соревнований по комплексам подвижных игр среди  школьников Геллер Е.М. предлагает своеобразную классификацию. Она создана на основании следующих характерных признаков:

1. Двигательной активности участников.

2. Организации играющих.

3. Преимущественно проявления двигательных качеств.

4. Преимущественного вида движений.

Исходя из выше изложенного  видно, что существующие классификации  разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой.

Существующий анализ классификаций  игр в процессе развития физических качеств при занятиях по физической культуре у школьников, позволил разработать группировку игр в соответствии с поставленными задачами. В основу группировки был положен принцип преимущественного воздействия игр на развитие физических качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством активного отдыха, улучшают здоровье. Подвижные игры способствуют развитию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.

Информация о работе Методика применения подвижных игр на занятиях по физической культуре с учащимися начальных классов