Методика применения подвижных игр на занятиях по физической культуре с учащимися начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Здоровье - это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Апанасенко Г.Л., 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды для обеспечения физиологических функций. По Вернадскому B.И., организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников………………………………………………………….6
Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам развития физических качеств в программе по физической культуре……………………………………………………………..7
1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов..10
1.4. Особенности развития физических качеств у учащихся младших классов в процессе подвижных игр…………………………………………………12

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В МЛАДШИХ КЛАССАХ
. Подбор и организация подвижных игр…………………………….15
2.2. Формирование интереса к игре……………………………………..21
. Объяснение игры…………………………………………………….21
. Распределение ролей в игре…………………………………………23
. Руководство ходом игры…………………………………………….24
. Подведение итогов…………………………………………………...25
Выводы…………………………………………………………………….26
Практические рекомендации……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 050904.docx

— 54.60 Кб (Скачать)

На основе современных  представлений о путях и методах  развития физических качеств у учащихся, можно предположить, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений, подвижных игр с так называемой «преимущественной направленностью». Подвижные игры направлены на развитие физических качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений.

 

 

1.3.Анатомо-физиологические  особенности учащихся младших  классов  

 

Одно из основных условий  высокой эффективности системы  физической подготовки учащихся заключается  в строгом учете возрастных и  индивидуальных анатомо-физиологических  особенностей, характерных для отдельных  этапов развития детей и подростков.

Основным критерием биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем  школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее  всех отделов позвоночника развивается  поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.

К 12-14 годам  срастаются нижние сегменты тела грудины. В 11-14 лет увеличивается преимущественно  подвижность грудной клетки в  отличие от предыдущих периодов роста  грудной клетки.

Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в период 14-18 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18.

У школьников младших классов рост тела в длину  не замедляется. Если у подростков преобладает  рост тела в длину, то у младших  школьников явно преобладает рост в  ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения  в них еще не завершены.

К 11-14 годам  уже сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой  мышцы плеча к 6 годам увеличивается  в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается  на 9%, а с 14 до 17-18 лет на 12%. Более  высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению  с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений.

Опорно-двигательный аппарат у младших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять  длительную работу, что обусловлено  нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.

Значительно меняются в  процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и  лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 11-13 лет движения становятся более пластичными.

 

 

1.4. Особенности развития  физических качеств у учащихся  младших классов в процессе  подвижных игр

 

Многочисленные  исследования специалистов показывают то, что уровень развития физических качеств в настоящее время  находится на невысоком уровне, который  не может быть удовлетворен современным  требованиям, предъявляемым к физкультурному образованию в школе. Поэтому, проблема развития физических качеств весьма актуальна и требует дальнейшего совершенствования. Правильное решение задачи развития физических качеств школьников обуславливается использованием не только различных методических приемов и средств на занятиях подвижными играми мало времени уделяется занятиям физическими упражнениями.

Очень часто  изменения в развитии физических качеств происходят уже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно осуществлять целенаправленное развитие тех или иных физических качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию физических качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости.

Многие  специалисты показывают, что развитие физических качеств – одна из центральных  задач физкультурного образования  в школе, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего  возраста. При выполнении двигательных действий всегда проявляется не одно, а комплекс качеств. Часто очень  трудно определить, какое качество является ведущим при выполнении конкретного двигательного действия. Поэтому для более правильного  отражения явлений действительности введены понятия комплексных  качеств: скоростно-силовые качества, силовая выносливость, скоростно-силовая  выносливость, “взрывная” сила и т.д.

Известно, что развивать физических качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры учащиеся овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию физических качеств. Обучение детей двигательным действиям в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные физических качества.

Одним из основных путей всестороннего развития физических качеств в условиях школы  является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью  которых можно не только успешно  обучать детей различным двигательным действиям, но и целенаправленно  влиять на развитие всех физических качеств. Поэтому уже с младшего школьного  возраста необходимо уделять большое  внимание подвижным играм и специальным  упражнениям.

Многочисленные  результаты исследований показывают, что в условиях школы можно  добиваться значительного прироста всех физических качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. Практикой физкультурного образования подтверждается, что успешное развитие физических качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим весьма эффективным средством комплексного совершенствования физических качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах.

В современной  методике физкультурного образования существуют различные мнения по развитию физических качеств. Однако единого мнения по вопросу какому из качеств необходимо уделять преимущественное внимание нет. Ряд авторов отдают предпочтение развитию быстроты и скоростно-силовых качеств, аргументируя тем, что упражнения такого характера наилучшим образом соответствуют возрастным особенностям детей.

Другие  авторы считают, что более высокий  прирост результатов бывает при  комплексном развитии основных физических качеств.

Проведенный анализ научно-методической литературы, подтверждает, что уровень  развития всех физических качеств составляет в комплексе основу общей физической подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ  ИГР В МЛАДШИХ КЛАССАХ

 

 

2.1.Подбор и организация подвижных  игр

 

Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобрать игру а на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.

Младший школьный возраст (1 – 4 классы) характеризуется достаточным развитием  сердечно – сосудистой системы. Это  позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха.

У школьников в этом возрасте преобладает  предметно – образное мышление. Подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляя участникам возможность драматизации, проявления творческой активности.

Заметно выражена у мальчиков и  девочек этого возраста потребность  к совершенствованию речевого аппарата, в связи с чем в программу включено немало игр с речитативом. Поскольку координация движений у детей еще не совершенна, полезно применять игры, требующие проявления значительной точности движений, чувства времени и пространства.

Учащиеся 3- го класса начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных двигательных задач, в частности  умения владеть мячом: передача, ловля, выбивание. В занятия включаются игры с комбинированными действиями: бег в сочетании с метаниями, с подлезанием, перелазаниями и прочим.

Характер подвижных игр у  младших школьников разнообразен, но преобладают коллективные игры с  водящим, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение  с противником. Главное содержание игр – движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель и на дальность, преодолением небольших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты, без больших длительных напряжений.

У ребят в этом возрасте начинают активно формироваться навыки общественного  поведения, проявляется заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за свое место и общий порядок  в коллективе. В этом возрасте по сравнению с дошкольным дети уже  могут сдерживаться, подчиняться  в играх общим правилам поведения, оценивать поступки других. Иначе  говоря, они уже имеют определенный опыт общения и совместной деятельности в коллективе сверстников. Однако у  ребят еще слабо развита способность  к умственному анализу, несмотря на то, что многие из них уже умеют  ответственно относиться к своим  поступкам, скрывать переживания, проявлять  чувство товарищества.

Особенности физического и психического развития детей диктуют учителю  и методику организации подвижных  игр. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно – образное объяснение игр, не любят долго находиться вне  игры, когда она еще не закончена.

В педагогической практике известно, что настоящий организатор и  воспитатель детей должен обладать способностью до предела сократить расстояние между собой и детьми. Инструментом, помогающим решать эту задачу, является игра. «Не может быть педагога, который не умел бы играть», - утверждал Макаренко А. С.

Учитель физкультуры и любой педагог, понимающий значение игры и применяющий ее в работе, должен овладеть методикой игры. «Руководство играми составляет очень трудную задачу» - писал основоположник отечественной системы физкультурного образования Лесгафт П. Ф.

Учитель физкультуры, классный руководитель должны владеть умением воспитывать  через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого  участника игры давали ему возможность  проявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу. Игра является методом физического  развития детей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования  педагогического мастерства самого учителя.

В методике обучения подвижным играм  необходимо руководствоваться принципами дидактики. Это выражается в осознании  восприятия игр учениками, активном участии в них, в проявлении детской  инициативы и творчества. Последовательность применения игр на уроках физкультуры, в тех или иных формах внеклассной  работы должна быть заранее спланирована, а процесс обучения игре должен носить развивающий характер. Закон педагогики, трактующий о том, что учить других надо только тому, что хорошо знаешь сам, имеет прямое отношение к подбору и организации игр учителем.

Выбор подвижной игры, прежде всего, зависит от тех педагогических задач, которые учитель ставит перед  уроком или тренировкой. Важен также  учет степени трудности игры для  занимающихся. Степень трудности игры определяется подготовленностью класса. Надо четко представлять, что учащиеся могут, и что еще не в силах.

На выбор игры для урока или  тренировочного занятия влияет количественный состав группы, а также надо учитывать, где проводится игра (в зале, не площадке, на поляне), какой инвентарь имеется  в распоряжении руководителя.

Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда  игра применяется впервые и педагог  не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в  ходе состязания. Вот почему на первых порах необходимо при подготовке к любой новой игре составлять конспект, включая его в разработку урока или тренировочного занятия.

Информация о работе Методика применения подвижных игр на занятиях по физической культуре с учащимися начальных классов