Методика обучения прыжкам в высоту

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проверить эффективность развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту на основе современных тактических и технических методик тренировок.
Рабочая гипотеза исследования: известно, что самый результативный способ прыжков высоту – это «фосбери-флоп». Спортсмены в возрасте 18-19 лет имеют достаточный физический и психологический потенциал для освоения этой техники.
Объектом исследования является спортивно-техническое мастерство у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет.

Работа содержит 1 файл

курс. спорт.docx

— 605.99 Кб (Скачать)

     Фосбери-флоп. После отталкивания толчковой ногой тело выпрямляется и быстро поворачивается спиной к планке, принимая нужное положение. Резким движением тело устремляется вперед. После этого плечи прыгуна оказываются за планкой, и прыгун выполняет над планкой прогибание - мост. Когда таз также пройдет над планкой, тазобедренные суставы быстро сгибаются и ноги выпрямляются. Прыгун падает на спину, ноги прямые. Центр масс атлета при прохождении тела над планкой проходит под ней.

     Разбег  в способе «фосбери-флоп» характеризуется  дугообразной формой и высокой скоростью. Первые шаги в разбеге следует  выполнять по прямой дистанции, по дуге выполняются последние 3-5 шагов, следует  отметить, что если скорость бега не высока, то по дуге используют меньше шагов, и наоборот. Скорость бега набирается вначале, а к концу дистанции  еще немного увеличивается. У  знаменитых прыгунов, скорость бега в  разбеге составляет около 8 м/с. 

     

     Рис. 9 Разбег при методе фосбери-флоп 

     Сложным элементом техники разбега в  прыжках в высоту с разбега  способом «фосбери-флоп», является бег  по дуге на последних шагах, когда  появляется центробежная сила. Величина этой силы зависит от массы тела спортсмена, скорости его разбега  и от кривизны дуги. Под действием  нагрузки опорная нога спортсмена больше выпрямляется в коленном суставе. А  это противоречит понижению траектории ОЦМ за счет подседания. Чтобы противодействовать этой силе спортсмен наклоняет туловище центру дуги. Ноги ставит на полную стопу, стопы ставит на линию по линии  разбега, не поворачиваясь кнаружи, чтобы увеличить сцепление с  поверхностью сектора. Руки должны работать асимметрично. Длина завершающего (последнего) шага в разбеге уменьшается на 10-20 см. С ростом мастерства прыгуна  значение приобретает не скорость бега, а способность увеличивать темп на последних шагах разбега. [13, с.19]

     Важный  элемент в прыжках в высоту с разбега способом «фосбери-флоп»  – это подготовка к отталкиванию. Выполняется этот элемент в прыжках  в высоту на последних двух шагах  разбега. Само отталкивание начинается с постановки на место отталкивания ноги, а завершается отрывом ее от грунта. В данной, самой важной фазе прыжка в высоту, нужно перевести  скорость разбега прыгуна в вертикальную скорость из горизонтальной, этим спортсмен придает телу макс. скорость вылета, создаст оптимальный угол во время вылета. А также придаст оптимальные условия для преодоления планки рационально.

     Во  время прохождения вертикали  во время прыжка в высоту с разбега  способом «фосбери-флоп» угол сгибания в колене равен 150°-160°, приближенный к угу сгибания в коленном суставе  в прыжках в высоту с разбега. Если сравнить угол сгибания в коленном суставе способом «фосбери-флоп»  с «перекидным» способом, то в «перекидном» способе угол будет больше и равняется 90°-105°. После того, как прыгун преодолеет вертикаль, начинает активно разгибаться  толчковая нога.

     Руки  должны быстро подняться вверх и  вперед, немного выше головы. В прыжках  в высоту способом «фосбери-флоп»  время отталкивания равно 0,16-0,20 с, а  это практически в 1,5 раза меньше, чем в прыжках в высоту с  разбега «перекидным» способом. В  прыжках в высоту способом «фосбери-флоп»  угол вылета равняется 50°-60°, главная  причина этому, это то, что чем  больше скорость разбега спортсмена, тем угол вылета будет меньше. После  того, как толчковая нога оторвалась от грунта, начинается следующая фаза в прыжках в высоту с разбега  способом «фосбери-флоп» - полет.

     Полет – это действие, направленное на создание условий для перепрыгивания через планку. После того, как  спортсмен оттолкнулся, маховая  нога начинает опускаться к толчковой  ноге, далее они обе сгибаются  в коленях. Прыгун в этот момент находится  спиной к планке. Его плечи вместе с маховой рукой посылаются за планку. Прыгун, прогибаясь в пояснице, занимает положение «полумостика», подбородок его прижат к груди. Плечи  опускаются ниже уровня планки, в момент, когда таз располагается над  ней, а ноги начинают подниматься  вверх, немного сгибаясь при этом в тазобедренных суставах и практически  выпрямляясь в коленях.

     Современные места приземления в прыжках  в высоту с разбега дают возможность  не думать о приземлении, но это только относится к предыдущим способам прыжков. При прыжках в высоту с разбега способом «фосбери-флоп» необходимо большое внимание уделять приземлению. Это необходимо делать, т.к. прыгун, приземляясь, не видит место приземления, он приземляется на плечи и спину. Иногда, даже самые незначительные нарушения в технике приземления приводят к травмам разной степени.

     Поэтому с первых тренировок нужно учиться  правильно приземляться. Некоторые  спортсмены для того, чтобы смягчить свое приземление в прыжках в  высоту способом «фосбери-флоп» сначала  касаются матов маховой рукой  или двумя руками, снижая этим скорость падения. Другие, выполняют кувырок  назад, после того, как коснуться  матов плечами. Этот кувырок выполняется  благодаря быстрому движению бедер, но в полете учить быстрому поднятию бедер не следует, т.к. из-за этого  спортсмен может приземлиться на голову.

     Таким образом, техника прыжка в высоту «фосбери-флоп» достаточно сложна и рассчитана на подготовленного спортсмена.

     Изучение  техники прыжка способом «фосбери», как уже говорилось, требует специального оборудования и мер предосторожности, поэтому его освоение возможно лишь в условиях ДЮСШ или на секционных занятиях в общеобразовательной школе.

     Основные  упражнения для изучения способа  «фосбери»:

     1. Бег по кругу с постепенным  уменьшением его диаметра до 10 – 15 м.

     2. Разбег с забеганием по дуге  поворота на последних 3 – 5 шагах.

     3. Прыжки через планку способом  «перешагивание» с забеганием  по дуге.

     4. Выполнение отталкивания и движения  сильно согнутой маховой ноги  вперед-вверх, направляя ее бедром  внутрь. Упражнение выполняется  на месте, а затем в ходьбе  на каждый третий шаг.

     5. Выполнение отталкивания с последующим  опусканием маховой ноги и  поворотом спиной к планке.

     6. Лежа на спине поперек гимнастического  коня, принять положение входа  на планку.

     7. Лежа спиной на матах с подтянутыми  и согнутыми ногами, поднимать  таз вверх, как при переходе  планки, а затем, опуская таз,  поднять вверх ноги и выпрямить  их в коленях, имитируя уход  от планки.

     8. Из положения стоя спиной у  гимнастического коня наклониться  назад и перекатиться через  коня на высоко положенные  за ним маты, имитируя переход  планки способом «фосбери».

     Только  после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к  прыжкам через планку, обеспечив  мягкое приземление на спину. При  освоении техники прыжка способом «фосбери»  в целом необходимо добиваться входа  в толчок на значительной скорости, разбега без подседания на последних  шагах, как это делается в прыжках  способом «перекидной».

     При обучении технике прыжков в высоту у школьников зачастую возникают  ошибки, требующие немедленного исправления. В противном случае формируется  устойчивый неправильный навык, бороться с которым уже значительно  труднее. Ошибки появляются на различных  фазах прыжка.

     Преподавателю необходимо иметь в виду, что появлению  ошибок способствуют две основные причины. Первая – это неправильная методика обучения технике прыжка, отсутствие у детей четкого представления  о тех или иных элементах техники. Вторая – недостаточная общая  и специальная физическая подготовленность, мешающая освоению техники прыжков  в высоту. Следовательно, исправление  ошибок должно предусматривать не только техническое совершенствование, но и повышение уровня скоростно-силовой подготовленности, прыжковой ловкости, прыгучести, мощности отталкивания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Ни  один из прыжков не претерпел таких  изменений в технике, как в  прыжках в высоту. Пять разновидностей в этом виде прыжков - «перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной», «фосбери-флоп» - прошли сравнительно короткий исторический путь.

     История прыжков в высоту сравнительно коротка. В Олимпийских играх древности  нет упоминаний о проведении соревнований по этому виду. Прыжки в высоту обязаны  своим происхождением не столько  легкой атлетике, сколько гимнастике. В немецких гимнастических обществах  спортсмены включали в программу  своих выступлений наравне с  такими снарядами, как кольца, брусья, конь, перекладина и прыжки в высоту. А прыгали тогда с прямого  разбега двумя ногами вперед.

     Прыжок  в высоту – один из наиболее популярных видов легкой атлетики и за свое более, чем столетнее существование  как спортивное упражнение достиг высокого уровня развития. Неуклонный рост спортивных результатов, растущая конкуренция  на международной арене привели  к поиску новых, более рациональных, технических форм прыжка, средств  и методов тренировки. В настоящее  время основой для достижения высоких спортивных результатов  в прыжках в высоту является эффектная  спортивная техника.

     Достижение  этой цели связано с решением двух основных задач: 1). Максимально использовать скорость разбега, реактивные, инерционные, упругие и активные силы в отталкивании для достижения максимальной высоты взлета; 2). Эффективно реализовать достигнутую  высоту взлета при переходе через  планку.

     Таким образом, в результате исследования мы выяснили, что для улучшения  результатов в прыжках в высоту, помимо овладения спортивной техникой, необходимо целенаправленное развитие физических качеств на всех этапах многолетней подготовки.

 

     Список  литературы:

 
  1. Аулик, И.В. Как определить тренированность  спортсмена [Текст] / И.В. Аулик. - М.: ФиС, 2007. – 264 с.
  2. Ашмарин, Б.А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 2008. – 288 с.
  3. Быкова, Т.В. Как прыгнуть выше головы [Текст] / Т.В. Быкова. - М.: ФиС, 2008. - 64с.
  4. Воронин, В.И. Легкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / В.И. Воронин, Н.Г. Озолин. - М.: ФиС, 2009. – 344 с.
  5. Дурсенов, Л.И. Техника будущего: Фосбери и Брумель [Текст] / Л.И. Дурносенков // Легкая атлетика. -2008. - №12. - С.5-6.
  6. Дьячков, В.М. Прыжок «фосбери-флоп» [Текст] / В.М. Дьячков, А.П. Стрижак. - М.: ФиС, 2005. - 63с.
  7. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена [Текст] / В.М. Дьячков. - М.: ФиС, 2007. – 244 с.
  8. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 464 с.
  9. Зациорский, В.М. Спортивная метрология [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 2002. – 344 с.
  10. Зациорский, В.М. Физические качества легкоатлета [Текст] / В.М. Зациорский. М.: ФиС, 2007. – 364 с.
  11. Казиков, И. Б. Этап непосредственной подготовки к играм Олимпиад и его моделирование [Текст] / И. Б. Казиков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - N 4. – С.12-15.
  12. Кастелло, Ф. Прыжок в высоту «перекидным» способом: техника и тренировка / Ф. Кастелло // Системы подготовки зарубежных спортсменов / ВНИИФК. -М., 1982. -№10. -С.1-3.
  13. Керсенброкк, К. Анализ техники «фосбери-флоп» [Текст] / К. Керсенброкк // Легкая атлетика. - 2007. - №12. - С.18-19.
  14. Книга тренера по легкой атлетике [Текст] / Под ред. Л.С. Хоменкова - М.; Физкультура и спорт, 2007. - 398 с.
  15. Ковальчук, Г.И. Антропогенетические и психологические показатели спортивно-технической подготовленности легкоатлетов [Текст] / Г.И. Ковальчук // Теория и практика физической культуры. - 2004. - N 4. - С. 45-49
  16. Креер, В.В. Легкоатлетические прыжки [Текст] / В.В. Креер, В.Б. Попов. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 175 с.
  17. Кузнецов, В.В. Олимпийский кольца «Королева спорта» [Текст] / В.В. Кузнецов. – М.: ФиС, 2009. – 322 с.
  18. Легкая атлетика и методика преподавания: учеб. для ин-тов физ. культ. [Текст] / Под ред. О.В. Колодия, Е.М. Лутковского, В.В. Ухова. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 271 с.
  19. Лёгкая атлетика. Правила соревнований [Текст]. – М.: ФиС, 2008. – 34 с.
  20. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. [Текст] / Под ред. Н.Г.Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, доп. перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2010. – 326 с.
  21. Лёгкая атлетика: учебник для ин-тов физ. культ. [Текст] / Под ред. Н.Г. Озолина, В. И. Воронкина. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: ФиС, 2009. – 598 с.
  22. Лонский, В.А. О подготовке прыгунов в высоту: метод. письмо [Текст] / В.А. Лонский. - Киев: Мин. проев., 2008. - 19 с.
  23. Лутковский, Е.М. Лёгкая атлетика [Текст] / Е.М. Лутковский. - М.: ФиС, 2005. -
  24. Филин, В.П. Исследование в спорте [Текст] / В.П. Филин. - М.: ФиС, 2008. – 432 с.

Информация о работе Методика обучения прыжкам в высоту