Методика обучения прыжкам в высоту

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проверить эффективность развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту на основе современных тактических и технических методик тренировок.
Рабочая гипотеза исследования: известно, что самый результативный способ прыжков высоту – это «фосбери-флоп». Спортсмены в возрасте 18-19 лет имеют достаточный физический и психологический потенциал для освоения этой техники.
Объектом исследования является спортивно-техническое мастерство у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет.

Работа содержит 1 файл

курс. спорт.docx

— 605.99 Кб (Скачать)

     Скорость  разбега зависит не столько от способа прыжков, сколько от уровня скоростно-силовой подготовленности спортсмена, его способности мощно выполнить толчок на той или иной скорости разбега. Наибольшую скорость достигают спортсмены, применяющие способ «фосбери».

     Начало  разбега имеет несколько вариантов. Наиболее распространенный – спортсмен ставит одну ногу сзади, а вторую спереди, у контрольной отметки. Другой вариант – обе ноги поставлены рядом на одной линии. Наконец, некоторые прыгуны начинают разбег с подхода, т.е. делают несколько ускоряющихся шагов и начинает собственно разбег в тот момент, когда наступают на контрольную линию.

     Существенное  значение имеет ритм разбега. Скорость разбега должна непрерывно нарастать, достигая наибольшей величины к моменту  отталкивания. Техника разбега характеризуется  широким выносом ног вперед, с  упругой, активной их постановкой на грунт. Лишь разбег прыгунов, применяющих  способ «фосбери», мало чем отличается от обычного спринтерского бега и  разбега прыгунов в длину. Скорость разбега нарастает параллельно  с увеличением длины шага.

     В конце разбега, за 2 – 3 шага до отталкивания, делается вторая контрольная отметка, С нее и начинается подготовка к толчку, или, как принято говорить, ко входу в толчок. Длина последних шагов увеличивается за счет широкого выноса вперед свободной ноги. Нога ставится на грунт с пятки. Самый длинный – это предпоследний шаг, последний несколько короче. Естественно, что длина последних шагов у школьников значительно меньше. Однако и у них нужно добиваться указанного выше соотношения предшествующих толчку шагов.

     Последние шаги определяют успешность отталкивания. Третий от толчка шаг – по существу переходный от предварительной к  завершающей части разбега. Он выполняется  быстрее предыдущих шагов. Нога ставится на грунт с пятки. Наклон туловища уменьшается. Второй шаг с маховой  ноги предопределяет успешный вход в  толчок. Именно здесь таз как бы подводится под плечи, туловище принимает  вертикальное положение, а нога мягко  сгибается в колене. ОЦТ тела снижается. Руки через стороны отводятся  назад.

     После прохождения прыгуном момента вертикали  широким беговым движением от бедра вперед посылается почти полностью  выпрямленная толчковая нога, которая  ставится на грунт с пятки, немедленно переходя на всю стопу. После короткого  периода сгибания в коленном суставе  толчковая нога начинает разгибаться. Отталкиванию способствует разгибание туловища и маховое движение свободной  ноги и рук. В момент окончания  толчка, за которым последует отрыв  спортсмена от грунта, толчковая нога и туловище выпрямлены, руки и маховая  нога подняты вверх.

     Прыгуны, как правило, применяют одновременный  параллельный мах руками, предварительно отведенными назад. Маховое движение рук выполняется локтями вперед и заканчивается на уровне плеч –  головы. В начале маха нога движется вверх от бедра. Вслед за этим вверх  выносится голень и нога, распрямляемая  частично или полностью. При хорошей  подвижности в тазобедренном суставе возможно выполнение маха полностью выпрямленной ногой. Однако при современных значительных скоростях разбега даже у лучших прыгунов наблюдается выполнение маха согнутой ногой.

     Определение места отталкивания зависит от угла разбега и способа прыжка. Чем  острее угол разбега, тем ближе место  толчка к планке и тем благоприятнее  условия для выполнения вращения в полете (для способов «перекат»  и «перекидной»). Все сказанное  о разбеге и отталкивании относится  ко всем способам прыжка, кроме «фосбери». Помимо своеобразного проведения разбега, он отличается от других способов и  характером отталкивания. 

     

     Рис. 2

     Полет и приземление. Движения спортсмена в полете зависят от применяемого им способа прыжка. «Перешагивание» (рис. 2) – наиболее простой для освоения способ, который применяется на начальных этапам обучения и с которым чаще всего имеет дело преподаватель физической культуры в школе. Разбег выполняется под углом 35 – 450, а отталкивание в 50 – 80 см от планки. Прыгун находится боком к планке и, выполняя толчок дальней от ямы для приземления ногой, делает затем широкий мах свободной ногой и руками. Во время взлета толчковая нога некоторое время свободно опущена вниз, а затем, сгибаясь коленом вверх, подтягивается к планке. Туловище занимает вертикальное положение, а в конце взлета несколько наклоняется вперед – внутрь. Руки опускаются вниз по обеим сторонам планки. Движения перешагивания заключаются в том, что маховая нога энергичным движением опускается вниз за планку, а толчковая, разгибаясь в колене, переносится через планку с поворотом наружу. Туловище при этом поворачивается к толчковой ноге.

     Приземление выполняется на маховую ногу боком  к планке. При переходе через планку чрезвычайно важно избежать опускания  плеч назад, ибо это приведет к  снижению центра тяжести и затруднит  перенос ног через планку.

     

     Рис. 3

     Способ  «перекат» (рис. 3) непосредственно предшествовал появлению «перекидного» способа прыжка. Разбег в «перекате» выполняется под углом 35 – 45°, а отталкивание в 80 – 100 см от планки ближайшей к ней ногой. Прыгун совершает энергичный мах свободной ногой и, ложась боком на планку, подтягивает к ней толчковую ногу. Тело прыгуна уже в отталкивании получает импульс к вращению вдоль планки. Подтягивание к груди толчковой ноги и опускание за планку маховой ноги одноименной руки способствует усилению вращения. В результате этого вращательного движения по продольной оси спортсмен поворачивает грудью вниз и приземляется на толчковую ногу и руки.

     Переход прыгуном планки имеет ряд вариантов. Наиболее эффективный – так называемый «нырок», когда спортсмен быстро сгибает тело в тазобедренных  суставах, как бы ныряя головой  и плечами за планку. Приземление заканчивается перекатом в правую сторону туловища при отталкивании левой ногой).

     

     Рис. 4

     В прыжке способом «перекидной» (рис. 4) разбег выполняется под углом 25 – 35°. Некоторые прыгуны применяют и более острый угол разбега. Отталкивание выполняется в 60 – 100 см от края ямы для приземления. «Перекидной» прыжок – это дальнейшее развитие способа «перекат» и имеет с ним много общего. Отталкивание выполняется ближней от планки ногой. В основе дальнейших движений лежит последовательный перенос через планку маховой и толчковой ног в положении лежа животом к планке.

     Успех в «перекидном» способе прыжка зависит  в первую очередь от толчка в сочетании  с движением маховой ноги, которая, увлекая за собой правую сторону  тела, способствует его вращению и  переходу в горизонтальное положение. Таким образом, основа перехода планки в «перекидном» способе прыжка –  это продольно-поперечное вращение тела с переводом его в положение  грудью вниз в сторону планки,

     После отталкивания важно не ложиться преждевременно на планку, а полностью использовать образующуюся за счет толчка и маха подъемную силу. Заканчивая толчок, прыгун какое-то время как бы тянется  вверх. Вслед за этим он активно посылает к планке правую ногу и плечо, лишь постепенно переходя в горизонтальное положение. Вращению способствует правая рука (если отталкивание выполняется  левой ногой), которая движется более  активно и с более широкой  амплитудой, чем левая.

     В тот момент, когда правая рука посылается за планку, а туловище вращается  поперек нее, толчковая нога подтягивается  к телу и сгибается в коленном суставе. Маховая нога вытягивается вдоль планки. Прыгун поворачивает таз по продольной оси и, отводя толчковую  ногу коленом в сторону – вверх, перекатывается через планку. Преодолению  планки способствует «нырок» головой  и верхней частью туловища. Приземление  происходит на правое плечо с переходом  на спину. Возможно и мягкое приземление  на руки и маховую ногу с последующим  перекатом на плечо и правый бок.

     

     Рис. 5

     Для способа «фосбери» (рис. 5) характерен дугообразный разбег и переход планки спиной при поперечном расположении тела прыгуна. Преимущество способа заключается в относительной простоте перехода планки и возможности лучшего использования горизонтальной скорости при отталкивании.

     Уже начало разбега отличается большей, чем обычно, скоростью. По технике  и ритму он несколько напоминает разбег прыгуна в длину и начинается под углом 65 – 76° к планке. Толчок выполняется без обычного для  «перекидного» способа опускания  ОЦТ тела незначительно выставленной вперед ногой, что позволяет прыгуну  более рационально использовать полученную в разбеге горизонтальную скорость.

     Отталкивание  происходит, когда спортсмен после  забегания боком к планке на последних 3 – 5 шагах оказывается расположенным  к ней боком. Он поворачивается затем спиной к планке и как бы ложится на нее, прогибаясь в пояснице. При переходе тазом планки тело прыгуна сгибается в тазобедренных суставах, а ноги подтягиваются.

     Трудность обучения прыжку этим способом, особенно в условиях общеобразовательной  школы, заключается в сложности  приземления. Прыгун приземляется на спину, поэтому требуется специальное  оборудование – место для приземления  должно быть покрыто толстым слоем  поролона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Биомеханический  анализ прыжка в высоту

     Техника прыжка в высоту подразумевает определенную организацию двигательных действий, обеспечивающих достижение главной  цели упражнения - преодоление максимально  доступной высоты. Построение движений подчиняется биомеханическим закономерностям, без знания которых невозможен целенаправленный плодотворный тренировочный процесс.

     Попытаемся  кратко изложить некоторые положения, необходимые для осмысления последующего материала. Перемещением тела в пространстве спортсмен управляет посредством  суставных движений, ограничивая  подвижность в одних суставах и активизируя в других. Характер управляющих движений во взаимосвязи  с внешними воздействующими факторами (количество движения; реакции опоры; момент сил трения, тяжести и т.д.) обуславливает все многообразие двигательных действий человека.

     Ограничение подвижности между отдельными звеньями тела, достигаемое главным образом  соответствующим перераспределением мышечного тонуса, называется динамической осанкой (В.Т. Назаров, 1984). Управляющие  движения принято делить на главные (без которых достижение цели невозможно) и корректирующие (дополняют главные, облегчают их выполнение).

     Прыжок  в высоту - сложное упражнение, состоящее  из ряда взаимосвязанных частей, причем каждая предыдущая готовит условия  для эффективного выполнения последующей. Другими словами, все они связаны  определенными целевыми установками.

Разбег. Разбегаясь, спортсмен запасает кинетическую энергию и приводит тело в положение, удобное для использования части этой энергии на движение вверх. Именно поэтому прыжки в высоту с разбега оказываются эффективнее прыжков с места. Механизм использования приобретенной в разбеге кинетической энергии прост. Суть его заключается в том, что тело, движущееся с определенной скоростью, взаимодействует с опорой при помощи ноги, выставленной вперед. В результате условная линия, соединяющая ОЦМ тела спортсмена с точкой опоры, оказывается отклоненной от вертикали на величину, близкую к 40°. При этом понижение ОЦМ по отношению к вертикальному положению достигает 24%. По данным математического моделирования, идеальный угол взаимодействия с опорой для прыжка в высоту - 45о. Тело, даже не выполняя далее никаких действий, изменяет направление своего движения, приобретая вертикальную скорость .

     Разбег  состоит из 6 -11 беговых шагов. Иногда он начинается с нескольких шагов  подхода. Вначале разбег выполняется  под углом около 90°, а на последних 3-5 шагах прыгун изменяет направление  движения и отталкивается дальней  от планки ногой под углом 35 - 38°  по отношению к планке.

     Дугообразный  разбег - специфический для прыжка "фосбери-флоп" способ подготовки к отталкиванию (рис. 6 - вид сверху, усредненные характеристики). Каждый шаг разбега имеет свои двигательные установки.

     На  первых двух-четырех шагах это повышение скорости передвижения ОЦМ тела спортсмена, достигаемое увеличением длины и темпа шагов (рис. 1). Дальнейшее повышение скорости разбега происходит благодаря увеличению темпа шагов в разбеге при некотором уменьшении их длины. При выполнении седьмого (пятого) шага спортсмен должен организовать наклон тела для перехода к бегу по повороту (см. рис. 6). Механизм этого движения нами уже описан. На шестом, пятом, четвертом, третьем шагах спортсмен под действием центростремительной силы изменяет направление движения на 6-10° в каждом шаге. При этом из-за наклона туловища внутрь дуги поворота (до 30-40о) понижение ОЦМ тела достигает 20 см и более. Это один из моментов, объясняющих целесообразность выполнения разбега по дуге.

     Основываясь на изложенном выше, уточним двигательные задачи разбега. Первая - обеспечить телу запас количества движения в горизонтальном направлении. Вторая - придать ему  отклоненное назад в вертикальной плоскости движения ОЦМ положение (30-40°). Третья - принять позу, которая  позволит при отталкивании организовать необходимое для экономичного преодоления  высоты вращение тела относительно его  ОЦМ. Четвертая двигательная задача - обеспечить перед отталкиванием  движение ОЦМ тела спортсмена без  значительных вертикальных колебаний. Такая постановка задачи связана  с целесообразностью снижения ударной  нагрузки на опорно-двигательный аппарат, который в толчке выполняет работу по преодолению силы тяжести.

Информация о работе Методика обучения прыжкам в высоту