Методика обучения прыжкам в высоту

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проверить эффективность развития спортивно-технического мастерства у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту на основе современных тактических и технических методик тренировок.
Рабочая гипотеза исследования: известно, что самый результативный способ прыжков высоту – это «фосбери-флоп». Спортсмены в возрасте 18-19 лет имеют достаточный физический и психологический потенциал для освоения этой техники.
Объектом исследования является спортивно-техническое мастерство у спортсменов-легкоатлетов по прыжкам в высоту 18-19 лет.

Работа содержит 1 файл

курс. спорт.docx

— 605.99 Кб (Скачать)

     В связи с высокой степенью подвижности  маховых звеньев они помимо общей  для всех звеньев функции в  отталкивании (увеличение импульса силы реакции опоры) выполняют корректирующую функцию. При этом в нужном направлении  в определенный момент времени передается часть движения, которым обладало маховое звено, и тело меняет ориентацию.

     Полет. В полете спортсмен с помощью различных движений может менять позу, контролируя положение планки, замедлять или ускорять вращение относительно одной из осей тела, удаляя от нее или приближая к ней части тела. Технические сложности, возникающие при преодолении планки, как правило, следствие неверно организованных действий в толчке. Полетная фаза может служить зеркалом, в котором отражаются все особенности механизма отталкивания спортсмена. В качестве элементов динамической осанки здесь следует выделить удержание максимально разогнутого положения в тазобедренных суставах при согнутых под углом 90° в коленных суставах ногах и прямом положении головы. Встречаются варианты, когда позвоночный столб прогнут или, наоборот, согнут. Управляющие движения - сгибание в тазобедренных суставах и позвоночном столбе и выпрямление ног в коленных суставах - выполняются после прохождения ОЦМ тела верхней точки траектории полета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Методика обучения  прыжкам в высоту (специальные  упражнения для  обучения способом  перешагивание, Фосбери флоп)

     Прежде  чем приступить к изучению того или  иного способа прыжка, учащихся знакомят с основами разбега и отталкивания. Разбег должен изучаться в сочетании  с отталкиванием. Однако полезно  выполнять разбег и без отталкивания, с увеличением его длины до 7 – 9 шагов. Необходимо обратить внимание на ритм разбега, добиваясь его постепенного ускорения. Нередко школьники начинают разбегаться излишне быстро и  достигают наибольшей скорости к  середине разбега. В итоге подготовка к отталкиванию осуществляется при  замедляющемся беге, что влечет за собой ряд ошибок в отталкивании. Существенной ошибкой в разбеге  будет и преждевременное опускание  ОЦТ тела, что также затруднит  эффективное отталкивания.

     Упражнения  в разбеге надо сочетать с изучением  ритма трех последних шагов. Перед  учениками ставится задача ускорить ритм последних шагов, выполнить  их широким шагом, ставя ногу на грунт  с пятки. На первых этапах разбег с  выполнением последних предтолчковых  шагов заканчивается или просто отталкиванием без преодоления  планки, или вспрыгиванием на невысокие  предметы, а также перепрыгиванием  через них произвольным способом.

     Так как прямолинейность разбега  – одно из главных условий успешности прыжка, учитель может ставить  перед учащимися задачу разбегаться  по линии, нарисованной на полу мелом  или обозначенной на грунте прыжковой  площадки.

     Для изучения отталкивания применяется  большое число специальных и  имитационных упражнений: 1) постановка ноги на толчок с пятки на всю  стопу; 2) мах свободной ногой, держась  рукой за опору; 3) сочетание постановки толчковой ноги с махом свободной  ногой; 4) то же с разбега в сочетании с отведением рук назад и последующим махом рук вверх; 5) то же с доставанием руками, головой и ногой различных предметов; 6) прыжки через планку на взлет, подтягивая и сгибая толчковую ногу, и др.

     В условиях общеобразовательной школы, когда на уроке присутствует значительное количество учащихся, преподавателю  необходимо применять также методы обучения технике прыжка в высоту, которые позволяют выполнять  упражнения всем учащимся одновременно или поточно. Так, двигаясь вокруг зала или площадки на расстоянии нескольких шагов друг от друга, дети выполняют  отталкивание на каждый третий или  пятый шаг. Или один за другим перепрыгивают  через натянутую посередине зала веревочку, скакалку, резину.

     При выполнении прыжков через планку на пришкольной спортивной площадке нужно позаботиться об увеличении ямы  для приземления, чтобы прыжки могли  выполнять одновременно несколько  человек. Такая длинная яма будет  служить хорошим подспорьем и  при обучении школьников прыжкам  в длину и тройному прыжку.

     Уже на первом этапе обучения преподаватель  должен привить учащимся навыки рационального  приземления. Этому послужат прыжки в глубину, спрыгивания с различных  гимнастических снарядов, изучение приземления  на руки и на ноги с последующим  перекатом па плечи и спину.

     При обучении разбегу в сочетании  с отталкиванием нужно иметь  в виду, что прыжок – это единый двигательный акт, поэтому большое  внимание нужно уделить сочетанию  этих элементов. Рационально будет  предложить обучаемым следующие  задания: сочетать разбег с выполнением  трех последних ускоренных шагов, выполнить  три последних шага и имитировать  отталкивание с энергичным махом  свободной ноги и т.д. Дети обычно с трудом осваивают сочетание  быстрого разбега с мощным, технически правильным отталкиванием. Очень важно  найти оптимальную скорость разбега для каждого ученика. Найдя соответствующий ритм разбега, его можно закрепить, подавая звуковые сигналы. Длину отдельных шагов разбега можно регулировать, сделав соответствующие отметки на линии разбега.

     Преодоление планки. Движения прыгуна в полете зависят от избранного им способа прыжка. Известно большое количество имитационных упражнений, с помощью которых можно овладеть тем или иным способом. Однако если учитель будет использовать на занятиях только их, то он может «засушить» урок, сделать его неинтересным, Вот почему необходимо чередовать выполнение специальных упражнений с различными прыжками – не только через планку, но и через естественные и искусственные препятствия, использовать игры с элементами прыжков («Удочка», «Веревочка пол ногами», «Прыжок за прыжком», «Кто кого перепрыгнет?» – и др.), эстафеты с преодолением препятствий. В процессе занятий следует устраивать соревнования как на высоту прыжка (простейшими способами), так и на лучшее исполнение различных его элементов.

     Приступая к изучению того или иного способа  прыжка, преподавателю необходимо создать  у занимающихся правильное представление  о его технике. Для этого можно  воспользоваться фотографиями, кинограммами. Однако лучший способ – это все  же практический образцовый показ. После  него нужно предложить учащимся выполнить  прыжок с произвольного разбега, фиксируя их внимание на ошибках при  толчке, переходе планки, приземлении. Затем перейти к изучению техники прыжка способом «перешагивание» в следующей последовательности:

     1. Научить переносить через препятствие  маховую и толчковую ноги. Для  этого, стоя боком вплотную  к препятствию (поставленной наклонно  планке или скамейке), поднять  вверх маховую ногу, поставить  ее за препятствием и тотчас  же поднять и перенести через  него толчковую ногу.

     2. То же, но с нескольких шагов  подхода.

     3. Научить преодолению планки перешагиванием, отталкиваясь с небольшого разбега.  Место толчка обозначить кругом, нарисованным в 20 – 30 см от планки. Быстро подойдя к планке мелкими шагами, оттолкнуться из круга и преодолеть препятствие. То же с трех шагов разбега.

     4. Научить правильным движениям  маховой и толчковой ноги. Кроме  круга для отталкивания, начертить  за препятствием круг для приземления.  Выполняя прыжок с небольшого  разбега, постараться над планкой  выпрямить маховую ногу и опустить  ее с поворотом стопы и колена  внутрь. Одновременно энергично  подтянуть и перенести через  планку толчковую ногу,

     5. Научить правильному положению  туловища и рук во время  прыжка. Добиваться выпрямления  туловища и маха руками, согнутыми  в локтях, во время отталкивания  и наклона туловища вперед  с поворотом его в сторону  разбега, опуская одновременно  с этим руки вниз по сторонам  от планки во время полета.

     Освоение  способа «перекат» следует начинать с изучения разбега со стороны толчковой ноги и отталкивания ближней к планке ногой. Этому способствуют следующие упражнения:

     1. С небольшого разбега (2 – 3 шага), оттолкнувшись ближней к  планке ногой, подтянуть ее  к маховой. Вначале приземлиться  на обе ноги, затем на маховую  и, наконец, на толчковую.

     2. Прыжок с 2 – 3 шагов разбега,  приземляясь на толчковую ногу  и наклоняя туловище с поворотом  боком к планке.

     3. То же, но подтягивая, а затем  опуская толчковую ногу за  планку и поворачиваясь грудью  к яме для приземления.

     4. Имитация прыжка способом «перекат»  на месте («раз» – сделать  мах свободной ногой, поднять  руки вверх, «два» – сменив  положение ног, прийти в положение  группировки над планкой).

     5. Имитация прыжка через коня  или гимнастический стол.

     Изучение  прыжка способом «перекидной» в условиях общеобразовательной школы имеет особое значение. Этот способ наиболее эффективен и в то же время сравнительно прост для освоения. Его изучение не требует таких мер предосторожности, как «фосбери». Освоению техники «перекидного» способствуют такие упражнения.

     Для изучения продольного вращения тела:

     1. Стоя на толчковой ноге боком  к гимнастической стенке и  держась за нее руками, выполнение  маха широким движением от  бедра с последующим поворотом  лицом к гимнастической стенке.

     2. То же упражнение с нескольких  шагов разбега. Упражнение заканчивается  вспрыгиванием на гимнастическую  стенку.

     3. Прыжки с одного, двух и трех  шагов разбега с подтягиванием  толчковой ноги и увеличением  скорости продольного вращения  с поворотом на 180 и 360° (пируэт).

     4. То же, но через наклон на  поставленную планку. Вначале дальний  конец планки устанавливается  на земле, а ближний – на  кронштейне стойки. Постепенно дальний  конец поднимается.

     Для изучения движений при переходе через  планку и приземлении:

     1. Имитация переноса толчковой  ноги из положения упор лежа  за руками.

     2. Выполнение перехода планки и  приземления с опорой о гимнастические  снаряды: конь, стол, скамейку, бревно  или брусья.

     3. Совершенствование перехода планки  и приземления способом «перекидной», прыгая через планку, установленную  на доступной высоте. Акцентировать  внимание на наиболее слабо  освоенных элементах техники  прыжка.

     Для совершенствования прыжка способом «перекидной» в целом:

     1. Прыжки через планку на доступной  высоте (увеличить длину разбега  до 5, а затем до 7 беговых шагов). Совершенствование ритма разбега  при условии доступной для  каждого ученика длины и скорости  разбега.

     2. Прыжки через планку. Совершенствование  перехода от разбега к толчку.

     3. Прыжки на околопредельной и  предельной высоте (следить за  сохранением техники усвоенных  движений при переходе планки). Подготовка спортсмена к мобилизации  нервно-мышечных усилий, необходимых  для преодоления максимальных  высот.

     Перешагивание (ножницы). Является наиболее простым и доступным из всех способов прыжка в высоту. Он не требует дорогого инвентаря, специальных поролоновых матов, так как прыгун осуществляет приземление на обе ноги и может прыгать в яму с песком. При выполнении отталкивания толчковая нога начинает выпрямляться сразу же после постановки ее на грунт. Маховая нога помогает отталкиванию. Она выпрямляется, максимально высоко поднимается над планкой, а затем энергично опускается за планку, делая перешагивание. Туловище наклоняется вперед. Одновременно толчковая нога переносится через планку повернутой стопой кнаружи. Прыгун приземляется на маховую ногу. Этим способом, известным еще с середины XIX века и знакомым современному школьнику, атлеты пользовались примерно до 1937 года и довели мировой рекорд до 2,09 м.

     Перекидной. Этот способ, чем-то похожий на запрыгивание на лошадь, позволял приблизить центр масс прыгуна ближе к планке и давал преимущество по сравнению с перешагиванием примерно 15 сантиметров. Автор его неизвестен. В 1941 году этим стилем американец Лео Стирс покорил новый мировой рекорд 2,11 м. Этим же стилем прыгал первый советский рекордсмен мира в прыжках в высоту Юрий Степанов взявший в 1957 году 2,16 м. Звездой прыжков и мирового спорта стал Валерий Брумель, шесть раз бивший мировые рекорды вплоть до 2,28 м. Последним мировым рекордсменом уже в эпоху следующего стиля (1978) стал Владимир Ященко (СССР), прыгнув на 2,35 м. Много лет прыгуны со всего мира использовали в прыжках в высоту с разбега способ «перекидной», но теперь, как показали многочисленные исследования, новый стиль прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» занимает первое место среди всех способов. [10, с.94]

Информация о работе Методика обучения прыжкам в высоту