Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:04, реферат
В связи с падением в последнее время педагогической и научно-
исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого
явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых
специалистов можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает
кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у
этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в
школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы
не являются ведущими в выборе профессии учителя физической куль
ВВЕДЕНИЕ...........................3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...................5
1.1. Определение и понятие личностных качеств
в современном учителе.................5
1.2. Учитель физкультуры: его характеристика.........11
1.3. Умения учителя физической культуры.............13
1.4. Стиль деятельности учителя физической культуры.......15
1.5. Авторитет учителя физической культуры...........19
Вывод...........................21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ........22
2.1. Методы исследования...................22
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов.......26
Вывод..........................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............33
обсуждения. При опросе учащихся обращается к небольшому количеству учеников,
каждому дает значительное время на ответ. Особое внимание учитель с
рассуждающе-методичным стилем деятельности уделяет слабым школьникам. Ему
свойственна рефлективность.
1.5. Авторитет учителя физической культуры
Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который
имеет учитель. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то способен
оказывать
на них более сильное
Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности,
поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом
профессионального мастерства педагога. Придя работать в школу, молодой
специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для правильной организации
этого процесса важно знать, что может определить авторитет учителя
физической культуры.
Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов [20, 85].
Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической
культуры и спорта. Очень важен и статус учителя как спортсмена в прошлом.
Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда
должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.
Авторитет должности (статус учителя как педагога) дополняется психолого-
педагогическими знаниями и умениями учителя.
Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается, во-
первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога,
учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе
личностных
характеристик как учителю
Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет
ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы
взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому
между ними должна соблюдаться определенная дистанция.
Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель,
уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо
прохождения программного материала.
Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать
отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам
современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный
подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета учителя.
Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем.
Как правило, учителя, склонные таким образом завоевать авторитет, считают,
что воспитание сводится к простому послушанию.
Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего
свои
достоинства и заслуги в
в младших и средних классах спортивные успехи учителя физической культуры
оказывают влияние на формирование авторитета, но только на начальных этапах
совместной деятельности, затем ведущая роль в создании авторитета переходит
к профессиональным и личностным качествам педагога.
Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который
постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.
Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм,
порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими
принципами.
Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учителя, в котором может
преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет учителя
физической культуры, необходимо осознавать, что оптимально для данного
педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль
деятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов
(расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать
выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы
процессу воспитания и обучения школьников.
Теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень
профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры
мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе
профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль
характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей.
Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и
способностей ведущая роль преобладающему мотиву.
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация
деятельности учителя, которая актуализировала бы противоречие между
требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для
человека.
Теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень
профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры
мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе
профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль
характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей.
Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и
способностей ведущая роль отдается преобладающему мотиву.
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация
деятельности учителя физической культуры, которая актуализировала бы
противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным
смыслом для человека.