Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:04, реферат
В связи с падением в последнее время педагогической и научно-
исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого
явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых
специалистов можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает
кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у
этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в
школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы
не являются ведущими в выборе профессии учителя физической куль
ВВЕДЕНИЕ...........................3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...................5
1.1. Определение и понятие личностных качеств
в современном учителе.................5
1.2. Учитель физкультуры: его характеристика.........11
1.3. Умения учителя физической культуры.............13
1.4. Стиль деятельности учителя физической культуры.......15
1.5. Авторитет учителя физической культуры...........19
Вывод...........................21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ........22
2.1. Методы исследования...................22
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов.......26
Вывод..........................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............33
Личностные качества учителя
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...................5
1.1. Определение и понятие личностных качеств
в современном учителе.................5
1.2. Учитель
физкультуры: его
1.3. Умения
учителя физической культуры...
1.4. Стиль
деятельности учителя
1.5. Авторитет
учителя физической культуры...
Вывод.........................
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ........22
2.1. Методы исследования...........
2.2. Анализ
и обсуждение полученных
Вывод.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............33
В связи с падением в последнее время педагогической и научно-
исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого
явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых
специалистов можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает
кризис.
В некоторой степени это
этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в
школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы
не являются ведущими в выборе профессии учителя физической культуры.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий
зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это
единственный человек, который большую часть своего времени занимается
воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем
прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия
конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и
социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей,
подготовленных морально и профессионально.
Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов
психологической
адаптации студентов в новых
социально-экономических
и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также
изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования
профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и
психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной
направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда
выбор направления профессионального развития уже совершен, на этапе обучения
в ВУЗе.
Поскольку одним из основных направлений деятельности Чувашского государственного
педагогического университета является подготовка учительских кадров, целью
настоящей работы явилось исследование профессиональной направленностью
личностных качеств педагога по физическому воспитанию и спорта.
Объект исследования: личностные качества учителя физической культуры.
Предмет исследования: ценностно-смысловые компоненты профессиональной
направленности.
Исходя из выше изложенного нами была сформулирована гипотеза
исследования: предполагаем, что профессиональная направленность педагога по
физическому воспитанию и спорта в школе имеет сложный многоуровневый характер и
определяется осмысленностью выбора.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявление профессионально значимых качеств педагогов (теоретический
анализ).
2.
Исследование индивидуальных
определяющие профессионально значимые качества педагогов.
3.
Выявление взаимосвязи
профессионально
значимых качеств выбранной
Теоретическое значение и
современной литературе в достаточной мере описаны те качества личности,
которыми должны обладать работающий учитель, но не исследованы те качества,
которые обеспечивают предрасположенность к данной профессии.
Практическая значимость
рекомендаций психологической службе ЧГПУ и деканату факультета физкультуры и
спорта.
СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Определение и понятие
в современном учителе
Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и
психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения
и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в
ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры,
к которым
относятся: воспитательные, образовательно-про
управленческо-организаторские, проектировочные, административно-
хозяйственные.
Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных
взглядов личности школьника.
Образовательно-
специальных знаний и умений.
Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков, занятий
в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной
деятельностью учащихся.
Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию
мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных
результатов, которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя
контроль за темпами реального развития школьников, необходимо вносить
коррективы в план работы. Особая роль принадлежит проектированию
(планированию) уроков. Это подбор учебного материала в соответствии с
задачами урока, возрастом школьников, спецификой группы, половыми и
индивидуальными особенностями учеников.
Все это находит отражение в конспекте урока. Кроме того, важно внести в
конспект информацию о системе, содержании и последовательности собственных
действий учителя, а также о приемах для повышения активности учащихся на
уроке.
Административно-хозяйственные функции учителя физической культуры
многообразны. Они направлены на материальное обеспечение процесса физического
воспитания. Это приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря,
создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение
туристических походов и многое другое.
Формы деятельности учителя
Формы деятельности учителя физической культуры представлены на рис. 1.
Рис. 1. Формы деятельности
учителя физической культуры.
По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры
работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их
делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической
нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
Условия психической
Ø шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими
школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает
психическое утомление у учителя;
Ø необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
Ø значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
Ø ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия
физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении
травм.
Условия физической нагрузки:
Ø необходимость показывать физические упражнения;
Ø осуществление физических действий совместно с учениками
(особенно в походах);
Ø необходимость страховать учеников, выполняющих физические
упражнения.
Условия, связанные с
– климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;