Личностные качества учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

В связи с падением в последнее время педагогической и научно-
исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого
явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых
специалистов можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает
кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у
этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в
школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы
не являются ведущими в выборе профессии учителя физической куль

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...................5
1.1. Определение и понятие личностных качеств
в современном учителе.................5
1.2. Учитель физкультуры: его характеристика.........11
1.3. Умения учителя физической культуры.............13
1.4. Стиль деятельности учителя физической культуры.......15
1.5. Авторитет учителя физической культуры...........19
Вывод...........................21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ........22
2.1. Методы исследования...................22
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов.......26
Вывод..........................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............33

Работа содержит 1 файл

Личностные качества учителя.docx

— 35.69 Кб (Скачать)

–        санитарно-гигиеническое состояние  спортивных классов, за­лов.

Деятельность  учителя физической культуры всегда связана с решением

педагогических  задач.

Решение педагогической задачи проходит через  ряд этапов: анализ

педагогической  ситуации, выдвижение гипотез о возможных  способах решить

стоящие перед учителем задачи, прогностическая  оценка предполагаемых способов

и выбор  наиболее подходящего из них для  имеющихся условий (педагогической

ситуации), реализация принятого решения и  текущий анализ информации о ходе

его реализации, а при необходимости, и корректировка, после получения

результатов – ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление

его с  планируемым.

Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать

педагогические  задачи и на уроке, рекомендуется  использовать специально

разработанную систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта

система соответствует общим для педагогики и психологии принципам

развивающего  и воспитывающего обучения и условно  делится на три направления:

1) воспитательное: развитие личности ученика, формирование  его

нравственности, мировоззрения;

2) методическое: разбор урока (обоснование целей,  содержания и организации

соответственно  уровню подготовленности учащихся, их интеллектуальному

развитию, возрастным и индивидуальным особенностям);

3) проблемное, излагающее современный взгляд на урок, т.е. на совместную

деятельность  в группе с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок

в плане  развития речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей,

индивидуальных  и психологических качеств) и  учителем (урок является

инструментом  совершенствования собственных  педагогических умений, личностных

качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности,

самосознания).

Психологический анализ урока имеет свои этапы, которые  со­ответствуют формам

деятельности  учителя при проведении уроков: подготовка к уроку,

непосредственное  проведение урока, аналитический разбор и оценка проведенного

урока самим учителем.

Психологический анализ урока начинается с предваряющего  этапа, который

включает  в себя составление плана предстоящего урока. При этом учитываются:

содержание  учебного материала, цель и задачи, методы и средства обучения,

уровень профессиональной подготовленности и  уровень развития ин­дивидуальных

психологических и личностных качеств учителя, возрастные и индивидуальные

психологические особенности школьников, уровень  их умственного развития,

особенности эмоциональной и волевой сфер, склонности и интересы учеников, их

отношение к учебной деятельности, физическим упражнениям и к конкретному

учителю, способности учащихся к усвоению учебного материала. Кроме того,

важно учитывать наличие необходимого спортивного оборудования, инвентаря,

степень пригодности мест, планируемых для  проведения уроков физической

культуры.

Текущий этап психологического анализа урока  проводится не­посредственно в

условиях педагогической ситуации, при реализации плана урока. Учителю

следует уметь одновременно: видеть уровень  готовности учеников к уроку,

наблюдать за дисциплиной в течение всего  урока, замечать психофизическое

состояние школьников, правильно воспринимать реакцию воспитанников на свои

вопросы, замечания, распоряжения, приказы и  просьбы; внимательно слушать и

понимать  ответы учеников, их вопросы; постоянно  держать в поле зрения всю

группу  занимающихся; организовать наблюдение учеников как за учебным

материалом, так и за действиями их товарищей; воспринимать реакцию детей на

собственные объяснения; определять темп работы класса в целом, затруднения,

глубину усвоения учебного материала, типичные ошибки; учитывать особенности

учебной деятельности отдельных групп учеников (разделяя их на сильных,

средних и слабых) и существующие особенности в своей работе, а также

особенности отдельных учеников; замечать своеобразные черты в поведении,

речи, склонностях, способностях, интересах и продвижении  в раз­витии

отдельных детей; наблюдать за своим поведением и речью, соблюдать взаимосвязь

деятельности  школьников и собственной деятельности.

Основанный на информации, полученной в ходе проектирования урока,

ретроспективный этап состоит из практической его  реализации. Его содержание –

сравнительный анализ, включающий в себя оценку правильности задач, методов и

средств, выбранных для объяснений и обоснований  теоретических высказываний

и проведенных  на уроке практических действий. Учитель  должен выявить

достоинства и недостатки проведенного урока  и наметить пути для устранения

его слабых сторон.

Психологический анализ урока считается неотъемлемой частью педагогической

деятельности  учителя физической культуры, который  проводит его, опираясь на

свои  проективно-перцептивно-рефлексивные способности и аналитические

проектировочные, рефлексивные умения. Такой анализ служит основным

механизмом  саморегуляции, самоконтроля и саморазвития педагога.

               1.2. Учитель физкультуры: его характеристика              

Профессиональное  мастерство учителя физической культуры во многом

определяется  его способностями к педагогической деятельности, которые

делятся на следующие группы [11, c.28]:

1) дидактические  способности – это способности  передавать учебный материал,

делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и

понятно для конкретной группы учащихся, вызывая  у них интерес к учебному

предмету, возбуждая их активность и самостоятельность  в учебной

деятельности. Эти способности заключаются  в умении учителя реконструировать,

адаптировать  учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым,

неясное – понятным;

2) академические  способности - это способности  к соответствующей области наук

(учебный  предмет). Способный учитель физической  культуры знает свой предмет

не только в объеме учебного курса, но и значительно  шире и глубже. Он

стремится к познанию последних открытий в  области научных знаний по своему

предмету, сам ведет исследовательскую  работу;

3) перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир

ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием

личности  школьника и его психического состояния;

4) речевые  способности – это способности  ясно и четко выражать свои  мысли и

чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно

проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;

5) организаторские  способности – это умение организовать  учеников,

формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач.

Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;

6) авторитарные  способности – это способность  непосредственно эмоционально-

волевым влиянием на учащихся добиваться у  них авторитета;

7) коммуникативные  способности – это способность  к общению с учениками,

умение  найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с

ними  взаимоотношения, целесообразные для  осуществления педагогической

деятельности;

8) педагогическое  воображение – это способность  предвидеть последствия

педагогической  деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у

воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;

9) аттенционные способности – это способность распределять свое внимание

между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо

следить за содержанием и формой изложения  учебного материала, развертывая

свои  мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на

проявление  признаков утомления, невнимания, непонимания  со стороны

воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить  и за собственным

поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен

распределять  свое внимание учитель.

                 1.3. Умения учителя физической  культуры                

Умения  учителя физической культуры делятся  на конструктивные,

организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

     Конструктивные умения помогают  учителю планировать свою деятельность. К

ним относятся  умения: отбирать и строить учебный  материал, осуществлять

перспективное и текущее планирование, планировать  приобретение и ремонт

спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение

корректировать  планы.

     Организаторские умения связаны  с реализацией намеченных планов. Учитель

должен  уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников.

Умение  учителя общаться с учащимися, коллегами  по работе, родителями, находить

Информация о работе Личностные качества учителя