Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:04, реферат
В связи с падением в последнее время педагогической и научно-
исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого
явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых
специалистов можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает
кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у
этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в
школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы
не являются ведущими в выборе профессии учителя физической куль
ВВЕДЕНИЕ...........................3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...................5
1.1. Определение и понятие личностных качеств
в современном учителе.................5
1.2. Учитель физкультуры: его характеристика.........11
1.3. Умения учителя физической культуры.............13
1.4. Стиль деятельности учителя физической культуры.......15
1.5. Авторитет учителя физической культуры...........19
Вывод...........................21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ........22
2.1. Методы исследования...................22
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов.......26
Вывод..........................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............33
рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные
умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно
коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные
выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения.
Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания
учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к
занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам,
управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих
педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает прежде всего
культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог [6, c.32].
Гностические умения связаны
с познанием учителем как
так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и
результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных
способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение
пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить
элементарные исследования, анализируя их результаты.
Двигательные умения отражают, прежде
всего, умение учителя
физические
упражнения. Правильный показ того
или иного физического
входящего
в программу обучения, определяет
эффективность учебной
школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся
также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых
при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и
т.д.
1.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью
определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или
иной стиль его деятельности.
Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном натри вида
[23, c.63]:
1)демократический;
2) авторитарный;
3) либеральный.
Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным
партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию
решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений
школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их
личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к
учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс,
учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к
собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда
удовлетворены своей профессией.
Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом
педагогических воздействий учителя, который все решает единолично,
устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых
школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель
практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе
педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают
низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на
психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются
приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую
не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической
стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее
положение в педагогических коллективах.
Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от
самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в
процессе урока - ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью
школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется
нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые
конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно
отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников.
В современной психологии различают индивидуальные стили деятельности, т.е.
системы наиболее эффективных приемов и способов организации собственной
работы отдельным человеком.
Благодаря
научно-исследовательской
были вскрыты основные причины проявления того или иного индивидуального
стиля деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, как
правило,
обусловлено склонностью
деятельности, который является следствием имеющихся у него типологических
особенностей проявления свойств нервной системы (темперамента). Такой путь
формирования стиля деятельности называют стихийным.
Существует и сознательный, целенаправленный путь формирования
индивидуального стиля деятельности. Он также базируется на учете сильных и
слабых сторон индивида, его типологических особенностей, определяется либо
глубоким самопознанием, либо целенаправленными воздействиями со стороны
(например,
усилия более опытного
стиля деятельности сводится к приспособлению человека, адаптации его
психических свойств и качеств к конкретной профессиональной деятельности,
требованию
от него осуществления
смысле возможно формировать стиль деятельности на основе определенного
авторитета, эталона конкретной личности.
В педагогической психологии различают четыре типа индивидуального стиля
педагогической деятельности [22, c.34]:
1. Эмоционально-импровизационный стиль. В этом случае учитель
ориентирован на процесс обучения. Его объяснение нового учебного материала
строится логично, интересно, но в процессе объяснения часто отсутствует
обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу
учащихся, как правило, к сильным, интересующим его школьникам. При опросе
учитель использует много неформальных вопросов и практически не дает
возможности воспитанникам сформулировать ответ. Он сам принимает активное
участие в ответах учеников.
Для осуществления педагогического процесса такой учитель, в основном,
использует самый интересный учебный материал, а неинтересный, хотя и важный,
старается оставить учащимся для самостоятельной подготовки. Его деятельность
отличается высокой оперативностью. Он использует большой арсенал методов
обучения, практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные
высказывания.
Учителю с эмоционально-
педагогической деятельности свойственны: интуитивность, недостаточно
серьезное
отношение к процессам
а также к осуществлению контроля за усвоением учениками знаний.
2. Эмоционально-методичный стиль. Используя его, учитель ориентируется
на процесс и результат обучения, для чего нужны адекватное планирование
учебно-воспитательного процесса, оперативность в деятельности и преобладание
интуитивности над рефлективностью.
Такой учитель внимательно следит за уровнем знаний учеников, постоянно
включая в процесс обучения элементы повторения и закрепления пройденного
учебного материала и методы контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
Он часто меняет формы работы на уроке, практикует коллективное обсуждение
темы на уроках, стремится активизировать учебную деятельность всех членов
группы, заинтересовать их особенностями своего предмета.
3. Рассуждающе-импровизационный стиль. Также свойствен учителю,
ориентированному на процесс и результат обучения. Для него характерно
адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, но при этом он
проявляет меньшую изобретательность по сравнению с представителями первых двух
стилей. Такой учитель не всегда способен обеспечить высокий темп работы,
практически не использует коллективное обсуждение. Во время опроса учеников
предпочитает мало говорить, но внимательно анализирует ответы школьников. Он
любит воздействовать на учащихся косвенным путем (подсказки, уточнения). Как
правило, дает возможность каждому ученику детально сформулировать свои
высказывания.
4. Рассуждающе-методичный стиль отличает учителя, ориентирующегося
преимущественно на результаты обучения. Такой учитель адекватно планирует
учебно-воспитательный процесс, проявляя консервативность в использовании
средств и методов педагогической деятельности. Для него характерна высокая
методичность (систематичность изучения нового, закрепление и повторение
пройденного учебного материала, проведение мероприятий, контролирующих
усвоение знаний, умений и навыков учениками). Он редко проводит коллективные