Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:46, реферат
Лечебная физкультура (ЛФК) — это система применения самых разнообразных средств физических упражнений - ходьба пешком, на лыжах, плавание, бег, игры, утренняя гимнастика и проч., - т. е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций человека.
Полезно проделывать специальные упражнения для сфинктера (кольцевой мышцы) прямой кишки: втягивание заднего прохода (по 8-10 раз 3-4 раза в день). Во время гимнастики не рекомендуется длительно стоять на ногах, не следует делать упражнения, связанные с натуживанием и большими усилиями. Необходимо часто менять исходное положение.
Чтобы улучшить кровообращение в прямой кишке и малом тазу, полезно ходить, высоко поднимая колени и перекрещивая ноги, т. е. ставя одну ногу перед другой.
При ожирении часто нарушается функция сердечнососудистой системы.
Метод лечения ожирения путем применения лечебной физической культуры имеет задачи:
урегулировать деятельность кровообращения, дыхания;
повысить адаптацию к физической нагрузке, тренированность;
улучшить моторно-двигательную функцию, способствовать выработке правильной осанки;
укрепить мышцы живота (место наибольшего отложения жира, что непосредственно должно улучшить работу органов брюшной полости);
предохранить больного от дальнейшего накопления жира, улучшить обмен веществ.
Методика занятий должна строиться в зависимости от степени нарушения сердечно-сосудистой системы с учетом сопутствующих явлений, возраста больного и приспособленности к нагрузке.
В общем комплексе упражнений необходимо сочетать разнообразные виды физических упражнений, широко внедрять систематические прогулки, ходьбу на лыжах, катание на коньках, велосипеде, спортивные игры. Однако применение физических упражнений может дать результат только в комплексе с диетой и организацией общего режима жизни. Следует дифференцировать формы ожирения эндогенного характера, связанного с нарушением функций эндокринных желез, и экзогенного характера, обусловленного обильным питанием. Необходимо постепенно подготовить больного к повышенной нагрузке вначале со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а затем к общей нагрузке до интенсивных напряжений, чередуя упражнения с фазами отдыха. В занятиях широко используются упражнения с гантелями, набивными мячами, с сопротивлением. Обращается внимание на движения, укрепляющие брюшной пресс.
Также важно акцентировать внимание на развитие координации движений. В основном периоде занятий лечебной физической культурой повышать интенсивность напряжения движений.
Задачей лечебной физической культуры при артритах является укрепление и улучшение общего состояния больного, улучшение работы органов кровообращения и восстановление основной функции опорно-двигательного аппарата. В остром периоде проводится лечение положением тела. В подостром периоде нужно начинать упражнения для суставов осторожно, постепенно увеличивая объем движений, не причиняя при этом острых болей. Необходимо научить больных расслаблять мышцу, использовать качательные движения без резких рывков.
Хорошо применять лечебную физическую культуру в комплексе с тепловыми процедурами и лечебным массажем. Пассивные упражнения следует выполнять при наличии контрактур. Больному рекомендуется исходное положение лежа и сидя (в зависимости от состояния) и занятия на аппаратах - механотерапия.
Раннее начало лечебной физической культуры при полиартритах способствует предупреждению ограничений их подвижности.
При артрите туберкулезного характера лечебная гимнастика применяется после того как процесс совершенно затихнет. Движения в начале лечения проводят с большой осторожностью в суставах, только близких к очагу поражения, минуя пораженный сустав. Применение лечебной гимнастики у больных артритом туберкулезного характера проводится с разрешения и под контролем врача-фтизиатра.
Если у больного отсутствуют активные движения, следует применять пассивные движения постепенно до появления активных движений, а затем переходить на упражнения с малым размахом движений, постепенно увеличивая его. Необходимо следить за дыханием. Необходимо учитывать, что больной делает упражнения с большим усилием, поэтому периодически следует давать отдых и включать дыхательные упражнения.
ЛФК в дО - и послеоперационном периоде
Лечебная физическая культура в дооперационном периоде имеет задачи общетонизирующие: научить правильно дышать, освоить ряд упражнений, которые больной будет выполнять после операции. Непосредственно после операции нежелательно внимание больного занимать образованием новых условно-рефлекторных связей. В послеоперационный период следует рано включать движения как фактор борьбы с застойными явлениями. Упражнения назначают без больших напряжений. Особое внимание следует обратить на правильное дыхание (глубина дыхания - в зависимости от оперированного органа и тяжести перенесенной операции). Амплитуда движений должна нарастать постепенно.
Противопоказанием к проведению процедур лечебной физической культуры является острый инфекционный процесс.
При ампутации нижних конечностей задача заключается в полном сохранении движений в оставшихся суставах, в подготовке больного к опоре на культю для перехода к ношению протеза. Однако для решения этих основных задач необходимо учесть общее состояние больного, некоторое нарушение психики, подавленность, отсутствие уверенности в своих силах.
Очень важным является укрепление и развитие неповрежденной конечности, на которую увеличится нагрузка. При использовании физических упражнений необходимо учесть следующие требования: укрепить мускулатуру нижних конечностей, предупредить контрактуры и могущие быть атрофии в незатронутых мышцах культи. Следует проводить упражнения в равновесии, координации, все время чередуя их с дыхательными упражнениями. Упражнения начинают в положении лежа, затем сидя и стоя. Когда можно будет давать опору на культю, нужно начинать упражнения в надавливании на культю рукой, потом постепенно переходить к давлению культей на предметы, а затем на доску, соответственно покрытую войлоком и тканью. В дальнейшем необходимо научить больного пользоваться протезом и сохранить осанку. В тренировке нужно добиваться правильной походки.
К разделу лечебной физической культуры в травматологии должны быть отнесены и соответствующие комплексы упражнений при повреждении мягких тканей, вывихах и растяжениях. Методика лечебной физической культуры в этих случаях варьирует в основном в зависимости от размера и глубины поражений, как и при переломах. Восстановление функции должно соответствовать восстановлению нарушенной формы сустава или части конечности.
Лечебная физическая культура при ожогах и отморожениях после общих лечебных мероприятий на коже направлена на борьбу с могущими образоваться на коже рубцами и контрактурами. Необходимо давать упражнения на растягивание рубцовых тканей и восстановление объема движений в суставах.
СКОЛИОЗ
Деформации позвоночника клинически выражаются в искривлениях позвоночника. Сколиоз - боковое искривление позвоночника (во фронтальной плоскости), лордоз - искривление позвоночника в переднезадней плоскости (сагиттальной плоскости) с изгибом позвоночника вперед, кифоз - искривление позвоночника кзади; торсия - искривление позвоночника вокруг оси. Отмечаются и тотальные искривления позвоночника. Сколиозы бывают простые и сложные.
Простые сколиозы имеют изгиб позвоночника в одну сторону. Сложные сколиозы, когда позвоночник искривлен в две стороны, часто дополнительные изгибы образуются компенсаторно (сколиозы S-образные и др.).
По локализации различают шейный, грудной и поясничный сколиоз.
Они делятся на три степени искривления - 1-2–3.
Сколиоз 1 степени характеризуется не резко выраженным изменением в позвоночнике. Сколиоз больше заметен в положении лежа. При усилии к выпрямлению он исчезает. У детей с ослабленной мускулатурой нередко наблюдается неустойчивость позвоночника (сколиоз) при статическом положении стоя.
Сколиоз 2 степени - стойкое изменение позвоночника. Он исчезает, если больной находится в состоянии вытяжения (гимнастическая стенка, петля Глиссона). Эта степень сколиоза развивается постепенно.
Сколиоз III степени - резко выраженное изменение позвоночника с торсией, т. е. поворотом позвонков и реберным горбом. Тела позвонков деформированы. Эти искривления обычно необратимы. При их наличии основная задача заключается в том, чтобы приостановить прогрессирование процесса.
При осмотре детей особенно важно определить наличие асимметрии плечевого пояса, форму грудной клетки, положение таза, положение лопаток и их стояние, т. е. определить, насколько они одинаково отстоят от средней линии позвоночника. Определяется также положение головы. Отмечается форма и размер треугольника, образуемого между талией и внутренней стороной опущенной руки, а также асимметрия тазовых костей, ягодичных складок. Лечебная физическая культура в комплексе лечения является основным методом.
Методика занятий включает большое разнообразие движений.
Физические упражнения даются общеразвивающего и общеукрепляющего характера. Проводятся также специальные упражнения с учетом индивидуальных нарушений, упражнения на силовую выносливость, общую и специальную, на координацию и равновесие, упражнения в сопротивлении, а также специальные упражнения на осанку. Лечебная физическая культура проводится без отягощения и с применением палки, булавы, мячей, гантелей и др. Используются упражнения на снарядах, т. е. на гимнастической стенке, скамейке, кольцах.
Гимнастические упражнения при деформациях позвоночника 1 - 2 степени. Упражнения выполняются с большим мышечным напряжением.
Исходные положения следует часто менять и проводить упражнения в положении лежа на спине, животе, на боку, стоя, сидя, на четвереньках. Занятия проводятся не менее 3 раз в неделю. Продолжительность урока лечебной физической культуры от 45 до 60 минут. Срок лечения длительный - от 3 месяцев до 2-3 лет.
Для детей со сколиозами противопоказаны упражнения в прыжках, упражнения в больших наклонах туловища вперед, акробатика, ношение больших грузов, футбол. Обязательным является регулярное проведение антропометрических измерений.
В лечении большое значение имеют профилактические мероприятия, например жесткая постель (щит с ватным матрацем), соответствующая мебель, правильное сидение на уроках, правильное освещение помещений и т. д. Необходимо организовать двигательный режим детей в соответствии с временем года. Широко использовать летом плавание, игры, а зимой катание на коньках и лыжах. В кабинете лечебной физической культуры организуются специальные группы по корригирующей гимнастике.
В задачи лечебной гимнастики входит общее укрепление и развитие организма, исправление недостатков в осанке и деформации позвоночника.
Специальной коррекции требует плоскостопие. Различают продольный и поперечный своды стопы. Эти своды удерживаются за счет связок и тонуса подошвенных мышц. Наличие сводов смягчает толчки и сотрясения при передвижениях, беге, прыжках. Стопу как орган следует рассматривать в состоянии работы. В работе стопы при движении участвуют не только мышцы стопы, но и мышцы голени и даже бедра.
Детская стопа несколько отличается от стопы взрослых. В пяточной части связочный аппарат эластичнее и поэтому объем движений значительно больше, чем у взрослых. Однако утомление детской стопы наступает раньше, чем у взрослых.
Стопа определяется как нормальная, плоская и уплощенная. При осмотре нижней поверхности стопы важным является плантография, т. е. отпечатки стоп на бумаге.
Плоскостопие можно определить специальным прибором по Бехтеревой - Чоговадзе. Плоскостопие часто сопутствует деформациям позвоночника.
Кроме общеукрепляющих упражнений, особенно «на осанку», при плоскостопии необходимо включать специальные упражнения: ходьба на носочках, выполнение отдельных упражнений в исходном положении «на носках» (носки повернуты внутрь), ходьбу по рейке (по бревну), ходьбу на наружной части стопы с подогнутыми пальцами, захватывание пальцами ног различных предметов, катание предметов, подвижные игры, прыжки, скакалки и другие упражнения.